СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон сохранения массы веществ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит упражнения для повторения.

Просмотр содержимого документа
«Закон сохранения массы веществ»

План-конспект урока «Закон сохранения массы веществ»

Цель урока: Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ: материальным балансом химических уравнений.

Задачи.

  • Продолжить работу по составлению уравнений реакций, формул веществ, определению валентности.

  • Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М.В.Ломоносова.

  • Развитие монологической речи, навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: традиционный урок.

Методические приемы: рассказ, демонстрация опыта, сообщения учащихся.

Понятия:

  • химические уравнения;

  • материальный баланс химических уравнений;

  • масса вещества.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO4 и раствор CaCI2 .

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания (у доски).

а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:

Na2CO3; Р205; А1203

б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия

2. Индивидуальные задания (карточки-задания)

а) Разделить приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля.
– ржавление гвоздя.
– испарение воды,
– сгибание гвоздя,
– дробление сахара,
– скисание молока,
– таяние мороженного.
– плавление парафиновой свечи.

б) Определить валентность элементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12

в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ: NaNO3; А1СI3; КзРО4

3. Работа с классом.

а). Составить формулы веществ (устно).

IV

 

Ш

 

II

I

 I

 

СО

 

 Fе О

 

Мq

С1

 Na

P

б). Определить валентность (устно)

Р2О5 FеО Мqз N2 СиС12

в). Разделить вещества на группы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Р2О5;

 Cа;

Ва;

NаС1;

А1;

С;

А1(ОН)3;

  С12;

СаО;

 Н2S;

S

простые: 2; 3; 5; 6; 8; 11

сложные:1; 4; 7; 9; 10

 г). Задание № 4 стр. 5.

4Р + 5О2 → 2Р2О5
2Са + О2 → 2СаО
2АI + ЗСI2 →2А1С13
 4А1 + ЗО2→2А12О3

Что собой представляет уравнение химической реакции?

(Условная запись химических процессов с помощью химических знаков и символов.)

III. Изучение новой темы.

1. Записываем уравнение реакции и анализируем масса реагентов и продуктов реакции.

2Са + О2 → 2СаО

2*40 + 16*2 = 2*(40 + 16)

2. Демонстрация закона сохранения массы веществ.

В одно колено прибора для иллюстрации закона сохранения массы веществ 3–5 мм раствора хлорида кальция, в другое раствор серной кислоты и определяем вес прибора с растворами. Затем переливаем несколько раз растворы из одного колена в другое и вторично взвешиваем.

Вывод: Масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образовавшихся

3. В этом и состоит закон сохранения массы веществ. Для нас, знающих, что в ходе химических процессов происходят только лишь изменения соединений атомов между собой при сохранении самих атомов, закон очевиден. Понятие атома в химии установилось лишь в первой половине 19 века. Ученые химики того времени, наблюдая и исследуя химические процессы, отмечали, что масса продуктов реакции отличается от массы исходных веществ. Над данной проблемой работал Р.Бойль (сжигал металлы в незапаянных ретортах). Он не учитывал возможность участия в реакции газов.

Михаил Васильевич Ломоносов сумел доказать (практически), что в результате обжига металла общая масса продуктов реакции равна массе реагентов.

4. Значение закона (записываем в тетради).

  1. Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.

  2. Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.

  3. Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.

  4. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова . [1]

  5. Слово учителя: Особое внимание уделял М.В.Ломоносов подготовке российских ученых. Возлагал на молодежь большие надежды. Он не принимал мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса.

Отрывок из стихотворения (читает ученик).

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. [2]

6. Более двух столетий прошло со дня смерти М.В.Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.

“На берегах Ледовитого моря подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”. В.Г. Белинский . [1]

IV. Выводы по уроку:

  • В чем сущность закона сохранения массы веществ?
    Закон сохранения массы веществ заключается в том, что масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образованных.

  • Какое значение имеет закон сохранения массы веществ?

Слово учителя:

Уравнение реакции отражает материальный баланс вступивших в реакцию веществ (реагентов) и образовавшихся продуктов.

V. Закрепление.

  • Почему масса железной окалины больше массы железа? Какие вещества могут входить в состав окалины? (В состав окалины входят железо и кислород.)

  • Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины? (Углекислый газ, вода испаряются.)

  • Анализ уравнения реакции:
    2О → 2Н2 + О2
    2*(1*2+16) = 2*2 + 2*16

VI. Домашнее задание.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!