СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Я учусь владеть собой"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия с призерами городского этапа предметных олимпиад, направленное на снижение уровня тревожности. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Я учусь владеть собой"»



Тренинговое занятие, направленное на снятие тревожности:

"Я учусь владеть собой"

Подготовил:

практический психолог

ГБОУ СОШ№1

Алтунин М.С.







Кировск 2019г.



I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

Игра «Я иду в лес»

Описание: Очень простая головоломка. Ведущий говорит, что собирается в поход и набирает команду. Для этого каждый человек говорит фразу: «Меня зовут – … (например, Петя), и я с собой беру … (тут название предмета, что я беру)». По этой фразе ведущий или берет человека или не берет. Игра заканчивается, когда все поняли принцип и пошли в поход. Время от времени ведущий говорит туже самую фразу про себя, беря разные вещи в поход, чтобы игроки поняли принцип.

Разгадка: Имя и название предмета должно начинаться с одно и той же буквы. То есть если ведущего зовут Петя, то он говорит фразу: «Меня зовут – Петя, и я с собой беру палатку». Или: «Меня зовут – Петя, и я с собой беру пластырь».

II. Сообщение темы и целей занятия.

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и стресс и как следует преодолевать
эти состояния.

III. Принятие правил работы группы– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил.

IV. Информационный блок– Как Вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Задумывались ли Вы когда нибудь, какие физиологические изменения происходят в организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

2. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

V. практический блок

Отработка гибкости мышления

Упражнение «хорошо-плохо»

Участники по цепочке должны продолжить предложения указывая поочередно на хорошие и плохие стороны высказывания

Например, "мало думать это хорошо, потому что мозг отдыхает"
Второй ему отвечает: "...это ПЛОХО, потому что.. "
Продолжая пример: "мозг отдыхает это плохо, потому что так скоро идиотом можно стать."
Следующий человек, отвечая, опять придерживается: "....это ХОРОШО, потому что ....."
Продолжая пример - придумать разумное основание почему хорошо идиотом стать..)))
И так далее...
Эта игра очень хорошо помогает осознать свои ограничивающие убеждения, что в любом плохом есть хорошее, а в любом хорошем есть плохое. И что только от нас зависит, ставим мы плюс или минус. А самое главное, расширить понимание, что плохое и хорошее - это только наше отношение к этому.

Игра «Путаница»

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.

Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.



Отработка навыков самопрезентации

«Упражнение мешочек вопросов»

Все участники тренинга должны написать на листочке любой вопрос или просьбу и складывают листочки в мешочек. После того, как листочки перемешают, участники в случайном порядке достают листок из мешочка и должны выполнить то, что там написано.

Отработка способов снятия стресса

Игра «Рисунок»

Каждый, сидящий в кругу, получает лист бумаги и фломастер.

Ведущий:

Начните рисовать на листе бумаги что-то такое, что отражало бы ваше настроение сейчас;

передайте рисунок соседу слева;

посмотрите, прочувствуйте, какое настроение присутствует в рисунке, и добавьте к этому рисунку что-то свое; изменяя рисунок, старайтесь улучшить настроение того, кому этот рисунок принадлежит; добавьте заряд бодрости и оптимизма;

рисуя, не концентрируйте внимание на себе, любимом, а помните о другом, о том, чей это рисунок;

передайте рисунок соседу слева.

Рисунок, пройдя полный круг, возвращается к «хозяину». Детям предлагается посмотреть и осознать, поняли ли они его. Можно ли сказать, что этот рисунок несколько изменил настроение в лучшую сторону? Если да, то рисунок остается на память. Если нет, то он мнется и выбрасывается в корзину.

Этим упражнением учащиеся показали, насколько они могут подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера и зарядить его веселым, хорошим настроением.

Упражнение 8.  «Моечная машина»

Участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».


Упражнение «Письмо себе, любимому»
Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают своё мнение) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
Рефлексия:
• С каким чувством писали письмо?
• Кто хочет прочитать или пересказать своё письмо?
• Любовь - или другое отношение - чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.
По ходу психолог может давать комментарии.
Стоит обратить внимание на то, как кто – то себя же и поучает, кто – то смотрит на себя снизу вверх, кто – то делится с собой теплом и нежностью, кто- то с собой на дружеской ноге, кто – то радуется себе, близкому, а кто – то тоскует по тому, каким он был когда – то.

Ритуал прощания

Упражнение «Дружественная ладошка».

Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

Участникам раздаются листки бумаги.

Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».



Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!