СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый образ жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».Мы за здоровый образ жизни! 

Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни»

Выступление на педсовете учителя начальных классов Бескровной Н.С. по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.



Факторы, формирующие здоровье ребенка:


Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.

Задача педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

В структуре урока, я применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;

  • оптимальный темп ведения урока;

  • подача материала доступным рациональным способом;

  • наглядность;

  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

  • физкультминутки, динамические паузы;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • групповая работа, работа в парах;

  • игра, игровые моменты;

  • гимнастика;

воспитательные моменты на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности;

  • санитарно – гигиенические условия;

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.

1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с небольшого стихотворения:


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют обучающимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес обучающихся.

В качестве наглядности я используют компьютерные технологии.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником в снижении утомляемости обучающихся.

  1. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

  2. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма обучающихся.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

  1. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных обучающихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса. Не тороплю ученика, даю время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе

  2. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповые работы или работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так обучающиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

  3. Ещё я часто применяю игровую технологию обучения. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать.

Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Большое оздоровительное значение в режиме дня обучающихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

  1. На своих уроках я использую различные виды гимнастики

Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

Во внеурочное время проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.

  1. Немаловажную роль в здоровьесбережении обучающихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

  • Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности обучающихся);

  • Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное);

  • Чистота помещения, аккуратность;

  • Чистота классной доски.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!