СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие № 2 «Тренинг личностного роста»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

        Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

       Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.      

Просмотр содержимого документа
«Занятие № 2 «Тренинг личностного роста»»

Дефектологический семинар

Дефектоогический семинар









Занятие № 2

«Тренинг личностного роста»




Провели:

педагог-психолог: Реснянская Н.Б.

учитель-дефектолог: Валюк Г.Н.





23.03.2016



Цель: Формирование внутренней позиции успешного педагога.


Задачи:


  1. Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

  2. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга.

  3. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.


Оборудование// материал: рисунок дерева, набор листиков (красный, желтый, зеленый, синий), цветная и белая бумага, старые журналы, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей, бейджеки на участников тренинга


Ход тренинга



  1. Вступление. Мини-лекция.

Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Итак, приступим. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


  1. Упражнение «Дерево достижений».


Оборудование: рисунок дерева, листочки зелёного, красного, жёлтого, синего цветов, клей-карандаш


Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.


- Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.


Уважаемые коллеги, Я предлагаю вам сейчас поздороваться, но при этом побывать в «шкуре» детей и называть друг друга по именам.


  1. Игра «Здравствуй, Саша!»


Цель: – установление комфортной атмосферы, эмоциональный заряд.

Оборудование: муз.сопровождение


Ведущий задаёт вопрос одному из присутствующих: «Саша, с кем бы ты хотел поздороваться?» Саша называет двух человек из группы, но ими не могут быть соседи слева и справа от Саши. Эти названные люди меняются местами с соседями Саши. Саша громко приветствует названных людей: «Здравствуйте, Маша и Рита!» Так опрашиваются участники до тех пор, пока не останется человека, с которым бы не поздоровались.


И так, следующее упражнение направлено на представление проблемы в позитивном ключе. Необходимо вытянуть из корзины по цветному кругу (красный, желтый, зеленый, синий) и взять конверт, в котором будет бейджик с названием вашей группы и прикрепить его к себе.


  1. Перед тобой задача. Реши ее.



Как часто мы являемся вершителями судеб. Кому то «3», кому то «5». Кого то хвалим, повышая самооценку, кого то ругаем, самооценку занижая. Вот и сейчас я хочу, чтобы вы неким образом стали судьями, стали избирателями. Перед вами задача. Прочтем ее. После у вас будет пару минут для обсуждения и принятия своего решения.

ЗАДАЧА

Если бы вы встретили беременную женщину, у которой уже 8 детей, из них трое глухих, двое слепых, один умственно-отсталый, а сама женщина больна сифилисом-вы бы посоветовали сделать ей аборт?

Прежде чем ответить на этот вопрос, прочитайте еще один: нужно выбрать нового мирового лидера, и ваш голос- решающий. Вот информация о трех кандидатах:

Кандидат 1: общается с нечистыми на руку политиками, советуется с астрологами, у него две жены, курит без остановки и выпивает 8- 10 бокалов мартини в день.

Кандидат 2: дважды изгонялся с должности, спит до полудня, баловался опиумом в колледже, выписает около литра виски каждый вечер.

Кандидат 3: имеет воинские награды, вегетарианец, не курит, пьет изредка пиво и никогда не изменял жене. Кого из троих вы выберете?

Голосуем…….1……2…….3……

Первый кандидат: Франклин Рузвельт

Второй кандидат: Уинстон Черчилль

Третий кандидат: Адольф Гитлер

И, кстати, на счет аборта: если ваш ответ «да», то вы только что убили Бетховена.

Обсуждение: каким образом вы принимали решение? Что повлияло на выбор вашего решения? Часто ли в жизни мы сталкиваемся с такими обманчивыми ситуациями?


Ну, а сейчас, мы останемся в тех же группах и продолжим работать над проблемой волнующих многих педагогов.


  1. Упражнение « Самые нужные качества»

Цель: Дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих педагогов.

Оборудование: муз.сопровождение


Упражнение проводится в трех подгруппах.

В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2-3 качества, необходимые взрослому для успешного взаимодействия с умственно отсталым ребёнком любого возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участие принимает вся команда.

Остальные группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу.

Рефлексия: Тренер предлагает высказать своё согласие и несогласие по поводу выбранных качеств.


Для того, чтобы продолжить нашу работу, необходимо разделиться по парам.


  1. УПРАЖНЕНИЕ – ДИАГНОСТИКА "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:


- 1-4 ступенька - самооценка занижена

- 5-7 ступенька - самооценка адекватна

- 8-10 ступенька - самооценка завышена


  1. Игра “Театр Кабуки”: Игра напоминает игру “Камень, ножницы, бумага”.


Цель: сплочение группы, умения действовать единой командой, раскрепощения, снятия мышечных и эмоциональных зажимов, поднятие эмоционального фона

Оборудование: муз.сопровождение (веселая, энергичная)


В театре Кабуки есть 3 главные роли:

Игроки считают вместе вслух. Принцесса…Дракон…Самурай…Раз, Два, три… одновременно держась за руки раскачивая ими. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи определенных действий один их трёх персонажей: Дракона, Принцессу и Самурая. Победитель определяется по следующим правилам:


  1. Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: “Хи!”.

  2. Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: “Р-р-р!”

  3. Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: “Ха!”

Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков. Если игроки показали одинакового персонажа, то засчитывается ничья и игра переигрывается.

Продолжая нашу работу, вам потребуются такие навыки как, внимательность, сообразительность, креативность, умения выходить из самых сложных и запутанных ситуаций, умения прислушиваться к своему внутреннему голосу..

  1. Упражнение "Пессимист, Оптимист, Шут"


Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.


Конфликт: «Учитель вышел из класса, а в это время произошла драка…»



1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

 2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

 3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

 4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

 5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

 6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.



  1. Упражнение «Объявление»


Цель: сплочение группы, представление проблемы в позитивном ключе.


Оборудование: муз.сопровождение, листочки и ручки


Инструкция:

Возьмите, пожалуйста, листочки и ручки и напишите на них свои имена и фамилии.

Затем все листочки повесить на доску «Объявлений». Несколько объявлений можно зачитать вслух в течение одной минуты перед всеми. Группа пытается угадать о каком человеке идет речь, задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли верно охарактеризовали человека.

В конце занятия остальные участники могут ознакомиться с оставшимися объявлениями.


Рефлексия:

  • Сложно было составить объявление?

  • Что удивило?

  • Что очень точно было отражено в объявлении?


Для того, чтобы наше настроение улучшилось нам нужно разделиться на три группы.


12 . Игра “Зоопарк”

Цель: развитие креативности, внимательности, сообразительности; снятие эмоциональных зажимов; развитие умений слышать и слушать и прислушиваться к внутреннему голосу.

Оборудование. Материалы: листочки с названиями животных и птиц раздаются желающим участникам (допускается присутствие зрителей). Муз.сопровождение.


Рассчитайтесь на 1-2. Первый –зрители. 2-участники. Затем меняются местами.

Прочитав названия, они никому его не должны показывать.

По команде ведущего участникам необходимо выстроиться в одну шеренгу по размеру изображаемых ими животных или птиц. Разговаривать можно только на языке “своего” животного.

Ведущий уточняет, где должен встать самый высокий, а где самый низкий. После этого участники завязывают себе глаза и игра начинается.


11.В завершении нашего тренингова занятия , мне бы хотелось провести с вами небольшой тест. Главное правило: ответы на него- это только твой выбор. Правильных и неправильных ответов нет.

  1. Какой цвет тебе больше всего нравится?

Красный…черный….голубой….желтый

  1. Первая буква твоего имени

  2. Месяц рождения

  3. Белый или черный?

  4. Назови человека одного пола с тобой

  5. Любимое число

  6. Больше нравится летать или ездить?

  7. Океан или озеро

  8. Загадай желание…

Итак, ответы:

  1. Если ты выбрал:

Красный- у тебя много энергии и твоя жизнь полна любви

Черный- ты консервативен и агрессивен

Зеленый- ты спокойный на все реагируешь с миром

Голубой- ты внезапен, любишь внимание от людей

Желтый- ты очень счастливый человек и дашь хороший совет тем, кому плохо.

  1. Если первая буква твоего имени:

А-К у тебя много любви и дружбы в жизни

Л-Р ты стараешься наслаждаться жизнью по максимуму

С-Я тебе нравится помогать другим

  1. Если ты родился в :

Январь-Март год пройдет хорошо, без препятствий

Апрель-Июнь случится что то хорошее, что оставит воспоминание на всю жизнь

Июль-Сентябрь впереди ждут важные глобальные изменения

Октябрь-Декабрь поначалу жизнь будет не так сладка, но итог будет хорошим

  1. Если ты выбрал:

Черный- твоя жизнь изменится. Сначала это будет казаться сложным, но со временем ты будешь благодарен судьбе

Белый- у тебя есть друг который полностью верит в тебя и сделает для тебя все, что угодно, но ты можешь этого не знать.

  1. Этот человек твой хороший друг.

  2. Столько близких друзей у тебя будет за жизнь

  3. Если ты выбрал:

Летать: ты любишь приключения

Ездить- ты не любишь изменений

  1. Озеро- ты предан друзьям и своей любви

Океан- ты непредсказуем и любишь радовать людей

  1. Ваше желание исполнится, если мы сейчас друг другу похлопаем. На наших ладошках много много рецепторов, которые соприкасаясь друг с другом дают колоссальный волшебный эффект….



Заключение

Сегодняшним нашим тренингом попытались вам показать, что сущность «Я» для вас самих должна быть выше всего. Любите себя…



Рефлексия.

Прошу вас отметить галочками, что на нашем сегодняшнем тренинге вам запомнилось больше всего и оставить небольшой отзыв, по желанию!

Рефлексия:

Было ли ощущение, что стоишь на своем месте?

Какие чувства при этом испытывал?

В чем, каким образом определялся размер?

Какие ощущения возникли?

Как построение выглядело со стороны?

Каким способом ориентировались, когда выстраивались (аудиалы, визуалы, кинестетики)? Что мы увидели, если рассматривать эту игру, как момент формирования команды?




Приложение

Игра “Зоопарк”


СЛОН

КРОКОДИЛ

ВОРОБЕЙ

МЫШЬ

ВОРОНА

СОВА

СОБАКА

КОШКА

ЗМЕЯ

ЖИРАФ

ПИНГВИН

КУРИЦА

ПЕТУХ

СВИНЬЯ

Страус















10 1-

9 9

8 8

7 7

6 6

5

5 4

4 3

3

2 1 2



































































Администрация









Ученики















1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!