СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Закон сохранения массы веществ»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Закон сохранения массы веществ»

Цели урока:

Образовательная- научиться объяснять сущность закона сохранения массы веществ;

Развивающая- развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила Т.Б.; способствовать развитию умений наблюдать, логически рассуждать, делать выводы.

Воспитательная-  воспитывать культуру общения в коллективе, умение работать в паре; воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность

Просмотр содержимого документа
««Закон сохранения массы веществ»»

Тема: «Закон сохранения массы веществ»


Цели урока:

Образовательная- научиться объяснять сущность закона сохранения массы веществ;

Развивающая- развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила Т.Б.; способствовать развитию умений наблюдать, логически рассуждать, делать выводы.

Воспитательная-  воспитывать культуру общения в коллективе, умение работать в паре; воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность.


Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков с элементами проблемного обучения.

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, индивидуальной и работы в парах.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раствор едкого натра, раствор соляной кислоты, раствор соды, модели атомов.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Я снова рада вас видеть! Проверьте свою готовность к уроку, усаживайтесь поудобней и  сразу же предлагаю выполнить задание: исключить «лишнее» и объяснить, почему вы так поступили?

Дима, Катя-1 столбик, Саша, Илья, Коля-2 столбик.

  1. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке нам очень понадобятся ваши знания, полученные ранее. Совсем недавно мы начали изучать новую науку химию, что же изучает эта наука? (наука о веществах и их превращениях) Вокруг нас постоянно происходят различные превращения, изменения, которые мы называем явления- химические и физические. Давайте вспомним о них. Работать мы будем сейчас в парах, вы сначала подумаете, примите решение, а затем озвучите его!

Тема нашего сегодняшнего урока «Закон сохранения массы веществ», откройте тетрадь, запишите дату и тему урока. Я постаралась подобрать эпиграф к нашему уроку: «Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

А теперь я прошу вас ещё раз внимательно посмотреть на тему нашего урока, с какими терминами мы уже сталкивались и знаем их значение? (масса) О какой массе мы говорили? (атомная, молекулярная, масса вещества) Ещё есть знакомые термины? (вещество) Что называется веществом? (то из чего состоят физ.тела) Чем вещества отличаются друг от друга? (признаками) Какими? (массы, состав, строение, свойства)

Пришло время на этом этапе подвести итоги! (подведение итогов)


3)Изучение нового материала

Человек, чтобы достичь чего-то ставит перед собой цель давайте  и мы попробуем сформулировать цель нашего урока. (объяснять сущность закона сохранения массы веществ)

Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы существуют по законам, которые вам предстоит узнать и постичь. Мир и природа едины, поэтому существуют законы, общие для всех наук, одним из таких законов -является закон сохранения массы веществ. На уроках физики вы говорили, что прежде, чем открыть закон, нужно пройти несколько ступеней. О каких ступенях идёт речь? (наблюдение-гипотеза-опыты-закон) (записать на доске)

Я предлагаю пройти все эти ступени и попытаться самостоятельно сформулировать закон! Но перед этим, поскольку работали с проектором, сделаем упражнения для глаз:

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.


Вы неоднократно наблюдали явления, которые касаются и массы вещества, например при горении костра меняется масса дров и масса золы? (да) И примеров можно привести очень много, опыт наблюдений у вас есть, т.е. первую ступеньку можем считать пройденной? (на доске +)

Над выдвижением гипотезы, предлагаю потрудиться всем коллективом, после того как вы поймёте задачу ,подойдите к столу, где приготовлены модели атомов и давайте используя эти модели превратим одни вещества в другие. Представьте, что мы на молекулярном уровне рассматриваем реакцию горения. Уравнение реакции я напишу на доске, т.к. мы не учились пока этому, а вы из моделей соберёте необходимые вещества!( на доске пишу C+O2=CO2)Удалось ли вам собрать из одних и тех же атомов собрать модель нового вещества? (да)Можем ли теперь выдвинуть гипотезу? (да) (идёт обсуждение) Ещё одна ступень пройдена, ставим+. А вы возьмите салфетки и протрите руки.


Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым  М.В. Ломоносовым.

Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.

В конце XVIII века научное сообщество признало закон сохранения массы (закон Ломоносова-Лавуазье) и отказалось от теории флогистона.

Ломоносов доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной. Результаты своих опытов в 1748 году Ломоносов сформулировал в виде закона:

«Все перемены в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому».

Я вижу, вам не совсем понятна такая формулировка. На современный лад закон звучит так:

«Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ».

4)Закрепление

Работа в группах. А сейчас я предлагаю Вам небольшие задачи. Обсудите их в группах и через минуту докажите справедливость закона сохранения массы.

1 группа

Масса золы, полученной при сжигании дров гораздо меньше массы исходных веществ. Объясните, не противоречит ли этот факт закону сохранения массы веществ?

Дополнительная информация!

При сжигании дров органические вещества, входящие в состав дерева превращаются в водяной пар и углекислый газ.

2 группа

Горящая свеча тает, оставляя лишь маленькую лужицу парафина. Объясните, не противоречит ли это закону сохранения массы веществ.

Дополнительная информация!

При горении парафина образуются летучие водяные пары и углекислый газ.

3 группа

Объясните, не противоречит ли закону сохранения массы веществ, что масса проржавевшего ведра может оказаться больше, чем масса такого же нового ведра?

Дополнительная информация!

Ржавчина образуется при взаимодействии железа с кислородом воздуха и влагой.

5)Домашнее задание

§14 в.1-3 с.47

Рефлексия.

Дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока

Пословицы и поговорки:

Терпение и труд всё перетрут.

Тяжело в учении – легко в бою.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!