IV. Изучение нового материала: Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока: « Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы». Учитель: Территория нашей страны большая, она расстилается от берегов Северно-Ледовитого океана до Черноморского побережья, от Балтии – на западе и до Тихоокеанского побережья на востоке. И поэтому климатические условия в нашей стране очень разнообразны. Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают влияние климата и его особенности. На В- первую очередь климат влияет на людей и их здоровье! НапНапример, на Севере, в связи с полярной ночью продолжительностью зимнего времени с низкими температурами. Требуется тёплая желательно меховая одежда, а питание должно быть богато витаминами. Однако все эти условия не являются непреодолимыми препятствиями для жизни и хозяйственной деятельности человека. Россия освоила Северный морской путь из Мурманска до Владивостока через суровые моря Северного Ледовитого океана. В Норильске – за полярным кругом – построен крупный металлургический комбинат. И всё же, человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений – ураганов, бурь, ливней, снегопадов. Но есть места, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающе воздействие на человека. Где находятся такие места? Ответы уч-ся: (Черноморское побережье, побережье Азовского моря, район Кавказских Минеральных вод) Учитель: Работа, какого вида транспорта зависит от климата? Все виды транспорта в очень большой зависимости от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы затрудняют судоходство. Грозы и туманы становятся непреодолимым препятствием для авиации. А что мешает ж/д транспорту?( Снежные заносы). Климатические условия приходится учитывать при строительстве домов, технических сооружений. Так во всех районах севера Европейской части и Сибири, где господствуют морозы, применяется тройное остекление окон, толщина стен достигает 1,5 метра. От климатических условий зависит продолжительность отопительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных зданий. Особенно важно учитывать климатические особенности территории при организации сельскохозяйственного производства. С/х культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории. На территории лесной зоны, где короткое, прохладное, влажное лето выращивается лён, овёс, рожь, ячмень. А вот в степной зоне, где обилие тепла, света выращивают пшеницу, кукурузу, свёклу, бахчевые культуры, много садов, виноградников. А в районах, где много тепла и много дождей,выращивают такие ценные субтропические культуры, как чай, лимоны, мандарины. Учитель: Вспомните, в какой зоне мы живём? Какие с/х культуры выращивают в нашем крае? Свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством, называются агроклиматическими ресурсами, которые включают: продолжительность периода со среднесуточной температурой +10С; сумма температур за этот период; коэффициент увлажнения; снежный покров. (слайды 21) ( уч-ся делают записи в тетради) Значит, обилие тепла, солнечного света, влаги в сочетании с плодородными почвами – большое богатство страны. И агроклиматические ресурсы влияют на развитие с/х производства. Задание для уч-ся: По картам атласа определите районы России с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами. (Это средняя полоса и юг Русской равнины, Южный Урал, юг Западной Сибири, крайний юг Восточной Сибири, Приморский край). Практическая работа. Учитель:С климатом связаны не только, благоприятные климатические ресурсы, но и неблагоприятные климатические явления. (Учащиеся делятся на 3 группы и выполняют практическую работу по учебнику и атласу – составляют характеристику различных неблагоприятных климатических явлений): 1 группа – засухи, суховеи 2 группа – ураганы и пыльные бури 3 группа – заморозки, градобои, гололёды. Характеристику этим опасным явлениям предлагает учитель: Описание явления. Причины явления. Последствия для жизни и деятельности человека. Мероприятия по борьбе с данным явлением. Дети выступают с сообщениями и составляют на доске схему по теме: «Неблагоприятные климатические явления». заморозки градобои гололёды. Ураганы пыльные бури засухи суховеи Учитель: Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей местности? Ответ уч-ся: Мы видим, что неблагоприятные климатические явления приносят большой вред c/х.И это является большой проблемой для хозяйства всей страны. Учитель:Что надо делать, чтобы уменьшить их влияние? Ответ уч-ся: Составлять прогноз погоды. Посадка лесных полос. Современные способы обработки почв. Накопление влаги. Орошение полей. |