Примеры заданий по литературе, направленные на формирование метапредметных результатов (7 класс, программа В. Я. Коровиной)
Цель: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.
Задачи: формирование основ гражданской идентичности личности (изучение художественных произведений в контексте героического исторического прошлого России; воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны);
выстраивание системы личностных отношений;
оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей;
формирование навыков смыслового чтения, выделения информации, умения передавать содержание текста, моделирования и структурирования знаний, выделения информации;
развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, умения составлять план, умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать вывод.
В данной методической разработке представлен дидактический материал в виде карточек для индивидуальной работы учащихся на уроках литературы в 7 классе. Карточки содержат задания для учащихся, которые направлены на формирование УУД, теоретические сведения, исторические комментарии, иллюстративный материал.
Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
ФГОС ориентирует педагогов на формирование у учащихся в процессе обучения универсальных учебных действий (УУД). УУД дают учащимся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность: ставить учебные цели, находить средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Это способствует более прочному усвоению знаний, формированию осознанных умений и навыков.
Литература как учебный предмет гуманитарного цикла представляет большие возможности для формирования метапредметных результатов. В данной методической разработке представлен дидактический материал в виде карточек для индивидуальной работы учащихся на уроках литературы в 7 классе. Карточки содержат задания для учащихся, теоретические сведения, исторические комментарии, иллюстративный материал.
Формируемые УУД.
Личностные УУД:
- изучение художественных произведений в контексте героического исторического прошлого России;
- воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;
- выстраивание системы личностных отношений;
- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.
Познавательные УУД:
- смысловое чтение,
- выделение информации,
- умение передавать содержание текста,
- структурирование знаний,
- выделение информации;
- анализ с целью выделения основных признаков,
- построение логической цепи доказательств,
- умение составлять план,
- анализ текста,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),
- подведение под понятие, выведение следствий,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение и позицию,
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала);
- планирование (составление плана и последовательности действий),
- контроль (сличение результата с заданным эталоном),
- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата),
- оценка (выделение и осознание усвоенного).
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, усвоение гуманистических, ценностей;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- планирование и регуляция деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической речью.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа; формирование умений воспринимать и анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Карточка 1. Былина как жанр устного народного творчества. Былина «Вольга и Микула Селянинович». В. Васнецов «Богатыри» Задание 1. Познакомьтесь с теоретическими материалами, сделайте записи в тетради. Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее богатырей, народных героев и их подвиги. Былина состоит из следующих частей: 1) запев (вводит читателя в мир народного искусства); 2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя); 3) завязка (важное событие); 4) кульминация (центральное событие); 5) развязка (победа положительного героя); 6) концовка (воздаётся слава герою). Художественные особенности былины: 1) повторы слов, выражений, эпизодов; 2) обращения; 3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа). 4) сравнения, метафоры, постоянные эпитеты, гиперболы; 5) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Задание 2. Рассмотрите художественные особенности былины на примере былины «Вольга и Микула Селянинович». Приведите примеры повторов, обращений, сравнений. Задание 3. Ответьте на вопросы: 1) Кто из героев былины больше понравился? Почему? 2) Как Вольга относится к Микуле? Меняется ли его отношение к Микуле? 3) Какие качества характера проявляются в Микуле? Приведите примеры ситуаций. |
Карточка 2. А. С. Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава») Пётр I Полтавская битва Интерес А. С. Пушкина к истории. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. Полтавскую битву он считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава». Прочитайте отрывок «Полтавский бой». Составьте цитатный план отрывка: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему? Что помогает «услышать» гул сражения? 3. Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу: 4. Метафора (греч. «перенесение») – употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ним. Найдите в описании боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I? Метафоры: __________________________________________________________________ Сравнения: __________________________________________________________________ Эпитеты: ____________________________________________________________________ |
Карточка 3. А. С. Пушкин «Медный всадник». Вступление к поэме. I. Расскажите об интересе А. С. Пушкина к истории России. Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Как и поэма «Полтава», она связана с образом Петра I. II. Прочитайте вступление к поэме. III. Составьте цитатный план отрывка: 1. ____________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________________________ III. Ответьте на вопросы: 1. Что подчёркивает Пушкин в образе Петра I? 2. Какое преобразование Петра I поэт считает самым важным? 3. Прочитайте строки, в которых Пётр I выступает как покоритель природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью, которые царили до Петра I. 4. Прошло сто лет... И вот возник город. Как описывает его Пушкин? Какие чувства поэта звучат в этих строках? 5. Прочитайте строки, в которых автор выражает уверенность в вечности Петра, Петербурга. ВЫВОД: С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин создаёт величественный образ Петра-преобразователя. А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «Медный всадник». |
Карточка 4. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича… » 1. Расскажите об исторической основе «Песни… ». Что вам известно об Иване Грозном и эпохе его царствования? 2. I часть: 1) Каким изображает автор Ивана Грозного? 2) Почему грустит любимый опричник царя? Какие возможные причины тоски называет Иван Васильевич? 3) Как отнёсся Иван Грозный к истинной причине грусти Кирибеевича? Что он ему советует? 4) Докажите, что Кирибеевич искренне любит Алёну Дмитриевну. 3. II часть: 1) Какое качество Кирибеевича проявляется во второй части? 2) С какой просьбой и почему обращается Калашников к своим братьям? 3) Расскажите о положении женщины. Чем угрожает Калашников жене? Если бы она была виновата, исполнил бы Калашников свои угрозы? 4. III часть: 1) Что происходит в третьей части? 2) Сравните поведение героев. Заполните таблицу: Кирибеевич | Калашников | 1 1. Для чего выходят герои на кулачный бой? 2. Кому кланяются Кирибеевич и Калашников? 3. Как ведут ебя герои перед поединком и о время боя? | 3) Как относится царь к Калашникову? 4) На чьей стороне симпатия народа? 5) Какую роль играет в поэме Иван Грозный? Можно ли его назвать мудрым и справедливым? 5. Почему М. Ю. Лермонтов обратился к прошлому своей Родины? Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … » |
Карточка 5. Изобразительные средства языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Задание 1. Вспомните, что такое метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения. ЭПИТЕТ - изображение неодушевлённых предметов как оду евлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ. СРАВНЕНИЕ - художественное, поэтическое опреде ение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления. МЕТАФОРА - переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений. 2. Задание 2. Восстановите описание степи: Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______ ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______ _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____ ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! Задание 3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие изобразительные средства языка использует Гоголь в описании степи? Эпитеты: ____________________________________________________________________ Метафоры:___________________________________________________________________ Олицетворения: ______________________________________________________________ Сравнения: __________________________________________________________________ Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное. Задание 5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести. Вывод: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Карточка 6. Сатира и юмор. Чем отличается сатира от юмора? Назовите произведения, из которых приведены данные отрывки. Вспомните их авторов. Определите, какое из произведений является сатирическим, а какое – юмористическим. САТИРА; ЮМОР. А) - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые... - Ты это верно знаешь? - Верно, ваше благородие... - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора... - А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой. - На морде у ней не написано... Б) - Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове... Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал. - Господи! да что ж это такое! где мы! - вскрикнули оба не своим голосом. И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности. |
Карточка 7. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественные особенности стихотворения. 1. В чём необычность приключения? ________________________________________________ 2. Вспомните, что такое гипербола? При затруднении можно воспользоваться Словарём литературоведческих терминов. Гипербола -_____________________________________________________________________ Одним из художественных приёмов в стихотворении является гиперболическое описание. Приведите несколько примеров. ___________________________________________________ 3. Запишите строки, в которых поэт рисует портрет солнца. Какие слова-характеристики показались вам интересными? Как поэт обращается к солнцу? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 4. В. В. Маяковский называл это стихотворение «фантазия-факт». Приведите примеры сочетания фантастического и реалистического в стихотворении. Чего достигает поэт таким сочетанием в различных эпизодах текста? реальное фантастическое ______________________________ ____________________________ ______________________________ ____________________________ ______________________________ ____________________________ 5. Неологизмы - _________________________________________________________________ В. В. Маяковский вводит в стихотворение новые слова, созданные им специально для данного текста. Найдите и запишите их. Зачем поэту понадобилось создавать их? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 6. Аллитерация - _________________________________________________________________ В стихотворении «Необычайное приключение…» найдите примеры аллитерации. С какой целью поэт использует этот приём?__________________________________________________ 7. К чему призывает поэт каждой строчкой своего стихотворения? Во имя чего готов к ежедневной и изнурительной работе? Запишите свой вывод. ___________________________ ________________________________________________________________________________ 8. Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения? 1) _____________________________________________________________________________ 2) _____________________________________________________________________________ 9. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов. Запишите в одной колонке фразеологизм, в другой - его стихотворный вариант. ______________________________ _____________________________ ______________________________ _____________________________ ______________________________ _____________________________ Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению. |
Карточка 8. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь … В. В. Маяковский, 1918 г. План-карта урока: 1. «Моя революция». Отношение Маяковского к революции. 2. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в революцию» или «гуманизм негуманного времени»? Словарная работа. Гуманизм - любовь, человечность в отношении к людям. Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый, отзывчивый. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Задание 1. Внимательно прочитайте строфу. Впишите в неё другим цветом недостающие буквы. Какой приём использовал поэт? Били копыта. Пели будто: - __ и __. __ а __ ь. __о __ . __ у __. Задание 2. Какие ещё приёмы использует Маяковский? Соотнесите эти приёмы с примерами. МЕТАФОРЫ | грохнулась, рванулась, ржанула, сгрудились | ГИПЕРБОЛА | клёшить, плоше | НЕОЛОГИЗМЫ | за каплищей каплища | РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА | ветром опита, льдом обута, смех зазвенел и зазвякал; улица опрокинулась, течёт по-своему, тоска вылилась и расплылась в шелесте | Задание 3. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в революцию» или «гуманизм негуманного времени»? Сформулируйте своё мнение и запишите вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению. Карточка 8 (продолжение). Краткий словарь литературоведческих терминов Аллитерация (от лат. ad – «со» и litera – «буква») - повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Гипербола (от греч. hyperbole – «преувеличение») - литературный приём, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны. Звукопись - художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. д.) Метафора (от греч. metaphora – «перенос» ) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Неологизмы (от греч. neos – «новый», logos – «слово») - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов. |
Использованные иллюстрации:
http://www.amoit.ru/Foto/TretSG8.jpg - В. Васнецов «Богатыри»;
http://nkozlov.ru/upload/images/0509/0509230937180.jpg - Пётр I;
http://kp.ru/f/12/image/14/00/1950014.jpg - Полтавская битва;
http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/514000/513459 - 882dee18ed3129a.jpg - А. Бенуа «Медный всадник»;
http://media-shoot.ru/photo-cinema/pictures/small/45benua-mednyj_vsadnik.jpg - А. Бенуа «Медный всадник»;
В. Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »:
http://feb-web.ru/feb/lermenc/Pictures/Lre304-17.jpg
http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/2.files/image001.jpg
http://img684.yfrog.com/img684/6827/tarsbulba.jpg - иллюстрация А. П. Бубнова к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
иллюстрации Кукрыниксов:
http://nslib.narod.ru/images/chehov/chehov_clip_image004_0006.jpg - «Хамелеон»;
http://www.museum.ru/imgB.asp?8107 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
http://close-up.narod.ru/mayakovskij/m13_b.jpg - Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского «Необычайное приключение…»;
http://close-up.narod.ru/mayakovskij/m4_b.jpg - А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению «Хорошее отношение к лошадям».