СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие № 1 «Тренинг личностного роста педагога»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

    Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к продуцированиюнового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.

    Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.

    Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

     Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Просмотр содержимого документа
«Занятие № 1 «Тренинг личностного роста педагога»»



Дефектоогический семинар

Занятие № 1

«Тренинг личностного роста педагога»













Провели:

педагог-психолог Реснянская Н.Б.

учитель-дефектолог: Валюк Г.Н.




28.12.2015




Цель: Формирование внутренней позиции успешного педагога.


Задачи:

  1. Сплочение коллектива, развитие умения сотрудничать и умение разрешать конфликты

  2. Приобретение навыков конструктивного сотрудничества с учениками и коллегами.

  3. Обучение основам взаимодействия с трудными детьми

  4. Релаксация для педагогов школы

  5. Развитие эмпатии и собственной индивидуальности


Оборудование// материал: веревка длиной около 6 метров, мяч, бланк анкеты с вопросами, презентация (видео), бейджей – сердечки и цветочки, листочки и ручки, шкала самооценивания, лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце, цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы, Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).


Упражнение «Гипнотический мяч».

Все сидят в круге. Нужно кидать мяч друг другу, предварительно «договорившись» взглядом. Задача – поймать взгляд партнёра и не уронить мяча на пол.



Игра-активатор «Друг к дружке»


Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.


Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.


  • Правая рука к правой руке!

  • Левая рука к левой руке!

  • Спина к спине!

  • Друг к дружке!

  • Бедро к бедру!

  • Ладошка к ладошке!

  • Пятка к пятке!

  • Друг к дружке!

  • Носок к носку!

  • Живот к животу!

  • Большой палец руки к большому пальцу руки!

  • Друг к дружке!

  • Бок к боку!

  • Колено к колену!

  • Мизинец к мизинцу!

  • Друг к дружке!

  • Затылок к затылку!

  • Локоть к локтю!

  • Кулак к кулаку!


Рефлексия чувств:

  • Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

  • После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.



Упражнение «Мозговой штурм»

  1. Мини-лекция «Что такое мозговой штурм.

-Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.


  1. Продолжить предложение, не повторяя друг друга.

Личностный рост педагога – это…

Варианты ответов:

- повышение квалификации;

- чтение литературы;

- саморазвитие;

- участие в конкурсах;

- уметь анализировать свои поступки

- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей

- уметь принимать себя и других

- учиться развивать свои хорошие качества

- учиться всегда и везде

- самосовершенствование

- применять индивидуальный подход

- иметь личное мнение

- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.


  1. Мини - сообщение

Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.

Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.

Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.


Игра «Веревочка»


Цель: сплочение группы, выявление лидера.

Материалы: веревка длиной около 6 метров.


Участники стоят в кругу, держась руками за общую веревку. Веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Сначала возникает пауза и полное бездействие участников игры, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб. Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации.


Рефлексия чувств: При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи?»


Упражнение «Международный симпозиум»


Цель: повышение мотивации участников тренинга к обучению, выявление интересов слушателей.


Каждому участнику выдаётся бланк анкеты с 5 – 6 вопросами. Участники отвечают на вопросы анкеты в течение 3 – 7 минут., после этого ведущий даёт инструкцию: «Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы по результатам анкетирования объединиться в команды единомышленников. По какому принципу вы будете объединяться и сколько будет сформировано команд – решать вам» На выполнение этого этапа отводится от 5 до 15 минут ( в зависимости от активности участников).

После того, как команды сформировались, даётся следующее задание: «Представьте, что вы готовитесь к выступлению на международном симпозиуме, посвящённом проблемам развития и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Задача каждой команды сформулировать и обосновать 2-3 главных направления воспитания и развития таких детей. Кроме того, основные взгляды на проблему желательно отразить с помощью девиза и эмблемы команды». Затем проводится презентация каждой команды. Подводятся итоги выполнения упражнения.

Вопросы анкеты:

  1. Какие наказания для умственно – отсталых детей вы считаете наиболее эффективными?

  2. Считаете ли вы, что за хорошую посещаемость уроков можно пообещать умственно отсталому ребёнку награждение в конце года сладостями или грамотами?

  3. Каково ваше мнение о предоставлении подросткам большей свободы?

  4. Как вы считаете, с умственно – отсталым ребёнком нужно общаться на упрощённом языке или на «взрослом», таком же, как общаются с детьми массовых школ?

  5. С детьми, какого возраста вы предпочитаете общаться и работать: начальные классы, среднее звено, старшеклассники?

  6. С кем вам более интересно работать: с мальчиками или девочками?



Медитация «Поза покоя» и «Кинг Конг»+ (или видео с телефона?)


Сесть наиболее комфортно, лучше ближе к краю стула, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.

«Медленно дышим вдох- выдох. Наши глаза закрыты. Вдох – сжали колени и руки, выдох – расслабились.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно-

Расслабление приятно!


Согните руки в локтях и расположите их перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза полузакрыты(положение рук напоминает огромную обезьяну). Дыхание спокойное и равномерное.


ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ

Сожмите пальцы рук в кулак, напрягаем мышцы рук, предплечья, плечи. Сжимаем кулаки так сильно, что мышцы рук начинают дрожать. Дышим спокойно и равномерно, напрягаем мышцы до боли.


ФАЗА РАССЛАБЛЕНИЯ

Расслабили мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленный вдох – выдох. Руки тяжёлые и тёплые. Медленно открываем глаза.


Упражнение «Найди пару»


Цель: сплочение участников тренинга.


Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.


Рефлексия чувств: После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.


Упражнение «Идеальный педагог»


Материал: бейджей – сердечки и цветочки, листочки и ручки, шкала самооценивания


Ход упражнения


1 этап

Ведущий. Многим из нас свойственно стремление к совершенству. Что же такое совершенство. Давайте назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого – либо положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Давайте поищем положительные черты своего характера, которые замаскированы в нашем имени.


2 этап


Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – «родители» и педагоги по форме бейджей – сердечки и цветочки.

Ведущий. В течение 4 минут каждая группа формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями. (Ведущий записывает на доске).

Потом все объединяются в одну группу и уже с общей позиции находятся 6 качеств совершенного педагога. (Ведущий записывает на доске).

Ведущий. Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным 6 критериям (участникам раздаются бланки со шкалами самооценки. (Самооценивание проводится анонимно). Уровень развития каждого выбранного качества можно условно изобразить цифрой. Нижняя точка – это нижняя ступень развития, а верхняя – наивысшее. (Участники выполняют задание). Посмотрите на ваши шкалы, если ваши отметки на шкале пересекаются или находятся около 10, мы вас поздравляем, вы близки к совершенству. Ну а если расстояние между точками большое или они находятся ниже пяти, замечательно, вам есть к чему стремиться.


Шкала для самооценивания




Упражнение «Счёт»


Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.


Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов:

«Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?»,

«На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?»,

«Какая у вас была тактика?»,

«Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»


Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других.


Рефлексия чувств: В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.


Упражнение «Душечка-Марфушечка»


Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».

Рефлексия чувств: Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.




Арт-терапевтическое упражнение «Солнечная поляна»


Цель: снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.


Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.


Инструкция: Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

Примечание: Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).


Анализ:

  • Какие чувства у вас возникли после выполнения упражнения?

  • Поделитесь своим настроением.

Рефлексия.

  • По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».






Подведение итогов тренинга. Прощание.

Шкала для самооценивания








































Дефектологический семинар





Тренинг «Личностного роста» педагогов школы»


































27декабря 2015











Личностный

рост педагога – это…

Варианты ответов:

- повышение квалификации;

- чтение литературы;

- саморазвитие;

- участие в конкурсах;

- уметь анализировать свои поступки

- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей

- уметь принимать себя и других

- учиться развивать свои хорошие качества

- учиться всегда и везде

- самосовершенствование

- применять индивидуальный подход

- иметь личное мнение

- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!