Тренинговое занятие, направленное на снятие тревожности "Я учусь владеть собой"
Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи:
Раскрыть понятия тревожность и стресс.
Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
Обучить навыкам саморегуляции.
Форма работы: Занятие с элементами тренинга.
Целевая группа - подростки, возрастом 13-17 лет
Продолжительность- 2 часа
Количество участников – от 10 человек
Материалы: листы А4, карандаши, фломастеры, маркеты, ватманы ( 2 шт), листы А3.
Ход занятия:
Организационный момент (приветствие, знакомство)
Упражнение «Визитка» (10 минут)
Цель: познакомить участников друг с другом, настроить на позитивную и продуктивную работу.
Тренер предлагает создать проект «Личной визитки» на листе А4.
В визитке указаны:
Ф.И.О. или прозвище
хобби, характеристика, интересное замечание.
Участники придумывают и рисуют личный логотип. Пишут девиз. Также могут быть написаны: профессия, должность, адрес и телефон (можно вымышленный), адрес сайта.
Затем участник выходит и презентует проект своей «личной визитки».
II. Сообщение темы и целей занятия.
Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.
III. Принятие правил работы группы.
– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:
Установление правил работы в группе. (5 минут)
«00:00» (тайминг)
Один говорит - все слушают
«Свободные ноги»
«Здесь и сейчас»
Персонификация высказываний (говорить и выражать мысли только от своего имени)
Мобильный без звука
Правило «Стоп»- в этой игре я не участвую.
Общение на равных
IV. Информационный блок (20 минут)
– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
1. Что такое тревожность. Стресс
– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.
Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
2. Физиологическая сторона тревожности.
– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.
V. Практический блок.
Упражнение «Миссис Мамбл» (10 минут)
Цель: создание благоприятного психологического климата и позитивного настроя в группе. Разминка.
Инструкция: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.
Обсуждение: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?
Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» (10 минут)
Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»
Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.
(В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?
Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
Упражнение «Международный симпозиум» (20 минут)
Цель: Повышение мотивации участников тренинга к процессу обучения управления личностной тревожностью, выявление интересов слушателей.
Содержание. Каждому участнику выдается бланк анкеты с 6 вопросами, каждый участник отвечает на вопросы анкеты, после чего инструкция: «Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы по результатам анкетирования объединиться в команды единомышленников. По какому принципу объединяться и сколько будет сформировано команд – решать вам». Группы объединяются. «Представьте, что вы готовитесь к выступлению на Международном симпозиуме, посвященном проблемам личностной тревожности подростков.
Задача каждой команды – сформулировать и обосновать 2-3 главных направления воспитания ребенка. Кроме того, основные взгляды на проблему желательно отразить с помощью девиза и эмблемы команды». После совместного обсуждения в подгруппах проходит презентация каждой команды в кругу. На заключительном этапе проводится общее обсуждение и подведение итогов.
Упражнение «Крокодил». Разминка (10 минут)
Цель: снятие напряжения, расслабление участников, заряд положительными эмоциями.
Упражнение «Круг уверенности» (20 минут)
Цель: отработка приемов уверенного поведения подростков в ситуации тревожности.
Содержание. Ведущий предлагает подросткам представить себе невидимый круг диаметром около 60 см. на полу, примерно в полуметре от себя. Далее просит зайти в круг и продолжить фразу «Я уверен в себе, если…», «Я не уверен в себе, если….» Делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.
Упражнение «Низкое доверительное падение» (25 минут)
Цель: визуализация «Самого себя любить».
Содержание. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство участников подадут вам знак.). Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи... Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя... Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к участникам добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми... Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно — вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое "Я люблю себя!". Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое "Я люблю себя!". Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза... Попросите по завершении этой фантазии всех участников хором произнести фразу-подтверждение "Я люблю себя!". Спросите участников, где в своем теле они чувствуют эту любовь. Затем участники могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Участники могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: "мои красивые карие глаза", "мои золотые умелые руки" и т.д. Анализ упражнения: Почему некоторые люди любят самих себя? Почему некоторые люди себя не любят? Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? Что делает тебя счастливым?
Упражнение «Я желаю тебе….» ( 5 минут)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Содержание. Участники, сидя в кругу, по очереди желают друг другу что-то доброе.
VI. Заключение. Выводы. ( 5 минут)
Обратная связь.
Что было полезным?
Что нового вы узнали?
Что вы чувствуете в данный момент?
Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?