СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровое развитие детей - приоритетный национальный проект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Здоровьесбережение не может быть целью учебного процесса, но оно условие его эффективности и будущего нашей страны. Без здоровья учащихся невозможно решить образовательные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Здоровое развитие детей - приоритетный национальный проект»

Здоровое развитие детей – приоритетный национальный проект России.

Учитель должен постоянно помнить и учитывать в своей работе, что обучает и воспитывает нездоровых детей, если в среднем по стране 90% школьников имеют отклонения по здоровью. Мы же больше озабочены усвоением программного материала нашими учащимися, а какой ценой это достигается, практически никогда не диагностируется. Важен лишь образовательный результат, потому что по нему и только по нему оценивается работа учителя и всего образовательного учреждения в целом.

Только одно из здоровьесберегающих элементов образовательного процесса более или менее осуществляется в образовательных учреждениях – это Сан-Пиновские нормы. Педагогические технологии больше всего вызывают тревогу у ученых, занимающихся проблемами здоровьесбережения в образовательном процессе. К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относят, в первую очередь, стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся. До 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс. Отмечена четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема учебной нагрузки и интенсификации образовательного процесса. Рабочий день современного школьника составляет 9 – 10 часов в начальной школе, 10 – 12 часов в основной, 13 – 15 часов в средней школе. Переход на профильное обучение уже привело к увеличению интенсификации образовательного процесса, а, следовательно, к еще более губительным последствиям для здоровья учащихся. Репетиторство и подготовительные курсы стали практически обязательным фактором образовательного процесса, но это не пройдет бесследно для здоровья выпускников школ.

Интенсификация образовательного процесса в профильных классах практически везде привела к повышению такого показателя как школьная тревожность. Иными словами можно сказать, что с учащихся взимается «плата» за полученное ими образование в форме преднамеренного нанесения ущерба их здоровью. К сожалению, многие ученые с большой вероятностью, относят педтехнологию Я.А.Каменского к технологиям, наносящим ущерб здоровью учащихся и педагогов.

Традиционные технологии в традиционном 45мин. уроке не располагают временем для коррекции знаний домашнего задания у детей, их просто сразу начинают спрашивать без создания условий уверенности в учебном успехе у них, да и самого учителя. А иногда, создаваемая искусственно самим учителем нервотреплющая тишина в классе, перед тем как будет названа фамилия ученика, вызываемого к доске, не может пройти бесследно для здоровья детей. Закон не отражает требований к учителю по использованию педтехнологий со здоровьесберегающими характеристиками, что снижает требовательность учителя к самому себе по охране здоровья учащихся в образовательном процессе.

Жуковская – Латышева Л.С. , Заслуженный учитель России, Почетный гражданин Ульяновской области, директор гимназии №44 г. Ульяновска поделилась опытом работы : «Уже 16 лет мы работаем в рамках иной структуры урока, что позволяет снять один из самых значительных факторов стресса у детей перед контролем за их знаниями за счет первого модуля урока. Эти 30 минут перед контролем учитель посвящает коррекции знаний у детей, закрепляет их так, что у детей складывается ситуация уверенности перед предстоящим контролем на следующем модуле. Ученик знает, что на первом модуле отрицательную оценку учитель не поставит, он объяснит ученику его ошибки, пополнит его знания по теме. Нет необходимости сбегать с урока, уровень тревожности перед контролем понижается. Эта технология, учитывая природоположенность ученика, обладает признаками здоровьесберегающих технологий». Существуют различные инновационные варианты структурирования учебного дня, например «составные» уроки (3*30 мин.), предложенные Юрием Ивановичем Латышевым в брошюре «Размышления об уроке», здоровьесберегающий результат которых заметен. Сама идея модульного урока была взята в 1990 году у к.п.н. Сковина Е.В. и развита на основе комфортного алгоритма зам.директора по научно –мето дической работе гимназии Латышевым Ю.И.

Само здоровьесбережение не может быть целью образовательного процесса, но должно быть условием, одной из задач, позволяющий учителю решить главные задачи обучения. Здоровьесберегающие элементы любой педтехнологии тесно связаны с природосообразными требованиями к образовательному процессу, обучение должно происходить без насилия над детской природой. Последнее положение тесно связано со знанием возрастной психологии, закономерностями умственной деятельности детей. К сожалению, можно знать психологию, но стремление учителя сделать своего ученика конкурентоспособным выпускником средней школы может перечеркнуть все усилия по здоровьесбережению в процессе обучения.На здоровье детей может оказывать влияние такой фактор, как объектное отношение к учащимся со стороны учителей. Объектное отношение к ученикам в условиях традиционной педагогики и технологии не может быть здоровьесберегающим. Личностно – ориентированный подход, о котором говорят многие учителя, возможен по –настоящему только в условиях субъект - субъектных отношений, но к ним традиционный репродуктивно – иллюстративный метод урока имеет слишком незначительное отношение, разве что в силу личных качеств учителя, а не технологии. Ученик как объект обучения будет постоянно напряжен в ожидании указаний учителя, стеснен в проявлении своей инициативы, не может предложить своей аранжировки урока, что делало бы его свободным и получающим положительные эмоции. Деятельностно – практические технологии могут подвинуть ученика к положению субъекта, от действий которого может зависеть успех урока. Но это уже другая технология, которая ближе к эвристическим и проблемным методам. Школьная тревожность порождается многими причинами и чаще всего таким субъектным фактором как личность учителя. Однако, не последнее место занимает в этой проблеме технологическая дисциплина учителя по соблюдению требований здоровьесберегающих элементов апробированных педтехнологий. Комфортный алгоритм модульного урока оказался самым природоположенным для обучения, так как учитывает психологические возможности ребенка, снижает стрессогенный фактор обучения и возможности нарастания школьной тревожности. Но некоторые учителя, которые работают уже давно, перестали себя утруждать требованиями технологической дисциплины, превращая модульный урок в 80 минутный, а не 30 – 25 – 25, хотя знают, что это ошибочно не только с точки зрения здоровьесбережения, но и сточки зрения результативности обучения, но так вести урок проще, легче, меньше затрачиваем своей энергии и не беспокоимся, что один из центров головного мозга ребенка перегружен, что он уже к работе не способен на весь учебный день. Учителя перестали проводить динамические паузы, которым недавно обучались сами и готовились в каждом классе инструкторы из числа детей.

Есть и другая параллельно идущая технология, главной задачей которой является сохранение здоровья школьников - это медико – оздоровительные центры при школах, которые более оперативно на основе заключения врачей могут оказывать медицинскую помощь школьникам непосредственно в образовательном учреждении. Оздоровительный эффект от работы медицинского персонала непосредственно в школе оказался значительным, дети, которым приписывались физтерапевтические процедуры принимали их регулярно не уходя с уроков. Первые сентябрьские дни тяжело отражаются на голосовых связках учителей. Для учителей гимназии эта проблема решается быстро и эффективно, потому что они приходят в оздоровительный центр и принимают ингаляции на современном медицинском оборудовании под наблюдением медсестры, исключив необходимость идти на бюллетень.

Здоровьесбережение не может быть целью учебного процесса, но оно условие его эффективности и будущего нашей страны. Без здоровья учащихся невозможно решить образовательные задачи, являющиеся конечной целью наших школ как образовательных учреждений.

Забота учителя о физическом и психологическом здоровье наших воспитанников такая же государственная задача, как и образовательная. Семье и стране нужен здоровый человек для того, чтобы успешно воспитывать своих детей и трудится на благо народа. Мы не можем сделать для решения этой проблемы все, но многое можем сделать только мы, учителя, если мы профессионалы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!