Задания
по формированию математической
грамотности обучающихся 5-6 классов
на краеведческих данных
Выполнила учитель математики МБОУ
«Матакская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С. А. Уганина»
Дрожжановского района Республики Татарстан
Каража Зоя Николаевна
Наш район богат достопримечательностями: Дворцы культуры, музеи, построены мечети, церкви, физкультурно-оздоровительный комплекс «Чемпион», плавательный бассейн «Акчарлак», ледовый дворец «Алтын Барс» и др. Особым преимуществом района является наличие муниципальной промышленной площадки «Дрожжаное». |
Дрожжановский район – это район хлеборобов, животноводов, сельхозпереработчиков с многонациональным культурным наследием.
Контекстное задание:
В 2020 году сельхозпроизводителями района было собрано 128,1 тысяч тонн зерна, урожайность с каждого гектара составила 33,8 ц/га. Самая высокая урожайность у ООО «Цильна» - 60,3 ц/га. А по фермерским хозяйствам урожайность зерновых колеблется от 20 до 50 ц/га. В районе у нас насчитывается 101 фермер, сельхозпредприятий - 5, личных подсобных хозяйств – 6063; 27 процентов земель пашни обрабатываются фермерами и крестьяно-фермерскими хозяйствами (Из доклада «Итоги 2020 года по растениеводству и задачи на 2021 год» консультанта ПМО по земледелию сельхозуправления Дрожжановского района Ф. Халимова).
Вопрос 1.
Папа Сережи – фермер. Он выращивает зерно на 300 гектарах земли. Прочитав статью, Сережа высказал мнение, что в нашем районе около 40 тысяч гектаров пашни занято под зерновыми. Прав ли Сережа? Обоснуйте свой ответ.
Характеристика задания
1. Область содержания:
- количество
2. Контекст:
- профессиональная деятельность
3. Мыслительная деятельность (Компетентностная область оценки):
- применять, интерпретировать.
4. Объект оценки (предметный результат):
- выполнять вычисления с рациональными числами и округление чисел; оценивать результаты вычислений при решении практических задач.
5. Уровень сложности: 2.
6. Формат ответа:
- ответ;
- обоснование ответа.
7. Критерии оценивания:
- за правильный ответ – 1 балл, за обоснование решения – 2 балла, неправильный ответ (отсутствие ответа) – 0.
8. Дополнительные характеристики.
Личностные: сформированность уважительного отношения к труду, профессиональная ориентация обучающихся.
Метапредметные: выделять главную и избыточную информацию, определять необходимые действия в соответствии с познавательной задачей.
Жители района славятся бережным отношением к национальным обычаям и традициям татарского, русского и чувашского народов, к сохранению их культур.
Вопрос 2.
В 2020 году численность населения Дрожжановского района составила 21570 чел.
Национальный состав:
Татары - 11475 чел. Чуваши - 40% всего населения. Русские – 8563 чел.
Определите численность чувашей, проживающих в муниципальном районе.
Ответ:
A. 8628 чел.
B. 6828 чел.
C. 8627,6 чел.
D. 5800 чел.
Характеристика задания
1. Область содержания:
- количество;
2. Контекст:
- общественная жизнь;
3. Мыслительная деятельность (Компетентностная область оценки):
- применить;
4. Объект оценки (предметный результат):
- находить процент от числа.
5. Уровень сложности:1.
6. Формат ответа:
- с выбором ответа.
7. Критерии оценивания:
- за правильное выполнение – 1 балл, неправильный ответ (отсутствие ответа) – 0.
8. Дополнительные характеристики.
Личностные: сформированность целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира.
Метапредметные: определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей.
Вопрос 3.
Школьники изучили карту населенности родного края. Они также нашли в Интернете данные о национальной структуре и численности населения Дрожжановского района за период с 2000 по 2015 г. и в 2020 г. Эти данные представлены в следующих таблицах.
Численность всего населения, человек | Удельный вес лиц данной национальности, % |
татары | русские | чуваши | мордва | другие национальности |
21569 | 53,2 | 5,7 | 40,1 | 0,5 | 0,5 |
Наименование показателя | Ед. изм. | 2000г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | 2015г. |
1.1. Численность населения на начало года | тыс. чел | 26,4 | 25,7 | 25,2 | 24,7 | 24,2 | 23,7 |
1.2. Численность мужчин | тыс. человек | 12,2 | 12,3 | 12,0 | 11,9 | 11,6* | 11,32* |
1.3. Численность женщин | тыс. чел. | 14,2 | 13,4 | 13,2 | 12,8 | 12,57* | 12,32* |
Учащиеся проанализировали данные с целью выявления зависимости между географическим положением района и его национальным составом. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? Выберите один ответ.
1) Марат: «Численность населения Дрожжановского района, указанная на карте, уменьшилась на 9% по сравнению с 2020 годом».
2) Андрей: «В Татарстане проживает больше населения, чем в других регионах Поволжья».
3) Артём: «Чем ближе территория соседнего региона к границам нашего района, тем выше удельный вес лиц данной национальности в структуре населения».
4) Виктория: «Численность населения Дрожжановского района с каждым годом уменьшается».
Характеристика задания
1. Область содержания:
- неопределенность и данные;
2. Контекст
- общественная жизнь;
3. Мыслительная деятельность
- рассуждать;
4. Объект оценки
- выбрать утверждение в соответствии с условием задания.
5. Уровень сложности:1
6. Формат ответа
- с выбором ответа.
7. Критерии оценивания:
За правильное выполнение – 1 балл, неправильный ответ (отсутствие ответа) – 0.
8. Дополнительные характеристики.
Личностные: осознание этнической принадлежности, знание истории своего края;
Метапредметные: выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять, анализировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.
Правильные ответы и решения:
Вопрос 1.
Решение: 128,1 тыс. т = 128100 т – зерна произведено в районе
33,8 ц = 3380 кг = 3,38 т – зерна в среднем собрано с каждого гектара
128100:3,38 = 37899,4… (га) пашни заняты под зерновыми культурами
37899,4 приближенно равно 40000
Ответ: 40 тыс. га, Серёжа был прав.
Вопрос 2.
Правильный ответ: A. 8628 чел.
Вопрос 3.
Правильный ответ: 3) Артём: «Чем ближе территория соседнего региона к границам нашего района, тем выше удельный вес лиц данной национальности в структуре населения».