СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зависимость силы тока от напряжения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-исследование.

Тип учебного занятия:  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  1. создать условия для исследования  зависимости силы тока от напряжения;
  2. направлять и регулировать деятельность учащихся по осуществлению опытов, при выполнении которых определяется зависимость силы тока от напряжения.

Просмотр содержимого документа
«Зависимость силы тока от напряжения.»



Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения.

Класс: 8.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  1. создать условия для исследования зависимости силы тока от напряжения;

  2. направлять и регулировать деятельность учащихся по осуществлению опытов, при выполнении которых определяется зависимость силы тока от напряжения.

Развивающие:

  1. содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;

  2. создать условия для активизации мышления школьников;

  3. содействовать развитию у учащихся речевых навыков, умения самостоятельно формулировать выводы;

  4. содействовать развитию у школьников умения самостоятельно проводить физические эксперименты;

Воспитательные:

  1. содействовать развитию у учащихся чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения эксперимента;

  2. содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.


Технические и дидактические средства:

  1. компьютер с мультимедийным проектором;

  2. рабочие листы урока (приложение №1);

  3. презентация к уроку;

  4. микро-лаборатория по электричеству


Структура урока:

  1. Организационный этап 1 мин

  2. Этап актуализации опорных знаний учащихся 8 мин

  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий 25 мин

  4. Физкультминутка 2 мин

  5. Этап первичного понимания изученного 4 мин

  6. Этап информации о домашнем задании 1 мин

  7. Этап подведения итогов занятия 2 мин

10) Этап рефлексии 2 мин

Ход урок

Этапы урока

Содержание деятельности


(Приложение №1)

Орг.момент



Учитель:  Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Всем хорошего настроения и удачной работы. Присаживайтесь.

Сегодня каждый из вас сможет побывать в роли ученого и совершит для себя открытие в области «Электричество».

Ведь недаром мне бы хотелось начать наш урок со слов: Мигеля де Сервантеса

В любой науке,
в любом искусстве
лучший учитель - опыт...

Слайд№1

Этап актуализации опорных знаний учащихся


Учитель:  Мы привыкли к тому, что электричество наш незаменимый помощник. Он может дать свет, тепло, связь, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Недаром во многих произведениях упоминается электричество.



Учитель: Ребята, скажите, а что изображено на этом слайде

Ученик: поле

Учитель: А как вы думаете, зачем нам поле в электричестве?

Ученик: электрический ток создается электрическим полем.


Учитель: Здесь что изображено?

Ученик: Текущая из трубы вода.

Учитель: А что в электричестве течет?

Ученик: Электрический ток.

Учитель: Что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель: Что нужно в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Ученик: Нужен источник тока, электрическое поле и наличие свободных зарядов.

Учитель: Ребята, что мы получим, когда с помощью проводов соединим источник тока, потребитель электрической энергии и замыкающее устройство?

Ученик:  Мы получим простейшую электрическую цепь.

Учитель: Соотнесите условные обозначения.

Ученик: Работают в тетради, отвечают.

Учитель: Постройте электрическую схему. Желающий выходит к доске и строит электрическую цепь.



Учитель: Ребята, что вы видите на демонстрационном столе?

Ученик: Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора, амперметра, ключа и вольтметра.

Учитель: Какие измерительные приборы есть в данной электрической цепи?

Ученик: Амперметр и вольтметр.

Учитель: Какие физические величины измеряют эти приборы?

Ученик: Амперметр измеряет силу тока, вольтметр напряжение

Учитель: Что такое сила тока?

Ученик: Сила тока – это физическая величина, которая показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Учитель: Какая физическая величина называется напряжением?

Ученик: Напряжение – это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда из одной точки в другую.

Учитель: Подаем напряжение. И изменяем его.


Учитель плавно изменяет напряжение между концами проводника. Ребята обращают внимание на изменение показания амперметра.


Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра?

Ученики выдвигают гипотезу: Вероятно, существует какая-то связь (зависимость) между силой тока и напряжением.

Учитель: Да, действительно, сила тока зависит от напряжения. И сегодняшний урок мы посвятим изучению этой зависимости. Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего занятия, которая станет темой нашего исследования.

Ученик: Тема нашего сегодняшнего урока: «Зависимость между силой тока и напряжением» (при необходимости учитель корректирует).

Учитель: Любой ученый ведет записи, опираясь на план. Я предлагаю вам записывать нужную информацию в маршрутном листе урока (Приложение 1). Обратимся к маршрутному листу и запишем в него тему, она звучит так: «Зависимость силы тока от напряжения». Опираясь на тему, поставим цель исследования. Ваши предложения?

Ученик: Определить (установить) как зависит сила тока от напряжения.

Учитель: Цель предполагает решение ряда задач. Какие задачи перед собой мы поставим? Для их формулирования вам помогут вопросы на доске.

На доске: Что? Где? Как? С помощью чего? Зачем?

Ученики формулируют задачи урока:

Что? Получить информацию по теме исследования.

Где? Из различных источников (книги, Интернет - ресурсы, справочники).

Что? Провести лабораторные исследования, направленные на изучение зависимости силы тока от напряжения.

С помощью чего? Подготовить необходимое оборудование для проведения исследования (источник тока, амперметр, вольтметр, провода).

Зачем? Для того, чтобы достигнуть цель исследования.

Слайд№2-5







Слайд № 6-7































Слайд № 8-10

Этап усвоения новых знаний и способов действий



















































Физкультминутка


















Учитель: Для получения теоретической информации по теме исследования посетим кафедру теоретической физики научно-исследовательского института сотрудниками, которого вы будите на сегодняшнем уроке. Обратимся к источникам информации - учебнику «Физика-8» автора А.В. Перышкина.

Учитель: В течении 4 минут вы, как настоящие исследователи работаете с источником информации и выполняете первое задание в маршрутном листе урока.

Задание: заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ о зависимости силы тока от напряжения (обращение к тексту учебника на страницах 119-120)

По истечении положенного времени.

Учитель: Есть желающие поделиться результатами работы с учебником?

Ученик зачитывает:

Мы знаем, что электрический ток в цепи – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и электрическое поле.

Чем сильнее действие электрического поля на заряженные частицы, тем больший заряд переносится через поперечное сечение проводника за единицу времени, а значит больше сила тока в цепи. Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной - напряжением, значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения. Во сколько раз увеличивается напряжение, во столько раз увеличивается сила тока, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Менделеев Д. И. обращал внимание исследователей на то, что теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке.

Учитель: Учитывая мнение великого русского ученого, предлагаю перейти в физическую лабораторию и выполнить лабораторные исследования, разделившись на группы:

Но прежде всего надо учесть, что у электричества со всеми плюсами есть и одно несомненное отрицательное свойство - потенциальная угроза для жизни и здоровья. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо соблюдать технику безопасности. Так как вы изучаете электрические явления уже не первый урок, то с правилами ТБ при работе с электричеством, вы знакомы. Перечислите их.

Ученики вспоминают ТБ: (в конце маршрутного листа)

  1. Необходимо быть внимательными и дисциплинированными, точно выполнять указания учителя.

  2. Размещать приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  3. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.

  4. Источник тока подключать в последнюю очередь.

  5. Собранную электрическую схему включать только после проверки ее учителем.

  6. Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.

Учитель: Перед выполнением лабораторного исследования немного отдохнем.

Проходит физкультминутка.

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несет в квартиру к нам.

Чтоб работали приборы, (вытянутые руки)

Холодильник, мониторы (повороты в стороны)

Кофемолка, пылесос

Ток энергию принес. (сели)

Учитель: Можно приступить к выполнению лабораторного исследования.

Дети выполняют задание.

Учитель: По результатам экспериментов заполним таблицу.

Представители различных групп выходят и заполняют таблицу.


1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа













Учитель: Результаты ваших экспериментов подтвердили ваши гипотезы?

Ученики утверждают, что их гипотеза подтвердилась, если она состояла в том, что сила тока прямо пропорциональна напряжению, и не подтвердилась, если их гипотеза состояла в том, что сила тока обратно пропорциональна напряжению.


Слайд № 11





















































Слайд № 12-13

Этап первичного понимания изученного


Учитель: Любая исследовательская работа завершается выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Учитель: Мы выполнили поставленные задачи?

Ученик: Да, мы выполнили лабораторное исследование, и увидели, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Можно ли утверждать, что цель сегодняшнего исследования, т.е. урока достигнута?

Ученик: Да, мы установили, как зависит сила тока в проводнике от напряжения на его концах.

Учитель: Ребята, каждое исследование имеет значение. Как вы думаете, какое значение имеет проведенное на сегодняшнем уроке исследование? Сможем ли мы применить результаты исследования на практике?

Ученик: Мы сможем применять результаты исследования при решении задач.













Этап информации о домашнем задании

Учитель: Задачи будите выполнять дома из упр.17 (1). §42 читаете, отвечаете на вопросы после параграфа, стр. 119-120



Этап подведения итогов занятия

Учитель оценивает работу класса в целом. Ребята в группах выставляют оценки самостоятельно и озвучивают их.




Этап рефлексии

  1. Интересна ли была вам форма проведения опроса?

  2. Открыли ли вы для себя новые теоретические знания в области «Электричества»?

  3. Кому было интересно проводит самостоятельные опыты?

  4. Кто считает, что его деятельность на уроке была оценена объективно?




Собраться вместе - это начало,

Держаться вместе - это прогресс,

Работать вместе - это успех.

Генри Форд





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!