СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Взаимодействие с родителями как показатель эффективной работы педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы к педсовету о работе учителя с родителями.

Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие с родителями как показатель эффективной работы педагога"»

«Взаимодействие с родителями как показатель эффективной работы педагога»

Залогом успешной работы учителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношения с ними должны быть построены на доверии.

В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того, чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Для эффективной совместной работы учителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся достаточно много времени проводят в школе, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет.

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.

У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью: обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

Во взаимодействии с родителями важно также хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений. Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы встретились.

Важно правильно организовать индивидуальную встречу. Прежде всего, и мы, учителя, и родители должны быть уверены, что будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече следует договориться заранее. Если проблема несущественна, и вы считаете, что ее можно решить по телефону, - хорошо. Если вы убеждены, что пятиминутным разговором не обойтись, лучше не втягиваться в телефонное обсуждение проблемы, повторив просьбу встретиться лично.

Представьте себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову учителя, что они чувствуют. Естественно, и стыдно за ребенка, и чувствуют свою ответственность, и, конечно, в глубине души есть понимание своих ошибок. Родитель уже заранее готовится выслушать нечто неприятное и невольно пытается защититься. А защищаться можно по-разному. Кто-то заранее готов согласиться со всем, что скажет учитель, кивать, поддакивать, обещать принять меры. Кто-то выслушивает учителя почти безучастно, подчас, как провинившийся ученик. А кто-то готов, защищая себя и ребенка, пойти в наступление и выдвигает многочисленные претензии в адрес школы…

Как бы то ни было, когда перед нами собеседник в таком защищающемся состоянии, наладить сотрудничество и решить какую-либо проблему едва ли удастся. Следовательно, первая наша задача – сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и найти решения.

Как же правильно построить беседу с родителями? Поблагодарите родителя за то, что он пришел. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.

Расскажите о текущей ситуации ребенка. Не стоит фиксироваться сразу только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти, и начните с них. Родитель должен видеть, что учитель объективно оценивает его ребенка, что ребенок не совсем пропащий, что-то у него, получается, есть перспективы.

А вот потом уже излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Изложив ситуацию, обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника, т.е. какой видится ситуация родителю, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?»

Нередко выбивают из колеи ситуации, связанные с непредвиденными конфликтами, когда в школу приходят родители, возмущенные той или иной несправедливостью, проявленной к их ребенку. Что же в этом случае делать? При обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы не был возмущен родитель, речь идет о нашей работе и именно, рабочими реалиями объясняем все, что мы делаем. Поэтому желательно избегать аргументов личных, а опираться на аргументы деловые. Не стоит говорить: «Я лучше знаю, что мне делать и как учить детей». Лучше сказать: «Я обязательно все выясню и сообщу вам о результатах». Когда собеседник понимает, что лично от нас ничего не зависит, что и учитель, и родитель вынуждены приспосабливаться к некой третьей силе, его возмущение, как правило, стихает, и появляется возможность конструктивно решить проблему.

Отношения учителя с родителями не должны сводиться только к проведению родительских собраний и индивидуальных бесед. В современной педагогике существует множество различных форм работы с родителями.

Так, например, с привлечением психолога необходимо проводить круглые столы для родителей с целью формирования мотивации совместной деятельности, особенно когда дети подросли и многие родители чувствуют усталость или даже беспомощность при общении со своими детьми.

К новым формам работы учителя с родителями относится ведение «Папки класса». Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка классного руководителя, куда помещается информация об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и т.д.

Классный руководитель также должен

  • знакомить родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;

  • знакомить родителей с нормативными актами и документами в области образования;

  • проводить совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, походы, экскурсии);

  • совместно с родителями оценивать уровень воспитанности детей;

  • вести совместную оздоровительную работу семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия);

  • проявлять заботу о многодетных и малообеспеченных семьях;

  • родители должны принимать участие в школьном самоуправлении;

  • родители могут оказывать материально-финансовую помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство).

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!