СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Давлеканово
Конструирование технологической карты урока
в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на педсовете
Выполнила: учитель начальных классов Землякова Л.Г.
Январь2016 г.
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
1. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- существует несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать не только владение учителем классической структурой урока, но и умение активно применять новые творческие наработки, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
При моделировании современного урока большую роль играет технологическая карта урока. Уважаемые коллеги! Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, которая обеспечит эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 2. Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 3. Структура технологической карты включает:
4. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 5. Технологическая карта позволит учителю:
6.Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
7. Блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса
1-блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); 2-инструментальный блок (какими средствами это достижимо); 3-блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
8. Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр.
9. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока (УМК).
Формулировка задач должна начинаться с глаголов "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
10. ІІІ блок- это блок организационно-деятельностный: Сюда входит таблица-схема"План урока»; диагностика результатов урока и домашнее задание.
Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
11. Таким образом, новый подход в проектировании современного урока, с использованием технологической карты, позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
12, 13 пример структуры технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС.
© 2016, Землякова Лия Гайнулловна 1861