СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по литературе, направленные на формирование метапредметных результатов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания с иллюстрациями к текстам былин, поэме "Медный всадник", "Песне про купца Калашникова" и другим произведениям 19 века

Просмотр содержимого документа
«Задания по литературе, направленные на формирование метапредметных результатов»

Примеры заданий по литературе, направленные на формирование метапредметных результатов (7 класс, программа В. Я. Коровиной)

Цель: формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Задачи: формирование основ гражданской идентичности личности (изучение художественных произведений в контексте героического исторического прошлого России; воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны);

выстраивание системы личностных отношений;

оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей;

формирование навыков смыслового чтения, выделения информации, умения передавать содержание текста, моделирования и структурирования знаний, выделения информации;

развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, умения составлять план, умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать вывод.

В данной методической разработке представлен дидактический материал в виде карточек для индивидуальной работы учащихся на уроках литературы в 7 классе. Карточки содержат задания для учащихся, которые направлены на формирование УУД, теоретические сведения, исторические комментарии, иллюстративный материал.

Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

ФГОС ориентирует педагогов на формирование у учащихся в процессе обучения универсальных учебных действий (УУД). УУД дают учащимся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность: ставить учебные цели, находить средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Это способствует более прочному усвоению знаний, формированию осознанных умений и навыков.

Литература как учебный предмет гуманитарного цикла представляет большие возможности для формирования метапредметных результатов. В данной методической разработке представлен дидактический материал в виде карточек для индивидуальной работы учащихся на уроках литературы в 7 классе. Карточки содержат задания для учащихся, теоретические сведения, исторические комментарии, иллюстративный материал.

Формируемые УУД.

Личностные УУД:

  • формирование основ гражданской идентичности личности:

- изучение художественных произведений в контексте героического исторического прошлого России;

- воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

  • смыслообразование:

- выстраивание системы личностных отношений;

  • нравственно-этическое оценивание:

- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Познавательные УУД:

  • общеучебные:

- смысловое чтение,

- выделение информации,

- умение передавать содержание текста,

- структурирование знаний,

- выделение информации;

  • логические:

- анализ с целью выделения основных признаков,

- построение логической цепи доказательств,

- умение составлять план,

- анализ текста,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

- подведение под понятие, выведение следствий,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию,

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала);

- планирование (составление плана и последовательности действий),

- контроль (сличение результата с заданным эталоном),

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата),

- оценка (выделение и осознание усвоенного).

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, усвоение гуманистических, ценностей;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

- планирование и регуляция деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической речью.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа; формирование умений воспринимать и анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



Карточка 1. Былина как жанр устного народного творчества. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

В. Васнецов «Богатыри»

Задание 1. Познакомьтесь с теоретическими материалами, сделайте записи в тетради.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее богатырей, народных героев и их подвиги.

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

4) сравнения, метафоры, постоянные эпитеты, гиперболы;

5) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание 2. Рассмотрите художественные особенности былины на примере былины «Вольга и Микула Селянинович». Приведите примеры повторов, обращений, сравнений.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1) Кто из героев былины больше понравился? Почему?

2) Как Вольга относится к Микуле? Меняется ли его отношение к Микуле?

3) Какие качества характера проявляются в Микуле? Приведите примеры ситуаций.


     Карточка 2. А. С. Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»)

Пётр I Полтавская битва

Интерес А. С. Пушкина к истории. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. Полтавскую битву он считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».

  1. Прочитайте отрывок «Полтавский бой». Составьте цитатный план отрывка:

  1. __________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________

2. Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему? Что помогает «услышать» гул сражения?

3. Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

Петр I

Карл XII





4. Метафора (греч. «перенесение») – употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ним. Найдите в описании боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры: __________________________________________________________________

Сравнения: __________________________________________________________________

Эпитеты: ____________________________________________________________________

Карточка 3. А. С. Пушкин «Медный всадник». Вступление к поэме.

I. Расскажите об интересе А. С. Пушкина к истории России.

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Как и поэма «Полтава», она связана с образом Петра I.

II. Прочитайте вступление к поэме.

III. Составьте цитатный план отрывка:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

III. Ответьте на вопросы:

1. Что подчёркивает Пушкин в образе Петра I?

2. Какое преобразование Петра I поэт считает самым важным?

3. Прочитайте строки, в которых Пётр I выступает как покоритель природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью, которые царили до Петра I.

4. Прошло сто лет... И вот возник город. Как описывает его Пушкин? Какие чувства поэта звучат в этих строках?

5. Прочитайте строки, в которых автор выражает уверенность в вечности Петра, Петербурга.

ВЫВОД: С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин создаёт величественный образ Петра-преобразователя.


А. Бенуа. Иллюстрации к поэме «Медный всадник».


Карточка 4. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича… »


1. Расскажите об исторической основе «Песни… ». Что вам известно об Иване Грозном и эпохе его царствования?

2. I часть:

1) Каким изображает автор Ивана Грозного?

2) Почему грустит любимый опричник царя? Какие возможные причины тоски называет Иван Васильевич?

3) Как отнёсся Иван Грозный к истинной причине грусти Кирибеевича? Что он ему советует?

4) Докажите, что Кирибеевич искренне любит Алёну Дмитриевну.

3. II часть:

1) Какое качество Кирибеевича проявляется во второй части?

2) С какой просьбой и почему обращается Калашников к своим братьям?

3) Расскажите о положении женщины. Чем угрожает Калашников жене? Если бы она была виновата, исполнил бы Калашников свои угрозы?

4. III часть:

1) Что происходит в третьей части?

2) Сравните поведение героев. Заполните таблицу:


Кирибеевич

Калашников

1

1. Для чего выходят герои на кулачный бой?


2. Кому кланяются Кирибеевич и Калашников?


3. Как ведут

ебя герои перед поединком и


о время боя?

3) Как относится царь к Калашникову?

4) На чьей стороне симпатия народа?

5) Какую роль играет в поэме Иван Грозный? Можно ли его назвать мудрым и справедливым?

5. Почему М. Ю. Лермонтов обратился к прошлому своей Родины?


Виктор Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »




Карточка 5.

Изобразительные средства  языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Задание 1. Вспомните, что  такое  метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите  термины  и  их  определения.

ЭПИТЕТ -

изображение  неодушевлённых  предметов  как оду

евлённых, при котором они   наделяются свойствами  живых  существ.

СРАВНЕНИЕ -

художественное, поэтическое  опреде

ение,  подчёркивающее какое-либо свойство   предмета  или  явления. 

МЕТАФОРА -

переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -

форма  поэтической 

речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

2.    

Задание 2. Восстановите описание степи:

  Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое   составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______   ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______  _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____  ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Задание 3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие  изобразительные  средства  языка  использует Гоголь  в описании  степи?

Эпитеты: ____________________________________________________________________

Метафоры:___________________________________________________________________

Олицетворения: ______________________________________________________________

Сравнения: __________________________________________________________________

Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное.

                                                    

       

Задание 5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести.

Вывод: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Карточка 6. Сатира и юмор.


Чем отличается сатира от юмора? Назовите произведения, из которых приведены данные отрывки. Вспомните их авторов. Определите, какое из произведений является сатирическим, а какое – юмористическим.


  1. САТИРА;

  2. ЮМОР.


А) - Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые...

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие...

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

- А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой. - На морде у ней не написано...


Б) - Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове...

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

- Господи! да что ж это такое! где мы! - вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.








Карточка 7. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественные особенности стихотворения.


1. В чём необычность приключения? ________________________________________________

2. Вспомните, что такое гипербола? При затруднении можно воспользоваться Словарём литературоведческих терминов.

Гипербола -_____________________________________________________________________

Одним из художественных приёмов в стихотворении является гиперболическое описание. Приведите несколько примеров. ___________________________________________________

3. Запишите строки, в которых поэт рисует портрет солнца. Какие слова-характеристики показались вам интересными? Как поэт обращается к солнцу?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. В. В. Маяковский называл это стихотворение «фантазия-факт». Приведите примеры сочетания фантастического и реалистического в стихотворении. Чего достигает поэт таким сочетанием в различных эпизодах текста?

реальное фантастическое

______________________________ ____________________________

______________________________ ____________________________

______________________________ ____________________________

5. Неологизмы - _________________________________________________________________

В. В. Маяковский вводит в стихотворение новые слова, созданные им специально для данного текста. Найдите и запишите их. Зачем поэту понадобилось создавать их?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Аллитерация - _________________________________________________________________

В стихотворении «Необычайное приключение…» найдите примеры аллитерации. С какой целью поэт использует этот приём?__________________________________________________

7. К чему призывает поэт каждой строчкой своего стихотворения? Во имя чего готов к ежедневной и изнурительной работе? Запишите свой вывод. ___________________________ ________________________________________________________________________________

8. Какие значения слова «светить» появляются в тексте стихотворения?

1) _____________________________________________________________________________

2) _____________________________________________________________________________

9. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов. Запишите в одной колонке фразеологизм, в другой - его стихотворный вариант.

______________________________ _____________________________

______________________________ _____________________________

______________________________ _____________________________


Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению.



Карточка 8. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Хочется очень написать что-нибудь

прочувственное про лошадь …

В. В. Маяковский, 1918 г.

План-карта урока:

1. «Моя революция». Отношение Маяковского к революции.

2. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в революцию» или «гуманизм негуманного времени»?

Словарная работа.

Гуманизм - любовь, человечность в отношении к людям.

Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый, отзывчивый.

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Задание 1. Внимательно прочитайте строфу. Впишите в неё другим цветом недостающие буквы. Какой приём использовал поэт?

Били копыта.

Пели будто:

- __ и __.

__ а __ ь.

__о __ .

__ у __.

Задание 2. Какие ещё приёмы использует Маяковский? Соотнесите эти приёмы с примерами.

МЕТАФОРЫ


грохнулась, рванулась, ржанула, сгрудились

ГИПЕРБОЛА


клёшить, плоше

НЕОЛОГИЗМЫ


за каплищей каплища

РАЗГОВОРНАЯ

ЛЕКСИКА

ветром опита, льдом обута, смех зазвенел и зазвякал; улица

опрокинулась, течёт по-своему, тоска вылилась и расплылась в шелесте

Задание 3. «Хорошее отношение к лошадям» – «вера в революцию» или «гуманизм негуманного времени»? Сформулируйте своё мнение и запишите вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению.

Карточка 8 (продолжение).

Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллитерация (от лат. ad – «со» и litera – «буква») - повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Гипербола (от греч. hyperbole – «преувеличение») - литературный приём, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого. Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны.

Звукопись - художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. д.)

Метафора (от греч. metaphora – «перенос» ) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Неологизмы (от греч. neos – «новый», logos – «слово») - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Использованные иллюстрации:

http://www.amoit.ru/Foto/TretSG8.jpg - В. Васнецов «Богатыри»;

http://nkozlov.ru/upload/images/0509/0509230937180.jpg - Пётр I;

http://kp.ru/f/12/image/14/00/1950014.jpg - Полтавская битва;

http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/514000/513459 - 882dee18ed3129a.jpg - А. Бенуа «Медный всадник»;

http://media-shoot.ru/photo-cinema/pictures/small/45benua-mednyj_vsadnik.jpg - А. Бенуа «Медный всадник»;

В. Васнецов. Иллюстрации к «Песне … »:

http://feb-web.ru/feb/lermenc/Pictures/Lre304-17.jpg

http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/2.files/image001.jpg

http://img684.yfrog.com/img684/6827/tarsbulba.jpg - иллюстрация А. П. Бубнова к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;

иллюстрации Кукрыниксов:

http://nslib.narod.ru/images/chehov/chehov_clip_image004_0006.jpg - «Хамелеон»;

http://www.museum.ru/imgB.asp?8107 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

http://close-up.narod.ru/mayakovskij/m13_b.jpg - Д. Бурлюк. Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского «Необычайное приключение…»;

http://close-up.narod.ru/mayakovskij/m4_b.jpg - А. Тышлер. Иллюстрация к стихотворению «Хорошее отношение к лошадям».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!