СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку можно применя при изучение влияния климата на деятельность человека

Просмотр содержимого документа
«Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.»

Скурихиной Дарьи

Конспект урока 8 класс.

Тема: Зависимость человека от климата.

Агроклиматические ресурсы.

Цели урока:

  1. Образовательная -сформировать знания о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека;

  2. Воспитательная – формирование любви к окружающей природе, понимания необходимости ее охраны;

  3. Развивающая - способствовать развитию критического мышления в процессе приобретения знания, умения анализировать, прогнозировать и делать выводы.



Оборудование: презентация, атласы 8 класс, учебники.

Тип и вид урока: комбинированный, смешанный

Ход урока:

Смысловой блок

время

Методы и средства

I. Организационный момент

2 мин


II. Проверка домашнее задания.

Каждому ученику раздается по листочку. Учитель начинает читать краткую характеристику типов климата России. Задача учеников состоит в том, чтоб определить про какой тип климата говори учитель и записать его название на листочке.

Типы климатов России:

1.Распространен в Восточной Сибири, отличается постоянным господством континентального воздуха умеренных широт. Характеризуется малой облачностью, скудными осадками, большими амплитудами температур. Лето теплое и жаркое (+16..+20°С) Морозная, малоснежная зима (-25..-45°С). Годовое количество осадков менее 500 мм (резко континентальный климат)

2.Характерен для островов Северного Ледовитого океана и его сибирских побережий. Поверхность получает мало тепла, господствует холодный арктический воздух( антициклоны). Практически два сезона : долгая и холодная зима и короткое прохладное лето. Ср. температуры января -24..-30°С, лета: +2..+5°С. Количество осадков 200-300 мм в год (арктический тип климата)

3.Типичен для южных районов Дальнего Востока. Летом ветра, дуют с океана на сушу, принося дожди и высокую облачность. Зимой ветра дуют с суши на океан, принося ясную и сухую погоду. Средние температуры января -15..-30°С, лета: +10 …+20°С. Осадки 600-800 мм (преимущественно летом) (муссонный климат)

4. Господствует в европейской части России. Теплое лето ( +12..+24°С), морозная зима ( -4..-20°С), годовое количество осадков 500-800 мм. Формируется под влиянием западного переноса ( умеренно континентальный)

5.Характерен для территорий, расположенных за Полярным кругом на Русской и Западно - Сибирской равнинах. Зимы долгие и суровые, лето теплее, чем в арктическом климате, но короткое и довольно холодное (ср. температура лета +4..+12°С)

Количество осадков 200-400 мм, но из-за малой испаряемости существует избыточное увлажнение (субарктический климат )

6.Характерен для Западной Сибири. Формируется под влиянием континентальных воздушных масс умеренных широт. Осадки 200- 600 мм, лето теплое, даже знойное ( +15..+26°С) зима холодная ( -15…-25°С) (континентальный климат)


5 мин

Письменный опрос

III. Актуализация знаний

  1. Что такое климат?

  2. Что такое погода?

  3. Назовите основные климатические пояса, в которых расположена территория России? ( арктический и умеренный)

  4. Перечислите переходные климатические пояса территории России ? (субарктический, субтропический)


3 мин

Фронтальный опрос

IV. Изучение нового материала:

Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока: « Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы».

Учитель: Территория нашей страны большая, она расстилается от берегов Северно-Ледовитого океана до Черноморского побережья, от Балтии – на западе и до Тихоокеанского побережья на востоке. И поэтому климатические условия в нашей стране очень разнообразны. Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают влияние климата и его особенности.

На В- первую очередь климат влияет на людей и их здоровье!

НапНапример, на Севере, в связи с полярной ночью продолжительностью зимнего времени с низкими температурами. Требуется тёплая желательно меховая одежда, а питание должно быть богато витаминами. Однако все эти условия не являются непреодолимыми препятствиями для жизни и хозяйственной деятельности человека. Россия освоила Северный морской путь из Мурманска до Владивостока через суровые моря Северного Ледовитого океана. В Норильске – за полярным кругом – построен крупный металлургический комбинат.

И всё же, человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений – ураганов, бурь, ливней, снегопадов.

Но есть места, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающе воздействие на человека. Где находятся такие места?

Ответы уч-ся: (Черноморское побережье, побережье Азовского моря, район Кавказских Минеральных вод)

Учитель: Работа, какого вида транспорта зависит от климата?

Все виды транспорта в очень большой зависимости от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы затрудняют судоходство. Грозы и туманы становятся непреодолимым препятствием для авиации. А что мешает ж/д транспорту?( Снежные заносы).

Климатические условия приходится учитывать при строительстве домов, технических сооружений. Так во всех районах севера Европейской части и Сибири, где господствуют морозы, применяется тройное остекление окон, толщина стен достигает 1,5 метра. От климатических условий зависит продолжительность отопительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных зданий.

Особенно важно учитывать климатические особенности территории при организации сельскохозяйственного производства. С/х культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории.

На территории лесной зоны, где короткое, прохладное, влажное лето выращивается лён, овёс, рожь, ячмень.

А вот в степной зоне, где обилие тепла, света выращивают пшеницу, кукурузу, свёклу, бахчевые культуры, много садов, виноградников. А в районах, где много тепла и много дождей,выращивают такие ценные субтропические культуры, как чай, лимоны, мандарины.

Учитель: Вспомните, в какой зоне мы живём? Какие с/х культуры выращивают в нашем крае?

Свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством, называются агроклиматическими ресурсами, которые включают:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой +10С;

  • сумма температур за этот период;

  • коэффициент увлажнения;

  • снежный покров. (слайды 21)

( уч-ся делают записи в тетради)

Значит, обилие тепла, солнечного света, влаги в сочетании с плодородными почвами – большое богатство страны. И агроклиматические ресурсы влияют на развитие с/х производства.

Задание для уч-ся: По картам атласа определите районы России с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами. (Это средняя полоса и юг Русской равнины, Южный Урал, юг Западной Сибири, крайний юг Восточной Сибири, Приморский край).

Практическая работа.

Учитель:С климатом связаны не только, благоприятные климатические ресурсы, но и неблагоприятные климатические явления.

(Учащиеся делятся на 3 группы и выполняют практическую работу по учебнику и атласу – составляют характеристику различных неблагоприятных климатических явлений):

1 группа – засухи, суховеи

2 группа – ураганы и пыльные бури

3 группа – заморозки, градобои, гололёды.

Характеристику этим опасным явлениям предлагает учитель:

  1. Описание явления.

  2. Причины явления.

  3. Последствия для жизни и деятельности человека.

  4. Мероприятия по борьбе с данным явлением.

Дети выступают с сообщениями и составляют на доске схему по теме:

«Неблагоприятные климатические явления».

заморозки градобои гололёды.

Ураганы

пыльные бури

засухи суховеи






Учитель: Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей местности?

Ответ уч-ся: Мы видим, что неблагоприятные климатические явления приносят большой вред c/х.И это является большой проблемой для хозяйства всей страны.

Учитель:Что надо делать, чтобы уменьшить их влияние?

Ответ уч-ся:

  1. Составлять прогноз погоды.

  2. Посадка лесных полос.

  3. Современные способы обработки почв.

  4. Накопление влаги.

  5. Орошение полей.



30 мин


Запись в тетради













Составление схемы



































Беседа учитель -ученики









































Работа с картой











Запись в тетрадь














Работа в группах, работа с учебником.

V. Закрепление

Географический диктант.

  1. Понижение температуры воздуха ниже нуля весной и осенью. (Заморозок)

  2. Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. (Сильные морозы)

  3. Осадки в виде частиц льда. (Град)

  4. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью. (Гололёд)

  5. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы. (Туман)

  6. Жаркий, сухой сильный ветер, длящийся несколько дней. (Суховей)

  7. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой. (Ураган)

  8. Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха. (Засуха)


5 минут

VI. Домашнее задание

Домашнее задание.§11 , вопрос 10 (письменно)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!