СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое занятие с элементами тренинга. Формирование навыков саморегуляции для преодоления тревожности и адекватного поведения в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции».»

Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия, проведенного педагогом – психологом Орловского СУВУ Топоровой Светланой Сергеевной 22.12.18

Тема: «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции».

Форма: групповое занятие с элементами тренинга.

Цель: формирование навыков саморегуляции для преодоления тревожности и адекватного поведения в различных ситуациях.

Задачи:

1.Обучать навыкам саморегуляции.

2.Научить воспитанников способам преодоления тревожности.

3.Отрабатывать упражнения на расслабление.

Психотерапевтические методы работы:

  1. Терапевтическая беседа

  2. Сказкотерапия: использование сказки из цикла терапевтических сказок О.В Хухлаевой «Лабиринт души».

  3. Музыкотерапия: релаксационная мелодия, элементы аутотренинга.

4. Тренинг поведения (проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции, релаксационное упражнение – медиация «Водопад»)

Возраст: 11 -17 лет.

Место проведения: кабинет психолога Орловского СУВУ.

Время проведения: 55 минут.

Активизация словаря: саморегуляция, самоконтроль.

Оборудование и материалы: видеопроектор, аудиосистема, ватман, фигурки из методики «Мозартика», морские камни

Используемые технологии : социально – психологический тренинг.

Используемая литература:

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»)

2.Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой. – М.: Академический проект, 2016. – 175 с. – (Технологии психологии)































№ п/п

Этапы занятия

(Можно указать цели этапов)

Время

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Организационный

5 минут

Ребята, добрый вечер. Сегодня я пригласила вас, чтобы мы больше узнали друг о друге. И нам поможет в этом «Волшебная коробка ощущений»


Воспитанник с закрытыми глазами достает предмет и в соответствии с составом предмета ищет свою характеристику.

Цель – расслабление, сплочение, снятие психоэмоционального напряжения перед началом занятия.


2.

Актуализация знаний

2 минуты

- Я думаю, вы уже настроились на работу и можно начинать. Скажите пожалуйста, вы любите сказки? А когда в последний раз вы читали их? А какие сказки знаете? Спасибо за ответы. Сейчас вы займете удобные для вас положения в этих желтых креслах и мы послушаем сказку.


- «Лиса и волк»

- «Колобок»

- «Сказка о попе и работнике его Балде»

- «Золотая рыбка»

- «Жихарка»

Цель-стимулирование познавательной активности воспитанников.

3.

Целеполагание и мотивация

10 минут

«Сказка о двух братьях и сильной воле»

- Какое впечатление на вас произвела сказка?

- Как вы считаете, почему первый брат потерпел поражение?

- Что такое сила воли и как ее тренировал второй брат?

- Чем может помочь сильная воля и как ее можно тренировать?

- Что значит выражение «Владеть собой»?

- Так о чем же мы сегодня будем с вами говорить?

- А что означает слово «самоконтроль», «саморегуляция»?

- Так как вы считаете, какая цель нашего сегодняшнего занятия?

- Целью нашего сегодняшнего занятия будет узнать, как можно контролировать свое поведения в различных жизненных ситуациях.


Выход на личность. Ты умеешь сам себя регулировать? Ты считаешь, для тебя важна эта тема? А что для тебя владение собой? Сложно ли контролировать свои нахлынувшие чувства? А как ты борешься с собой в сложной ситуации?


- Первый брат потерпел поражение, потому что был со слабой силой воли

- Второй брат тренировал силу воли по разному (не ел кусок пирога на ужин, оставляя его на завтрак, занимался спортом, несмотря на усталость и.т.д.

- Выражение «владеть собой» означает контроль над своим телом , своими эмоциями, своими поступками.

- «Самоконтороль» означает сам себя контролирую.

- Цель занятия – научиться контролировать себя, узнать что то новое.
















- Эта тема важна для меня.

- Я сам себя плохо контролирую.

-Для меня владение собой означает не ударить человека, который меня разозлил.

- Нахлынувшие чувства контролировать очень сложно, иногда невозможно.

Цель: научить бороться с трудностями, возникающими в процессе самоконтроля.

4.

Основной этап











































1.Тренировка дыхания





















2.Тренировка мгновенного мышечного расслабления


























































3.Упражнение – медиация «ВОДОПАД»

30 минут

- Итак, сейчас мы проведем небольшой эксперимент (дается две бумажки, на которых фразы: «Про тебя сказали неправду. Считают тебя вором. Тебе очень обидно. Ты очень сильно зол», «Ты сказал неправду. Придумал ложь про воровство. Но тебе без разницы. И ты считаешь, что прав в этой ситуации». Ваша задача, не читая в слух написанное, обыграть эту ситуацию.

- Ребята, обратите внимание, в какой ситуации сейчас оказались эти двое воспитанников? История, конечно придуманная, искусственная, но каждый из нас это когда – нибудь испытывал!

- Эти двое оказались ситуации стресса, напряжения, отсутствии самоконтроля. У кого то учащенное сердцебиение, у кого то пелена на глазах от злости, руки трясутся, хочется ударить, сказать обидные слова, замахнуться…НО…В такой ситуации сложно контролировать себя, но все же есть некоторые упражнения.


2. Во что может превратиться неумение владеть собой?

- А сейчас посмотрим несколько видеороликов и вы должны подумать над вопросом: Во что может превратиться неумение владеть собой?


Видеоролики

1. Как вы считаете, какова главная мысль этих видеороликов?

2. Приведите примеры не сдержанности из этих видеороликов.

3. Были ли вы в подобных ситуациях?

Присаживаются на стулья

Первое: мысленная установка «Все будет хорошо» должна быть очень четкой в вашей голове, не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций!!!!

Второе: Восстанови дыхание!!!! Медленно сделай глубокий вдох через нос. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни через рот. Сделать 2 или 3 раза.

Третье: Расслабь мышцы!!!!!! Сожмите кулаки очень крепко. Затем встряхните, сбросив при этом все напряжение, которое вас сковывает. Сделать 2 или 3 раза.

- Эти упражнения очень хороши, но не во всех ситуациях уместны. Есть еще одно очень коротенькое, действенное и незаметное упражнение. Оно называется «Кнопка». Это именно для мгновенного расслабления и отвлечения от создавшейся ситуации. Нужно указательным пальцем довольно ощутимо нажать на ноготь большого пальца и держать до тех пор, пока не отвлечетесь.

- Время от времени выполняйте упражнения перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделайте своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия: Что вы чувствовали, когда вы выполняли упражнение на умение владеть собой? Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться надо тренировать.

- Ребята, скажите пожалуйста, а что такое цвет? Какой цвет больше всего вам нравится? (спросить каждого) А вы слышали когда – нибудь слово ЦВЕТОТЕРАПИЯ? (разбираем слово) С самых давних времен люди знали, что цвет влияет на настроение и состояние человека. Вот сейчас нам предстоит узнать, какое душевное состояние в нас преобладает.

Рефлексия: Какие ваши ощущения были при выполнение этого задания? А почему был выбран именно такой цвет? А какая цветотерапия есть в природе? (отвечают) Вы правы, ребята, какой из этого можно сделать вывод? (отвечают) Верно, что цвет успокаивает, исцеляет, пробуждает радостные добрые чувства.

Ваша задача на этом белом листе ватмана «нарисовать» свое настроение. Но рисовать мы будем не обычными красками, а этими цветными фигурками. И только одним выбранным цветом. Вот, например, Костя выбирает желтый…(объясняю и показываю). Работаем все вместе. Затем расшифровывается каждый цвет.

- Я хочу попросить каждого из вас нарисовать свое настроение, это может быть все, что угодно, какой то образ или целая картина.

Рефлексия: Расскажите, что обозначает ваш рисунок. Какие ощущения вы испытывали во время рисования?

- А сейчас я попрошу вас снова занять места в этих мягких креслах, принять удобную для вас позу, расслабиться и закрыть глаза. (приглушается свет).

Упражнение – медиация «ВОДОПАД» читается под релаксационную композицию (Ф.Шопен. Прелюдия №13)

Двое выходят на середину и пытаются доказать свою правоту. Когда будет накал эмоций, педагог говорит говорит стоп!










































Обсуждение видеороликов











Проработка упражнений на саморегуляцию













































































Выкладывают на белом листе ватмана свое настроение с помощью фигурок из методики «Мозартика»














Ложатся в кресла для релаксации, расслабляются, закрывают глаза, пытаются представить картины природы.

Цель – отработка упражнений на саморегулятивную деятельность.

5.

Рефлексия

3 минуты

А теперь, ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что нового вы сегодня узнали? Что будете применять в своей жизни? Как вы думаете, было ли занятие для вас полезно? А что больше всего запомнилось?


Отвечают на вопросы

Цель – оценка настроения, эмоционального восприятия занятия.






6.

Подведение итогов

5 минут

- Сейчас я вам хочу подарить волшебные камни, символы моря, тепла, успокоения, расслабления. (дарятся морские камни, чтоб пользоваться ими для тренировки саморегуляции)

- И закончить наше сегодняшнее занятие хочется таким стихотворением Ренаты Юрьевой

Ворчит гроза раскатом глухо,

Взрываясь заревом зарниц.

А на земле, как прежде, сухо,

Цветы бессильно пали ниц.


Бушуют чувства, в грудь толкаясь,

Горит огнем тоски душа…

Но я иду, всем улыбаясь,

Легко, спокойно, не спеша.


Засушливые дни и чувства

Дождя спасительного ждут…

Владеть собой – почти искусство

И тяжкий труд, и тяжкий труд.

Спасибо за плодотворную работу!



Цель - осознание содержания пройденного материала.





































Занятие «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции»

Цель занятия: формирование навыков саморегуляции для преодоления тревожности и адекватного поведения в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Обучить навыкам саморегуляции.

  2. Научить воспитанников способам преодоления тревожности.

  3. Отработать упражнения на расслабление.

Форма работы: групповое занятие с элементами тренинга.

Психотерапевтические методы работы.

  1. Терапевтическая беседа

  2. Сказкотерапия: использование сказки из цикла терапевтических сказок О.В Хухлаевой «Лабиринт души».

  3. Музыкотерапия: релаксационная мелодия, элементы аутотренинга.

4. Тренинг поведения (проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции, релаксационное упражнение – медиация «Водопад»)

Целевая группа: воспитанники девятого класса.

Время проведения: 40 – 45 минут.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ребята, добрый вечер. Сегодня я пригласила вас, чтобы мы больше узнали друг о друге. И нам поможет в этом «Волшебная коробка ощущений» Воспитанник с закрытыми глазами достает предмет и в соответствии с составом предмета ищет свою характеристику.

Цель – расслабление, сплочение, снятие психоэмоционального напряжения перед началом занятия.

- Я думаю, что вы уже настроились на работу. И можно продолжать. Скажите пожалуйста, вы любите сказки? А когда в последний раз вы читали их? А какие сказки знаете? Спасибо за ответы. Сейчас вы займете удобные для вас положения в этих желтых креслах и мы послушаем сказку.

Терапевтическая сказка О.В Хухлаевой из цикла сказок «Лабиринт души» - «Сказка о двух братьях и сильной воле»

Направленность сказки: трудности самоконтроля, неумение управлять поведением.

2.Целеполагание и мотивация.

- Какое впечатление на вас произвела сказка?

- Как вы считаете, почему первый брат потерпел поражение?

- Что такое сила воли и как ее тренировал второй брат?

- Чем может помочь сильная воля и как ее можно тренировать?

- Что значит выражение «Владеть собой»?

- Так о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (предполагают)

- А что означает слово «самоконтроль», «саморегуляция»?

- Так как вы считаете, какая цель нашего сегодняшнего занятия?

- Целью нашего сегодняшнего занятия будет узнать, как можно контролировать свое поведения в различных жизненных ситуациях.

Выход на личность. Ты умеешь сам себя регулировать? Ты считаешь, для тебя важна эта тема? А что для тебя владение собой? Сложно ли контролировать свои нахлынувшие чувства? А как ты борешься с собой в сложной ситуации?

3.Основной этап.

Присаживаемся на стулья

- Итак, сейчас мы проведем небольшой эксперимент (дается две бумажки, на которых фразы: «Про тебя сказали неправду. Считают тебя вором. Тебе очень обидно. Ты очень сильно зол», «Ты сказал неправду. Придумал ложь про воровство. Но тебе без разницы. И ты считаешь, что прав в этой ситуации». Ваша задача, не читая в слух написанное, обыграть эту ситуацию. (Двое выходят на середину и пытаются доказать свою правоту. Когда будет накал эмоций, я говорю СТОП).

- Ребята, обратите внимание, в какой ситуации сейчас оказались эти двое воспитанников? История, конечно придуманная, искусственная, но каждый из нас это когда – нибудь испытывал!

- Эти двое оказались ситуации стресса, напряжения, отсутствии самоконтроля. У кого то учащенное сердцебиение, у кого то пелена на глазах от злости, руки трясутся, хочется ударить, сказать обидные слова, замахнуться…НО…В такой ситуации сложно контролировать себя, но все же есть некоторые упражнения.

- А сейчас посмотрим несколько видеороликов и потом обсудим их.

Видеоролики

1. Как вы считаете, какова главная мысль этих видеороликов?

2. Во что может превратиться неумение владеть собой?

3. Приведите примеры не сдержанности из этих видеороликов.

4. Были ли вы в подобных ситуациях?

Присаживаются на стулья

И первое: мысленная установка «Все будет хорошо» должна быть очень четкой в вашей голове, не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций!!!!

Второе: Восстанови дыхание!!!! Медленно сделай глубокий вдох через нос. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни через рот. Сделать 2 или 3 раза.

Третье: Расслабь мышцы!!!!!! Сожмите кулаки очень крепко. Затем встряхните, сбросив при этом все напряжение, которое вас сковывает. Сделать 2 или 3 раза.

- Эти упражнения очень хороши, но не во всех ситуациях уместны. Есть еще одно очень коротенькое, действенное и незаметное упражнение. Оно называется «Кнопка». Это именно для мгновенного расслабления и отвлечения от создавшейся ситуации. Нужно указательным пальцем довольно ощутимо нажать на ноготь большого пальца и держать до тех пор, пока не отвлечетесь.

- Время от времени выполняйте упражнения перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделайте своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия: Что вы чувствовали, когда вы выполняли упражнение на умение владеть собой? Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться надо тренировать.

- Ребята, скажите пожалуйста, а что такое цвет? Какой цвет больше всего вам нравится? (спросить каждого) А вы слышали когда – нибудь слово ЦВЕТОТЕРАПИЯ? (разбираем слово) С самых давних времен люди знали, что цвет влияет на настроение и состояние человека. Вот сейчас нам предстоит узнать, какое душевное состояние в нас преобладает.

Рефлексия: Какие ваши ощущения были при выполнение этого задания? А почему был выбран именно такой цвет? А какая цветотерапия есть в природе? (отвечают) Вы правы, ребята, какой из этого можно сделать вывод? (отвечают) Верно, что цвет успокаивает, исцеляет, пробуждает радостные добрые чувства.

Ваша задача на этом белом листе ватмана «нарисовать» свое настроение. Но рисовать мы будем не обычными красками, а этими цветными фигурками. И только одним выбранным цветом. Вот, например, Костя выбирает желтый…(объясняю и показываю). Работаем все вместе. Затем расшифровывается каждый цвет.

- Я хочу попросить каждого из вас нарисовать свое настроение, это может быть все, что угодно, какой то образ или целая картина.

Рефлексия: Расскажите, что обозначает ваш рисунок. Какие ощущения вы испытывали во время рисования?

- А сейчас я попрошу вас снова занять места в этих мягких креслах, принять удобную для вас позу, расслабиться и закрыть глаза. (приглушается свет).



Упражнение – медиация «ВОДОПАД» читается под релаксационную композицию

Рефлексия: А теперь, ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Что нового вы сегодня узнали? Что будете применять в своей жизни? Как вы думаете, было ли занятие для вас полезно? А что больше всего запомнилось?

- Сейчас я вам хочу сделать небольшие подарки (дарятся морские камни, чтоб пользоваться ими для тренировки саморегуляции)

- И закончить наше сегодняшнее занятие хочется таким стихотворением Ренаты Юрьевой

Рената Юрьева

Ворчит гроза раскатом глухо,

Взрываясь заревом зарниц.

А на земле, как прежде, сухо,

Цветы бессильно пали ниц.



Бушуют чувства, в грудь толкаясь,

Горит огнем тоски душа…

Но я иду, всем улыбаясь,

Легко, спокойно, не спеша.



Засушливые дни и чувства

Дождя спасительного ждут…

Владеть собой – почти искусство

И тяжкий труд, и тяжкий труд.

Спасибо за плодотворную работу!





Самоанализ занятия педагога – психолога Топоровой Светланы Сергеевны «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции»

Актуальность темы занятия: Воспитанникам в нашем учебном заведении очень сложно справляться со своими эмоциями, тревожными состояниями. Навыки владения собой на низком или среднем уровне, потому тема о саморегуляции была выбрана не случайно. Целью занятия было формирование навыков саморегуляции для преодоления тревожности и адекватного поведения в различных ситуациях. Цель занятия осуществлялась через поставленные задачи:

1.Обучить навыкам саморегуляции.

2.Научить воспитанников способам преодоления тревожности.

3.Отработать упражнения на расслабление.

Психотерапевтические методы работы, использованные на занятии:

1.Терапевтическая беседа;

2.Сказкотерапия: использование сказки из цикла терапевтических сказок О.В Хухлаевой «Лабиринт души».

3.Музыкотерапия: релаксационная мелодия, элементы аутотренинга.

4.Тренинг поведения (проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции, релаксационное упражнение – медиация «Водопад»)

Форма работы: групповое занятие с элементами тренинга.

Также, хотелось бы отметить, что применялись различные способы включения воспитанников в процесс занятия, а именно: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались эмоциональные возможности каждого подростка. Для активации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете»?, «как правильно»?

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы, занятие прошло по плану.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!