СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные уроки рисования. Из опыта работы

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для педагогов дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Занимательные уроки рисования. Из опыта работы»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ РИСОВАНИЯ. Из опыта работы

Автор - преподаватель МБОУ ДО

«ДШИ № 1 им. Г. В. Свиридова» г. Курска

Пшеничникова Вера Дмитриевна

Работаю преподавателем изобразительного искусства в системе дополнительного образования более 30 лет. Многолетний опыт показал, что высоких результатов в обучении можно достичь только при условии, если ребёнку интересно учиться. А интересно детям, если на каждом уроке они узнают что-то новое. Использование разнообразных художественных материалов и техник на занятиях позволяет поддерживать их постоянный интерес. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива, внутреннего побуждения учиться.

В процессе работы я изучала интересы, ценностные ориентации, склонности и возможности детей каждой возрастной группы. На основании наблюдений, анализа методической литературы мною были отобраны и освоены интересные нетрадиционные художественные техники, которые я включила в программу обучения изобразительному искусству. Выбор техники и художественных материалов обусловлен уровнем подготовки учащихся, возрастными особенностями.

Существует много различных художественных техник: эстамп, монотипия, тампонирование, сухая кисть, раздельный мазок, набрызг, батик, кляксы, рисунок с резервом, гроттаж, витражная, пластилиновая, пальцевая живопись.

Монотипия – отпечаток влажного рисунка на стекло, а со стекла на белый лист бумаги.

Эстамп – отпечаток какого-нибудь предмета (лист дерева, растение, верёвочка или др.) на бумагу.

Раздельный мазок – нанесение на фон мазочков гуашью небольшой кисточкой с промежутками. Похожие техники: рисование ватными палочками, маркерами.

Обрывная аппликация – аппликация, выполненная без ножниц.

Набрызг – изображение, выполненное с помощью цветных брызг краской. Кроме зубной щётки можно использовать брызгающие фломастеры.

Рисунок с резервом. В качестве резерва могут быть свеча, масляный мелок, клей ПВА. Контурное изображение выполняется резервом, потом весь лист закрашивается акварелью. Краска не ложится на резерв, контурный рисунок сохраняется.

Гроттаж – процарапывание рисунка на картоне, предварительно покрытого парафином и тушью.

Пластилиновая живопись – картина, раскрашенная цветным пластилином вместо краски.

Живопись на стекле – имитация витража.

Занятия декоративно-прикладным творчеством дополняют уроки по рисунку, живописи, станковой композиции, которые выполняются традиционными материалами. Сложившаяся система обучения подходит всем детям, талантливым и не очень, дарит радость познания мира. Задача педагога – помочь каждому поверить в свои возможности, научить детей видеть прекрасное в окружающей жизни.

Занятия изобразительным искусством настолько многогранны, что позволяют решать не только проблемы обучения, воспитания, но и проблемы здоровья детей. Современный темп жизни ведёт к психологическим, физическим перегрузкам детей. Хорошее здоровье – основное условие успешной самореализации личности. Важнейшей задачей школы является сохранение, укрепление здоровья учащихся. В связи с тем, что большое количество времени дети пребывают в школе, возникла необходимость, чтобы школа кроме просветительской среды стала и реабилитационно-оздоровительной.

Именно в дополнительном образовании детей широко используются виды деятельности, которые по своей природе обладают развивающим и оздоравливающим потенциалом. В процессе занятий у детей приходит в равновесие эмоциональное состояние, исчезают психологические проблемы, формируются такие качества, как уверенность в себе, активность, формируются эстетическая и познавательная потребность. Есть даже такой термин – арт-терапия, т.е. лечение искусством.

Занятия рисованием, лепкой, танцами, музыкой, пением помогают избавиться от неприятных чувств таких как обида, гнев, страх, уменьшают тревожность, снимают эмоциональную напряжённость, помогают справиться с депрессией.

Рисование, являясь любимым занятием детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, обладает наибольшим терапевтическим эффектом. Дети имеют возможность не говорить, а выражать свои эмоции и переживания в рисунках. Конечно, педагог по изобразительному искусству – не психолог по образованию, но при внимательном отношении к ребёнку, его работам, преподаватель может почувствовать психологическое состояние и постараться помочь ребёнку.

На своих занятиях я стараюсь поддерживать положительную эмоциональную атмосферу доброжелательности и доверия. Ребёнка надо часто хвалить, выражать одобрение по поводу каждой удачи. Обращать внимание на ошибки только косвенным образом, говорить, что любую ошибку легко исправить. Создавать ученику хорошую репутацию.

Именно многообразие видов деятельности, художественных техник на занятиях изобразительным искусством помогает ребёнку забыть о своих проблемах, обрести радость творчества, получить удовольствие от работы.

Особо хочу выделить такую технику как рисование песком. Рисование на песке всегда нравилось детям, они с удовольствием играют в песочнице, строят замки на берегу моря. Пескографией можно заниматься и в классе. Совсем не обязательно для этого использовать подсветку и экран, как это делают в развлекательных шоу. Для основы можно использовать поднос белого цвета, противень для духовки или крышку от коробки. На основу наносят песочный фон, а потом рисуют. Вместо песка можно использовать мелкую поваренную соль. В качестве приспособлений можно использовать кисточки.

При рисовании песком у детей не возникает трудностей, так как любую ошибку легко исправить. Использование музыки на этом занятии, как и на других, благотворно влияет на творчество.

В процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник у учащихся развиваются творческие способности.

Работая по данной системе, я заметила, что интерес детей к моему предмету вырос, учащиеся с большим удовольствием посещают занятия. Повысилось качество знаний и успеваемость. Работы стали интереснее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!