СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.»

Ф.И.О. Колесникова Марина Валерьевна

Предмет: география

Класс:8

Тип урока: общеметодологической направленности


Технологическая карта изучения темы


Тема

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Цели


Образовательная: показать зависимость человека от климата; научить оценивать агроклиматические условия.

Развивающая: создание условий для формирования умений работать с картами атласа.

Воспитательная: реализация творческого потенциала в учебной деятельности.

Задачи

Образовательные: продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и парной работы учащихся.

Развивающие: продолжить развитие навыков по работе с различными источниками географических знаний (атласами); развивать навыки умения логически мыслить и делать выводы.

Воспитательные: приводить примеры влияния климата на человека; воспитывать бережное отношение к природе.

УУД


Личностные УУД: оценивать конкретные географические ситуации, опираясь на полученные знания; умение строить жизненные планы с учётом конкретных природных условий.

Регулятивные УУД: учиться ставить цели урока, планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Планируемый результат

Предметные: научиться объяснять значение понятия агроклиматические ресурсы; приводить примеры влияния климата на здоровье и деятельность человека; называть неблагоприятные климатические явления; показывать на карте районы распространения неблагоприятных климатических явлений.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению.

Основные понятия

Агроклиматические ресурсы

Межпредметные связи

Биология, литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

География России. Природа. 8 кл.: учебник / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2017, 201. – с.

атласы, демонстрационная компьютерная техника.

Материал диска, презентация урока, раздаточный материал.

Организация пространства

парная работа, индивидуальная работа

Технология

ИКТ, технология опережающего обучения


Организационная структура урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания)

Подготовить к уроку рабочее место, настроиться на предстоящую работу


Личностные:

самоопределение


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)


1.Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
2. Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?

3. Посмотрите на карту плотности населения. Где наименьшая? Как вы думаете, с чем это связано? Зависит ли жизнь человека от климата?

(Организует совместное

определение темы урока с детьми. Совместное целеполагание.)

(Слайд 1 – тема урока)

Отвечают на вопросы. Делают выводы. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель.









Записывают тему в тетрадь.

Знание темы «Климат»


Личностные:

умение вести диалог.

Коммуникативные:

учитывать мнения своих одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей.

III. Изучение нового

(25 мин)



Прослушав материал диска, ответьте на вопросы (Приложение 1)

Ответы:

1) 4;

2) 2;

3) 3;

4) 1; 3;

5) 1; 2; 3;

6) 4;

7) 1;

8) "Вегетационный период".

9) 1; 2; 3;

10) "Агроклиматология".

(Слайд 2)


Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

Приложение № 2.


Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

Учащиеся заранее перед прослушиванием знакомятся с вопросами. В ходе прослушивания отвечают на вопросы, и после высказывают свои мнения.










Работают в парах, работая с картами атласа. Оформляют практическую работу в тетради.

Участвуют в физкультминутке

Формирование понятия: агроклиматические ресурсы.


Личностные:

развивать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Познавательные:

работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные:

умение действовать последовательно

V. Закрепление нового

(3 мин)

.

Географический диктант

  1. Понижение температуры воздуха ниже 00 С весной и осенью (заморозки)

  2. Осадки в виде частиц льда (град)

  3. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой. (ураган)

Отвечают на вопросы.










Воспроизводство информации по теме: « Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.»

Познавательные:

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: анализируют информацию и применяют в новой ситуации.

VI. Контролирующее задание

(7 мин)


Проверьте свои знания по теме: «Климат»

Выполненные правильно первые 3 задания – оценка 3

Выполненные все задания правильно – оценка 5

Приложение 3

Отвечают на вопросы

Воспроизводство информации по теме: «Климат»

Личностные:

личностное понятие потребности в географических знаниях.

Коммуникативные:

умение слушать своих одноклассников.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)






-подумай, что важного ты узнал на уроке?

- показался ли тебе материал урока сложным?

- поставь себе оценку за урок.

Слайд (3)

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке.









Личностные: анализируют эмоциональное состояние.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные

:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

самооценка, саморегуляция.

VIII. Коррекция

(2 мин)

Домашнее задание:

1. п. 10 - 13

2.Подготовить сообщение о наводнениях.

(Слайд 4)

Задание записывают в дневник




Приложение 1

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы


1.Какое неблагоприятное климатическое явление произошло в 1984 году над районами Костромской и Рязанской областей?

1) Пыльная буря

2) Ураган

3) Засуха

4) Смерч

2.Верно ли следующее утверждение. Человек может обходиться без воды.

1) да

2) нет

3.Район с каким КУ наиболее благоприятен для жизни человека?

1) КУ1 избыточное увлажнение

2) КУ

3) КУ=1 достаточное увлажнение

4. Какие климатические пояса наиболее благоприятны для жизни людей?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Умеренный

2) Субарктический

3) Субтропический

4) Субэкваториальный

5) Тропический


5. Что в себя включают агроклиматические ресурсы?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Свет

2) Влага

3) Тепло

4) Рельеф

6. Какая среднесуточная температура считается активной?

1) +5 °С

2) +15 °С

3) +20 °С

4) +10 °С

7. Верно ли следующее утверждение?

Климатические условия с давних времён влияли на жизнь человека.

1) да

2) нет

8. Как называют период года, в который возможны рост и развитие растений? (ответ состоит из двух слов)

Запишите ответ:

__________________________________________

9.Соотнесите название культурного растения с территорией его выращивания.

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) В зоне степей и лесостепей Центральной России

2) Юг Западной Сибири и Предкавказье

3) На Крайнем Севере России


__ Кукуруза

__ Рис

__ Овёс


10. Напишите название науки, изучающей климат как фактор сельскохозяйственного производства.

Запишите ответ:

__________________________________________



Приложение 2

Дайте характеристику климата своей местности (Республики Алтай) по плану:

  1. В каком климатическом поясе находится;

  2. Под влиянием каких факторов формируется данный тип климата;

  3. Климатические показатели (средние температуры января и июля, годовое количество осадков);

  4. Оценка климатических условий для жизни и деятельности человека.


Приложение 3

  1. Морозы зимние здесь бесконечны, суровость нарастает при движении на восток. Коротким летом холодно и ветрено. А солнце скрыто слоем облаков. Осадков мало, солнышко пассивно – избыток влаги на земле. Болота, ягелем покрытые, и гнус, деревьев нет нигде… (субарктический). 

  2. Зимой господство континента с воздушной массой из умеренных широт приносит холод, солнце светит, тепла земле не принесёт. Осадков мало. Летом всё наоборот: сплошная облачность, прохлада, и ливни льются чуть не каждый день (муссонный). 

  3. Единица измерения обеспеченности территории влагой. Показывает избыточное, достаточное, скудное увлажнение. (Коэффициент увлажнения) 

  4. Определите тип погоды, используя произведения русских поэтов.

А.С.Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег, лежит…

(зимний антициклон)

А.В.Кольцов

Туча черная понахмурилась

Ополчается

Громом бурею

Огнем-молнией;

Ополчилася

И пролилася

Слезою крупною

Проливным дождем…

(летний циклон)

А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То как путник запоздалый

К нам в окошко постучит.

(зимний циклон)

И.З.Суриков

Смотрит с небес месяц бледный,

Точно серп стальной;

По селу мороз трескучий

Ходит сам большой.

(зимний антициклон)

Ф.И.Тютчев

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

в искрах катится река,

Словно зеркало стальное

Час от часу жар сильней

Тень ушла к немым дубравам…

(летний антициклон)

К.К.Случевский

Полдневный час. Жара гнетет дыханье;

И над землею воздух в колебанье

Мигает быстро, будто бы кипит;

И тени нет, повсюду искры блёстки;

Трава слегла, до корня прожжена…

(летний антициклон)

























Скачать

© 2021, 867 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!