В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Рабочая программа курса «Математика» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1 – 4 классы» (2009)
Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Основные виды письменных работ по математике: текущие и итоговые контрольные работы, тестовые задания.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дид-кое соп-ние (стр) | Дата |
1 четверть – 45 часов |
Арифметические действия (числа от 1 до 100) (12 часов) |
1 | Сложение и вычитание | Повторение | Знать: приёмы вычислений, основанные на нумерации. Уметь: складывать и вычитать двузначные числа. | Фронтальный опрос | 4 | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | 5 | |
3 | Выражения с переменной | Изучение нового материала | 6 | |
4 | Решение уравнений | Знать: связь между компонентами и результатами действий. Уметь: решать уравнения. | 7 | |
5 | Связь между компонентами и результатом вычитания. Самостоятельная работа № 1 по теме «Повторение» | Самостоятельная работа | 8 | |
6 | Связь между компонентами и результатом вычитания | Фронтальный опрос | 9 | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами | Уметь: строить геометрические фигуры | 10 | |
8 | Закрепление вычислительных навыков. Тест № 1 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | Закрепление | Уметь: решать текстовые задачи | Тест | 11 | |
9 | Решение задач. Тест № 2 по теме «Решение простых и составных задач» | 12 | |
10 | Закрепление пройденного материала. Математический диктант № 1 по теме «Повторение» | Математический диктант | 13-14 | |
11 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного во 2 классе» | Контроль | Уметь: решать текстовые и геометрические задачи; складывать и вычитать двузначные числа | Контрольная работа | | |
12 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
Табличное умножение и деление (68 часов) |
13 | Умножение. Задачи на умножение. | Повторение | Уметь: решать задачи на нахождение произведения | Фронтальный опрос | 15-16 | |
14 | Связь между компонентами и результатом умножения | Знать: связь между компонентами и результатом умножения. Уметь: решать текстовые задачи. | 17 | |
15 | Чётные и нечётные числа | Изучение нового материала | Знать: чётные и нечётные числа | Фронтальный опрос | 18 | |
16 | Таблица умножения и деления на 3 | Повторение | Знать: таблицу умножения трёх, на 3 и соответствующие случаи деления. Уметь: решать геометрические задачи. | Арифметический диктант | 19 | |
17 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | Изучение нового материала | Уметь: решать задачи с величинами. | Фронтальный опрос | 20 | |
18 | Решение задач | 21 | |
19 | Порядок выполнения действий | Знать: порядок выполнения действий в выражениях | Индивидуальные задания | 22-23 | |
20 | Порядок выполнения действий. Самостоятельная работа № 2 по теме «Умножение и деление» | Самостоятельная работа | 24 | |
21 | Порядок действий. Самостоятельная работа № 3 по теме «Порядок действий» | Закрепление | 25 | |
22 | Решение задач. Тест № 3 по теме «Решение арифметических задач» | Уметь: решать текстовые задачи; вычислять значения числовых выражений | Тест | 26-29 | |
|
23 | Закрепление пройденного материала. Математический диктант № 2 по теме «Таблица умножения и деления» | Математический диктант | |
24 | Закрепление пройденного. Тест № 4 по теме «Порядок выполнения действий в математических выражениях» | Тест | |
25 | Контрольная работа № 2 по теме «Порядок действий» | Контроль | Уметь: вычислять значения числовых выражений; решать текстовые и геометрические задачи | Контрольная работа | | |
26 | Работа над ошибками. | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
27 | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | Изучение нового материала | Знать: таблицу умножения четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. Уметь: находить периметр квадрата. | Фронтальный опрос. | 30 | |
28 | Закрепление пройденного. | Закрепление | 31 | |
29 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | Изучение нового материала | Уметь: решать задачи на увеличение числа в несколько раз. | 32 | |
30 | 33 | |
31 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | Уметь: решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. | Математический диктант | 34 | |
32 | 35 | |
33 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | Знать: таблицу умножения пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. Уметь: уметь решать текстовые задачи. | Фронтальный опрос. | 36 | |
34 | Решение задач на кратное сравнение. | Уметь: решать задачи на кратное сравнение, составные задачи | Индивидуальные задания | 37 | |
35 | 38 | |
36 | Решение задач, закрепление. | Закрепление | Математический диктант | 39 | |
37 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. | Изучение нового материала | Знать: таблицу умножения шести, на 6 и соответствующие случаи деления. Уметь: записывать выражения с переменной | Самостоятельная работа | 40 | |
38 | Решение задач. | Закрепление | Уметь: решать составные задачи | Фронтальный опрос | 41 | |
39 | Математический диктант | 42 | |
40 | Фронтальный опрос | 43 | |
41 | Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления. | Изучение нового материала | Знать: таблицу умножения семи, на 7 и соответствующие случаи деления. Уметь: решать уравнения | Математический диктант | 44 | |
42 | Контрольная работа № 3 за 1 четверть | Контроль | Уметь: решать составные задачи, находить периметр квадрата и прямоугольника, выполнять порядок действий в числовых выражениях. | Контрольная работа | | |
43 | Работа над ошибками. Математический диктант № 3 за 1 четверть | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Математический диктант | | |
44 | Закрепление пройденного материала. | Закрепление | Уметь: решать составные задачи, числовые выражения, уравнения, выражения с переменной | Фронтальный опрос | 45-49 | |
45 | Решение задач. | |
2 четверть – 35 часов |
46 | Площадь. Единицы площади. | Изучение нового материала | Знать: квадратный сантиметр. Уметь: вычислять площадь фигур; находить площадь прямоугольника и квадрата. | Фронтальный опрос | 50-51 | |
47 | Квадратный сантиметр. | 52-53 | |
48 | Площадь прямоугольника | Практическая работа | 54-55 | |
49 | Умножение восьми и на 8, соответствующие случаи деления | Знать: таблицу умножения восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. Уметь: находить площадь и периметр прямоугольника | Фронтальный опрос | 56 | |
50 | Решение задач | Закрепление | Уметь: решать составные задачи, уравнения. | 57 | |
51 | 58 | |
52 | Умножение девяти и на 9, соответствующие случаи деления | Изучение нового материала | Знать: таблицу умножения девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. Уметь: сравнивать величины | Индивидуальные задания | 59 | |
53 | Квадратный дециметр | Знать: определение квадратного дециметра. Уметь: находить площадь прямоугольника. | Практическая работа | 60-61 | |
54 | Таблица умножения. Закрепление. | Закрепление | Знать: таблицу умножения. Уметь: вычислять значения числовых выражений | Фронтальный опрос | 62 | |
55 | Решение задач. Тест № 5 по теме | Уметь: решать составные задачи. | Тест | 63 | |
56 | Квадратный метр. Тест № 6 по теме «Умножение и деление» | Изучение нового материала | Знать: определение квадратного метра | Тест | 64-65 | |
57 | Решение задач | Закрепление | Уметь: решать составные задачи; преобразовывать линейные единицы; находить площади фигур | Математический диктант | 66 | |
58 | Закрепление пройденного материала. | Индивидуальные задания | 67 | |
59 | Закрепление. Решение задач. | Самостоятельная работа | 68 | |
60 | Решение задач. | Фронтальный опрос | 69 | |
61 | Закрепление пройденного материала. Математический диктант № 4 по теме «Таблица умножения» | Математический диктант | 70-71 | |
62 | Контрольная работа № 4 по теме «Таблица умножения. Площади фигур» | Контроль | Уметь: решать составные задачи; находить площади фигур; составлять равенства и неравенства. | Контрольная работа | | |
63 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
64 | Умножение на 1 | Изучение нового материала | Знать: правило умножения числа на 1 | Фронтальный опрос | 72 | |
65 | Умножение на 0 | Знать: правило умножения числа на 0 | 73 | |
66 | Случаи деления вида 6:6, 6:1 | Уметь: вычислять значения числовых выражений | Математический диктант | 74 | |
67 | Деление нуля на число | Знать: правило деления нуля на число | 75 | |
68 | Решение задач | Уметь: решать составные задачи; находить площадь фигур; составлять равенства и неравенства | 76-78 | |
69 | Доли | Знать: понятие «доля». Уметь: сравнивать доли | Самостоятельная работа | 79-81 | |
70 | Круг. Окружность. | Знать: определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности». | Математический диктант | 82-83 | |
71 | Диаметр окружности (круга) | Изучение нового материала | Знать: определение диаметра окружности Уметь: строить окружность | Фронтальный опрос | 84 | |
72 | Решение задач | Уметь: решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу. | 85 | |
73 | Единицы времени. Год, месяц. | Знать: единицы времени: год, месяц, сутки | Индивидуальные задания | 86-87 | |
74 | Единицы времени. Сутки. Математический диктант № 5 за 2 четверть | Математический диктант | 88-89 | |
75 | Контрольная работа № 5 | Контроль | Уметь: решать составные задачи; находить площадь фигур; составлять равенства и неравенства; выполнять преобразования величин | Контрольная работа | | |
76 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
77 | Закрепление пройденного материала | Закрепление | Уметь: решать составные задачи; находить площадь фигур; составлять равенства и неравенства; выполнять преобразования величин | Фронтальный опрос | 90-91 | |
78 | Закрепление. Решение задач | 91-92 | |
79 | Закрепление пройденного материала | 92-93 | |
80 | Повторение пройденного материала | Повторение | 94-95 | |
3 четверть – 50 часов |
Внетабличное умножение и деление (от 1 до 100) (32 часа) |
81 | Умножение и деление круглых чисел | Изучение нового материала | Уметь: умножать круглые числа; решать составные задачи | Фронтальный опрос | 3-4 | |
82 | Случаи деления вида 80:20 | Уметь: выполнять деление вида 80:20; решать уравнения | 5 | |
83 | Умножение суммы на число. | Уметь: вычислять удобным способом; сравнивать величины. | Индивидуальные задания | 6 | |
84 | Цифровой диктант | 7 | |
85 | Умножение двузначного числа на однозначное. | Знать: переместительное свойство умножения. Уметь: решать уравнения; выполнять преобразования величин | Фронтальный опрос | 8 | |
86 | Самостоятельная работа | 9 | |
87 | Решение задач | Закрепление | Уметь: решать составные задачи | Самостоятельная работа | 10 | |
88 | Выражения с переменной | Уметь: находить значения выражений с переменной | Фронтальный опрос | 11-12 | |
89 | Деление суммы на число | Изучение нового материала | Знать: различные способы деления суммы на число | 13 | |
90 | Самостоятельная работа | 14 | |
91 | Деление двузначного числа на однозначное | Знать: устные приёмы деления двузначного числа на однозначное | Фронтальный опрос | 15 | |
92 | Делимое. Делитель. Тест № 7 по теме «Внетабличное умножение и деление» | Изучение нового материала. | Знать: название компонентов при делении. | Тест | 16 | |
93 | Проверка деления | Уметь: выполнять проверку делением | Фронтальный опрос | 17 | |
94 | Деление вида 87:29 | Уметь: находить частное методом подбора | Самостоятельная работа | 18 | |
95 | Проверка умножения | Уметь: проверять умножение делением; строить отрезки заданной длины | Фронтальный опрос | 19 | |
96 | Решение уравнений | Закрепление | Уметь: решать уравнения, составные задачи | 20 | |
97 | Самостоятельная работа | 21 | |
98 | Закрепление. Решение задач. | Уметь: решать составные задачи; вычислять значения числовых выражений | Индивидуальные задания | 22 | |
99 | Закрепление пройденного. Математический диктант № 6 | Математический диктант | 23 | |
100 | Контрольная работа № 6 | Контроль | Уметь: выполнять внетабличное умножение и деление двузначных чисел; решать составные задачи, уравнения | Контрольная работа | | |
101 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
102 | Деление с остатком | Изучение нового материала. | Уметь: выполнять приёмы внетабличного деления с остатком; решать простые и составные задачи | Фронтальный опрос | 24 | |
103 | 25 | |
104 | 26 | |
105 | Деление с остатком методом подбора | Изучение нового материала. | Знать: алгоритм деления с остатком | Индивидуальные задания | 27 | |
106 | Задачи на деление с остатком | Уметь: использовать алгоритм деления с остатком | Фронтальный опрос | 28 | |
107 | Случаи деления, когда делитель больше делимого | Уметь: выполнять деление с остатком, когда в частном получается нуль | 29 | |
108 | Проверка деления с остатком | Уметь: выполнять проверку при делении с остатком; решать текстовые задачи | Математический диктант | 30 | |
109 | Закрепление пройденного. Математический диктант № 7 по теме «Деление с остатком» | Закрепление | Уметь: решать текстовые задачи; выполнять деление с остатком | 31-32 | |
110 | Закрепление. Решение задач. Тест № 8 по теме «Внетабличное умножение и деление» | Тест | 33-34 | |
111 | Контрольная работа № 7 по теме «Деление с остатком» | Контроль | Уметь: решать текстовые задачи; выполнять деление с остатком | Контрольная работа | | |
112 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
Нумерация (числа от 1 до 1000) (28 часов) |
113 | Устная нумерация чисел в пределах 1000 | Изучение нового материала | Знать: новую счётную единицу; название чисел в пределах 1000. Уметь: образовывать числа | Фронтальный опрос | 35-36 | |
114 | 37 | |
115 | 38-39 | |
116 | Письменная нумерация чисел в пределах 100 | Уметь: читать и записывать трёхзначные числа | 40 | |
117 | Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз | Знать: приёмы увеличения, уменьшения натурального числа в 10, 100 раз. Уметь: решать задачи на кратное и разностное сравнение | Математический диктант | 41 | |
118 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000 | Закрепление | Знать: приёмы устных вычислений. Уметь: записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнивать числа | Фронтальный опрос | 42 | |
119 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений | 43 | |
120 | Сравнение трёхзначных чисел. Тест № 9 по теме «Числа от 1 до 1000» | Знать: приёмы устных вычислений. Уметь: записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнивать числа | Тест | 44 | |
121 | Письменная нумерация в пределах 1000. | Закрепление | Самостоятельная работа | 45 | |
122 | Римские цифры | Изучение нового материала | Уметь: писать римские цифры; сравнивать их | Индивидуальные задания | 46-47 | |
123 | Единица массы. Грамм. | Знать: единицу массы – грамм; соотношение между граммом и килограммом | Математический диктант | 48 | |
124 | Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа № 4 по теме «Нумерация» | Закрепление | Уметь: решать текстовые задачи; вычислять значения числовых выражений; выполнять деление с остатком | Самостоятельная работа | 49-50 | |
125 | Закрепление пройденного материала. Математический диктант № 8 за 3 четверть | Математический диктант | 51-52 | |
126 | Контрольная работа № 8 за 3 четверть | Контроль | Уметь: решать текстовые задачи; выполнять порядок действий в числовых выражениях | Контрольная работа | | |
127 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
128 | Приёмы устных вычислений | Изучение нового материала | Знать: приёмы устных вычислений. Уметь: решать примеры вида 350 + 30, 620 - 200 | Математический диктант | 53-54 | |
129 | Фронтальный опрос | 55 | |
130 | Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000 | 56 | |
4 четверть – 40 часов |
131 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000 | Изучение нового материала | Знать: приёмы устных вычислений. Уметь: решать примеры вида 350 + 30, 620 - 200 | Фронтальный опрос | 57 | |
132 | Приёмы письменных вычислений | Знать: алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел | Математический диктант | 58 | |
133 | Письменное сложение трёхзначных чисел | Фронтальный опрос | 59 | |
134 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000 | 60 | |
135 | Виды треугольников | Изучение нового материала | Знать: виды треугольников. Уметь: классифицировать треугольники | Фронтальный опрос | 61 | |
136 | Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа № 5 | Повторение | Уметь: решать текстовые задачи, решать числовые выражения | Самостоятельная работа | 62 | |
137 | Закрепление пройденного материала. Математический диктант № 9 по теме «Нумерация в пределах 1000» | Закрепление | Математический диктант | 63-64 | |
138 | Закрепление пройденного материала. | Фронтальный опрос | 65-66 | |
139 | Контрольная работа № 9 по теме «Нумерация в пределах 1000» | Контроль | Уметь: выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел | Контрольная работа | | |
140 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
Внетабличное умножение (от 1 до 1000) (16 часов) |
141 | Умножение и деление (приёмы устных вычислений) | Изучение нового материала | Знать: приёмы устных вычислений. Уметь: умножать и делить разными способами | Индивидуальные задания | 67-68 | |
142 | Приёмы устных вычислений | Фронтальный опрос | 69 | |
143 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000 | 70 | |
144 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление | Закрепление | 71 | |
145 | Закрепление. Тест № 10 по теме «Устные вычисления в пределах 1000» | Тест | 72-73 | |
146 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000 | Изучение нового материала | Знать: алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное | Индивидуальные задания | 74 | |
147 | Самостоятельная работа | 75 | |
148 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление | Закрепление | Фронтальный опрос | 76 | |
149 | Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа по теме « Нумерация в пределах 1000» | Самостоятельная работа | 77 | |
150 | Приёмы письменного деления в пределах 1000 | Изучение нового материала | Знать: алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное число | Фронтальный опрос | 78 | |
151 | Письменное деление в пределах 1000 | Фронтальный опрос | 79-80 | |
152 | Проверка деления | Самостоятельная работа | 81 | |
153 | Закрепление. Математический диктант № 10 по теме «Внетабличное умножение и деление» | Закрепление | Математический диктант | 82 | |
154 | Закрепление. Самостоятельная работа № 7 по теме «Внетабличное умножение и деление» | Самостоятельная работа | | |
155 | Контрольная работа № 10 по теме «Внетабличное умножение и деление» | Контроль | Уметь: решать текстовые задачи; сравнивать выражения; находить значения числовых выражений | Контрольная работа | | |
156 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
Повторение (14 часов) |
157 | Решение числовых выражений | Повторение | Уметь: выполнять действия с трёхзначными числами, решать текстовые задачи, решать уравнения, сравнивать числовые выражения, находить площадь и периметр геометрических фигур | Фронтальный опрос | 83 | |
158 | Решение уравнений | 84 | |
159 | Решение задач разных типов | 85 | |
160 | Решение числовых выражений на порядок действий | 86 | |
161 | Повторение пройденного материала. Математический диктант № 11 за год | Контроль | Уметь: писать математический диктант | Математический диктант | 87 | |
162 | Контрольная работа № 11 за год | Контроль | Уметь: решать текстовые задачи; сравнивать выражения; находить значения числовых выражений | Контрольная работа | | |
163 | Работа над ошибками | Повторение | Уметь: делать работу над ошибками | Индивидуальные задания | | |
164 | Нумерация чисел от 1 до 1000 | Уметь: выполнять действия с трёхзначными числами, решать текстовые задачи, решать уравнения, сравнивать числовые выражения, находить площадь и периметр геометрических фигур | Фронтальный опрос | 88 | |
165 | Сложение и вычитание в пределах 1000 | 88-89 | |
166 | Умножение и деление | 90-91 | |
167 | Правила о порядке выполнения действий | 92 | |
168 | Решение задач разных типов | 92-93 | |
169 | Геометрические фигуры и величины | Повторение | Фронтальный опрос | 94 | |
170 | Игра «Самый умный» | | |