Учитель: Мы привыкли к тому, что электричество наш незаменимый помощник. Он может дать свет, тепло, связь, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Недаром во многих произведениях упоминается электричество. Учитель: Ребята, скажите, а что изображено на этом слайде Ученик: поле Учитель: А как вы думаете, зачем нам поле в электричестве? Ученик: электрический ток создается электрическим полем. Учитель: Здесь что изображено? Ученик: Текущая из трубы вода. Учитель: А что в электричестве течет? Ученик: Электрический ток. Учитель: Что такое электрический ток? Ученик: Электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Учитель: Что нужно в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток? Ученик: Нужен источник тока, электрическое поле и наличие свободных зарядов. Учитель: Ребята, что мы получим, когда с помощью проводов соединим источник тока, потребитель электрической энергии и замыкающее устройство? Ученик: Мы получим простейшую электрическую цепь. Учитель: Соотнесите условные обозначения. Ученик: Работают в тетради, отвечают. Учитель: Постройте электрическую схему. Желающий выходит к доске и строит электрическую цепь. Учитель: Ребята, что вы видите на демонстрационном столе? Ученик: Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора, амперметра, ключа и вольтметра. Учитель: Какие измерительные приборы есть в данной электрической цепи? Ученик: Амперметр и вольтметр. Учитель: Какие физические величины измеряют эти приборы? Ученик: Амперметр измеряет силу тока, вольтметр напряжение Учитель: Что такое сила тока? Ученик: Сила тока – это физическая величина, которая показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. Учитель: Какая физическая величина называется напряжением? Ученик: Напряжение – это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда из одной точки в другую. Учитель: Подаем напряжение. И изменяем его. Учитель плавно изменяет напряжение между концами проводника. Ребята обращают внимание на изменение показания амперметра. Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра? Ученики выдвигают гипотезу: Вероятно, существует какая-то связь (зависимость) между силой тока и напряжением. Учитель: Да, действительно, сила тока зависит от напряжения. И сегодняшний урок мы посвятим изучению этой зависимости. Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего занятия, которая станет темой нашего исследования. Ученик: Тема нашего сегодняшнего урока: «Зависимость между силой тока и напряжением» (при необходимости учитель корректирует). Учитель: Любой ученый ведет записи, опираясь на план. Я предлагаю вам записывать нужную информацию в маршрутном листе урока (Приложение 1). Обратимся к маршрутному листу и запишем в него тему, она звучит так: «Зависимость силы тока от напряжения». Опираясь на тему, поставим цель исследования. Ваши предложения? Ученик: Определить (установить) как зависит сила тока от напряжения. Учитель: Цель предполагает решение ряда задач. Какие задачи перед собой мы поставим? Для их формулирования вам помогут вопросы на доске. На доске: Что? Где? Как? С помощью чего? Зачем? Ученики формулируют задачи урока: Что? Получить информацию по теме исследования. Где? Из различных источников (книги, Интернет - ресурсы, справочники). Что? Провести лабораторные исследования, направленные на изучение зависимости силы тока от напряжения. С помощью чего? Подготовить необходимое оборудование для проведения исследования (источник тока, амперметр, вольтметр, провода). Зачем? Для того, чтобы достигнуть цель исследования. |