СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Западная Сибирь"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с элементами интеграции (география-информатика), позволяет практически применять полученные знания на уроках географии и информатики.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Западная Сибирь"»

Тема урока: Западная Сибирь.

Автор: Ерофеева Наталья Николаевна, учитель географии, МОУ «Лицей №26»

Тип урока: Комбинированный, с элементами интеграции.

Цель урока: Познакомиться с особенностями ЭГП Западной Сибири, природными условиями и ресурсами;


ЗАДАЧИ:

Образовательная: Изучить особенности ЭГП Западной Сибири; её отрасли специализации и проблемы района.

Развивающая: развивать пространственное мышление, внимание, память, умение применять полученные знания на уроках информатики и географии на практике.

Воспитательная: воспитывать любовь к красоте природы, гордость за наши природные богатства.


Оборудование: Карта «Российская Федерация», таблица «Западная Сибирь», компьютерное обеспечение, статистические данные.


- Вспомните, какие экономические районы входят в состав Восточного макрорегиона?

- На сегодняшнем уроке мы подробнее познакомимся с Западной Сибирью.

(Слайд №1)


- Цели нашего урока

(Слайд №2)

- Сегодня мы будем работать по следующему плану:

(Слайд №3)

План характеристики:

  1. Состав;

  2. ЭГП;

  3. Природные условия и ресурсы;

  4. Население;

  5. Отрасли специализации района;

  6. Основные проблемы района.


несколько человек получают индивидуальные задания – составить в программе XL столбчатые диаграммы (см. Приложение)

- Давайте определим состав Западно-Сибирского района, откройте атласы на стр.42, на контурной карте отмечаем состав района и административные центры.


Тюменская область – Тюмень, (с Ямало-Ненецким АО – Салехард, Ханты – Мансийским АО (Югра) – Ханты-Мансийск)

Новосибирская область – Новосибирск,

Омская область – Омск,

Кемеровская область – Кемерово,

Томская область – Томск,

Алтайский край – Барнаул,

Республика Алтай – Горно-Алтайск.

- Переходим к следующему пункту плана. Описание ЭГП проведём по плану:


(Слайд №4)


1. Положение района на территории государства.

2. Экономическое окружение.

3. Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны.

4. Положение по отношению к транспортным магистралям.

5. Изменение ЭГП района.

6. Перспективы развития района.

- Для работы понадобятся карты атласа стр. 13, 14, 21


(Слайд №5)


- Скажите, каково географическое положение района на территории государства?

(Слайд №6)

(запись в тетрадь)


    1. На западе Восточного макрорегиона, ближайший к европейской части России регион.

    1. Европейский Север, Урал, Восточная Сибирь. Пограничные государства: Казахстан, Монголия..

    1. На юге района Сибирская металлургическая и химическая базы.

    1. Транзитные транспортные пути. Имеет выход к Северному морскому пути.

    1. ЭГП улучшилось благодаря строительству железных дорог.

    1. Развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Создание нефтехимических комплексов совместно с зарубежными фирмами.

(Слайд №7)

Характеристика природных ресурсов.


Рельеф

Низменная плоская равнина

Климат

Континентальный, вечная мерзлота

Природные зоны

Арктические пустыни; тундра; тайга; лесостепи; степи.

Почвы

1/3 всех почв - вечная мерзлота, 4/5 подзолистые почвы, на юге чернозёмы



(Слайд №8)

- Определите какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.(атлас стр.42)

Нефть – Сургут, Мегион, Нефтюганск.

Газ – Уренгой, Медвежье, Ямбургское.

Уголь – Кузнецкий бассейн

Железная руда – Темиртау

Полиметаллические руды –

Поваренная соль – в междуречье Оби и Иртыша

(Слайд №9)

Добыча полезных ископаемых


(Слайд №10)


- Каков процент ввозимой продукции? Откуда и что ввозят?

(60% из Европейской части РФ, продукты питания, оборудование, продукция лёгкой промышленности)

- Какова структура ввоза по видам транспорта?

(82% железнодорожным, 17% автомобильным, 1% авиационным)

- Какой процент производимой продукции вывозят из Западной Сибири? Что вывозят? В каком направлении?

(80% топлива, 75% в Европейскую часть России)

- Какова структура вывоза по видам транспорта?

(78% трубопроводным, 17% железнодорожным, 5% автомобильным)


(Слайд №11)


- Откройте атлас на стр. 8-9, каков национальный состав Западной Сибири?

- Какова доля русских?

- Равномерна ли плотность населения Западной Сибири? Почему?

- Почему в районе Кемеровской области наибольшая плотность населения?


(Слайд №12)

Индивидуальное задание №1 (отрасли специализации района)


- На территории Западной Сибири выделяют два природно-территориальных комплекса:

1. Западно-Сибирский (нефтегазохимический и деревообрабатывающий)

В нефтяной промышленности Западной Сибири создаются мощные нефтяные концерны.


(Слайд №13)

Индивид. задание №2 (переработка нефти ведущими компаниями 2005-2007 года, %)


- Снижение объёмов реализации нефтепродуктов нефтяные компании объясняют, падением средних рыночных цен на мировом рынке на 7%, а экспортные пошлины на нефть выросли на 8%. Поэтому снизился доход нефтяных компаний и как следствие снижена добычи нефти. Однако в планах нефтяных компаний увеличить добычу нефти.


  1. Кузнецко-Алтайский комплекс (угольно-металлургический). Включает в себя Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и часть Омской области.

- Определите специализацию следующих промышленных центров:

Новокузнецк – производство алюминия, нефтепереработка, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность.

Рубцовск – сельскохозяйственное машиностроение.

Тюмень- судостроительное машиностроение, строительных материалов, лёгкая промышленность.

Омск – химическая и пищевая промышленность.


(Слайд №14)

(Тюмень, Омск)


Назовите крупнейший город Западной Сибири – это Новосибирск.


(Презентация ученика – Новосибирск)


- Я думаю, мы можем сказать, что основная часть промышленных предприятий сосредоточена в южной части Западной Сибири, именно здесь остро встаёт проблема экологии. Предлагаю рассмотреть проблемы Западной Сибири с разных точек зрения.

- Давайте узнаем, в чём заключается проблема с точки зрения коренного населения.

(Слайд №15, 16)

- С точки зрения врача.

- С точки зрения эколога.


Индивидуальное задание №3 (Территориальные пропорции экономики Восточного макрорегиона)

В заключение урока, используя интерактивную доску провести границу Западной Сибири.


Домашнее задание: §61, на к/к выполнить задание 2,3.

Используемая литература:

  1. Учебник И.И.Баринова «Природа России»;

  2. http://burneft.ru/archive/issues/2013-05/2;

  3. http://vseonefti.ru/upstream/;

  4. http://www.vipstd.ru/gim/content/view/466/77/.

  5. http://www.moluch.ru/archive/52/6971/;

  6. http://nlib.sakha.ru/knigakan/traditsionnoe-khozyajstvo/olenevodstvo.html.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!