СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа педагога-психолога с детьми после кохлеарной имплантации»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Работа педагога-психолога с детьми после кохлеарной имплантации»

 

 

Ф.И.О.: Козырева Марина Евгеньевна

Должность: педагог-психолог

Почта: [email protected]

 

 

 

Тема: «Работа педагога-психолога с детьми после кохлеарной имплантации»

   Введение

       Учебные трудности дошкольника, как правило , сопровождаются отклонениями в поведении. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот ,скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешками со стороны детей. Из таких  взаимоотношений со средой ,ребёнок самостоятельно ,без педагогической и психологической помощи не может.

   Педагоги в работе с детьми должны не только видеть указанные  ограничения , но правильно оценивать потенциальные возможности дошкольников; при индивидуальной помощи . 

    Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

 Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Специфика работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

      Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

  Без использования игровых технологий немыслима работа педагога- психолога. Игра  для ребенка – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками,  может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

 Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:

диагностики

оказания первичной психологической помощи

осуществления  коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

    В процессе игры  ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

    Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.

    Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

  Нигде поведение ребенка не бывает так строго регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы. Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, а только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.

     В игре ребенок учится многому: умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению  представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

   Таким образом, игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Цель:

-развиваем мелкую моторику кисти и пальцев

-развиваем навык ориентирования в пространстве

-развиваем воображение 

-развиваем логическое мышление

-прививаем навык построения симметричных и несимметричных фигур и узоров

-развиваем навык конструирования фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму или собственному замыслу.

В последние годы кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей все шире внедряется в Казахстане . При этом, как и во всем мире, среди имплантированных пациентов растет число детей раннего возраста, которые относятся к одной из наиболее перспективных категории кандидатов на кохлеарную имплантацию, что связано с особой важностью первых 3-х лет жизни ребенка для развития слухоречевых и речедвигательных центров мозга.

      Предполагается, что в идеале, конечный результат, а значит и цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта (КИ) он научится понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира, и благодаря этому, будет развиваться как нормально слышащий ребенок. И наш опыт, также как и опыт зарубежных коллег, свидетельствуют, что эта цель реальна. При этом часть этих детей посещают дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха, часть – общеобразовательные. Но важно осознавать, что независимо от этого, все дети с КИ без исключения нуждаются в профессиональной поддержке сурдопедагога, по крайней мере, до школьного возраста.

Все это определяет особую актуальность анализа методических подходов к абилитации детей раннего возраста с КИ. Встает вопрос: отличаются ли эти подходы от тех, которые используются в отношении других детей с нарушениями слуха?

Для этого сначала необходимо рассмотреть особенности развития глухого ребенка раннего возраста после кохлеарной имплантации. В целом его развитие сходно с развитием слабослышащих детей, эффективно использующих слуховой аппарат (СА). Но есть и существенные отличия, которые определяют особенности реабилитации детей, у которых кохлеарная имплантация

В чем же заключаются эти особенности?

    После включения и настройки процессора КИ пороги слуха ребенка соответствуют 1 степени тугоухости. Каждый специалист знает, как выглядит ребенок с 1-ой степенью тугоухости в младшем возрасте. Практически это нормально развивающийся ребенок,      

     По уровню развития понимания речи и собственной речи – он соответствует глухому ребенку. Большинство детей раннего и младшего возраста, поступающие на имплантацию, не понимают обращенную речь, не говорят или говорят небольшое число слов с грубым искажением звукослоговой и интонационно-ритмической структуры, если их научили это делать до имплантации. У тех, кого научили немного говорить до имплантации нередко характерный для глухих голос с выраженным носовым оттенком, напряженная артикуляция. Некоторые дети подражают артикуляции взрослого, но это безмолвные артикуляции. Голос у них проявляется только, когда они кричат.          

    Исключение – дети с прогрессирующей глухотой, дети, потерявшие слух в возрасте 2-3 года, а также дети, абилитация которых, включая слухопротезирование, была начата в возрасте до 6 мес.

      После подключения и настройки процессора КИ на занятии дети обучаются выполнять условно-рефлекторную реакцию на тихие звуки .

Можно использовать методику Шерниязова «Покажи животное».Ребёнку на магнитофоне, ноутбуке, включают звуки животных .А он должен указать на картинку ,звук которого соответствует..

  Так же в работе с детьми нужно опираться на методики зрительного анализатора «Исключи лишнее», «Обведи».

Основная цель в работе с детьми КИ социальная адаптация, развитие слухового восприятия.

Актуализируется вопрос создания продуктивной речевой среды, необходимых условий для успешного речевого развития таких детей. Особое внимание уделяется психологической работе в общей системе реабилитации детей после кохлеарной имплантации

     Глухой малыш с КИ неожиданно и практически одномоментно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. Малыш достаточно быстро может научиться связывать звучание отдельных звуков и слов с предметами или действиями, но понять речь не может, потому что слишком мало в его памяти информации о значении слов, правилах их изменения и соединения в предложении.

     При абилитации ребенка раннего возраста с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные [1,2,4,5,6,9,10]. Однако есть ряд особенностей.

В первый год мы должны уделить максимальное внимание развитию слухового восприятия, причем, прежде всего, используя для этого ежедневные обычные ситуации. Поэтому огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Наша задача — в короткий срок развить естественное слуховое восприятие с КИ у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормальнослышащего ребенка. По нашим наблюдениям на это требуется от 6-ти до 12 мес. в зависимости от наличия у ребенка слухового опыта, сопутствующих нарушений внимания, подготовленности родителей к процессу абилитации и др. причин.

 

     Наш опыт показывает, если ребенок, поступающий на имплантацию, уже занимается по верботональной методике, то это означает, что у него есть хорошие условия для послеоперационной слухоречевой абилитации по месту жительства. Кроме того, он обычно уже хорошо подготовлен к ней, поскольку на момент операции у него в определенной степени развиты остаточный слух и произносительные навыки. Все это относится и к детям, которые занимаются по методике Э.И.Леонгард.

 

Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков.Более того, по нашим наблюдениям, если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и использование собственной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь.

Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормально слышащих детей. «Слушай; думай; говори, слушая; (повтори)» — вот естественная последовательность речевого процесса. При обучении ребенка с применением сопряженной речи он не может запомнить произнесенные слова и фразы, чтобы использовать их в самостоятельной речи.

О роли слухо-зрительного восприятия в развитии речи у детей с КИ. Мы должны помнить, что слухо-зрительное восприятие речи это естественный способ ее восприятия и для нормальнослышащего человека. У ребенка со значительным нарушением слуха даже в СА восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи в значительной степени опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям. Если эти навыки у малыша сформированы, то это очень благоприятный показатель развития у него речи после имплантации, потому что они свидетельствует об общей сформированности процессов внимания и подражательной активности, важных для обучения. Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов – постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним, например, играя вместе, читая-рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом, не видя движений губ, внимательнее слушает.

Прежде всего на своем занятии, , сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и ее понимания. Логопед же больше внимания уделяет развитию произносительных навыков. Разделение этих процессов может быть особенно плодотворным, когда слушание у ребенка еще требует много усилий, и когда в короткий срок необходимо сделать быстрый скачок в развитии ребенка.

Очень важно, ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих, детей с нарушениями речи, детей с КИ.

В конце 60-х годов прошлого века Эмилией Ивановной Леонгард была разработана методика слухоречевого развития глухих и слабослышащих детей. Практическую эффективность этого метода доказали стабильность результатов и высокий уровень социальной реабилитации тысяч детей, прошедших обучение по методике Леонгард. С большим интересом к методике Э.И.Леонгард относятся специалисты из многих стран, занимающиеся вопросами реабилитации слуховых нарушений. Эта методика стала особенно актуальна в последнее время в свете новых открытий о нейропластичности человеческого мозга. Теоретической основой методики Леонгард для слабослышащих является утверждение, что глухие и слабослышащие дети - это нормальные дети и при оказании соответствующей помощи они могут развиваться так же, как и дети с нормальным слухом. К основным принципам метода Леонгард относятся: 1. Как можно более ранняя диагностика слуховых нарушений. 2. Формировать и развивать у глухих и слабослышащих детей двух видов речи: устной и письменной. При этом язык жестов не должен использоваться до овладения детьми устной и письменной речью. 3. Развитие вместе со слуховым восприятием и других видов восприятия. Такое развитие должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода жизни ребенка, с постепенным усложнением программы. Тактильные, зрительные, слуховые образы вместе будут способствовать становлению полноценного полисенсорного восприятия окружающей действительности. 4.Развитие мышления. Развитию мышления должны быть подчинены игры, общение и другие виды деятельности ребенка. Необходимы также дополнительные занятия по развитию пространственного и математического восприятия, понимания причинно-следственных и временных представлений. 5.Развитие изобразительной деятельности. Рисование, занятия по декоративному искусству имеют большое значение для личностного и эмоционального развития. Ребенок учится воспринимать разные предметы, изображать их на бумаге, оценивать их пространственные взаимоотношения и т.д. 6.Физическое развитие слабослышащего ребенка. Занятия должны быть направлены на развитие координации движений. Так как речь является разновидностью движений, то при нарушенной моторике, как правило, речь также нарушена. Очень полезны специальные занятия по фонетической ритмике, когда речевые упражнения накладываются на двигательную активность. 7.Организация общения. Взрослые должны организовать общение и прививать культуру общения, давать ребенку понимание его действий. 8.Музыкальное воспитание. В первую очередь нужно уделять внимание пению и классической музыке. Музыкальные занятия очень важны для эмоционального развития, а также для развития интонации и других нюансов речи. 9.Организация интеграции глухих и слабослышащих детей в общеобразовательные школы и социальную среду. Системе Эмилии Ивановны Леонгард предшествовали и другие системы слухового воспитания - А.А.Венгера, Г.Л.Выгодской. Однако, самой передовой и эффективной оказалась система Леонгард, успешно применяемая для реабилитации слабослышащих детей в системе инклюзивного образования.

 

 

Практическая часть .

Зарядка для пальчиков: пальчики-ножки гуляют между пенечков (гвоздиков-столбиков) или прыгают с пенечка на пенечек; или пальчики-ножки бегут наперегонки - каждый по своей дорожке.  Вариации: поставить только указательные пальцы на пенечки, только мизинчики или поставить на пенечки большой пальчик и мизинчик. Для ребят постарше задача сложнее - одновременно на пенечки нужно поставить все 5 пальчиков (тут нужно и подумать  и пальчики потянуть)

Разбери узор: вызывает не меньший интерес чем "рисование" (при первом знакомстве важно показать как нужно "разбирать", чтобы резинки не хлопали по пальцам и не улетали)

Нарисуй палочки, квадратики, треугольники...

Для нетренированных малышей такая задача, как надеть резиночку на 3 гвоздика-пенечка - это сложно, тут и посчитать нужно и справиться с резинкой, которая все время норовит "улететь".  

Потом усложняю задачу - "нарисовать" квадратики и "замостить" ими все поле, ни один пенечек не должен остаться без внимания ))). Тут же могут быть и прямоугольники и треугольники. 

Выполни команду!

Три  пенечка вверх, два влево, один  вниз... 

Роль командира у нас "кочующая"

Напиши букву!

Конечно же, "пишем" буквы!

Очень здорово получается отрабатывать элементы буквы. 

Опять-таки удивили дети (4-5 лет), когда предложили рисовать букву по очереди, но не каждый свою букву, а каждый рисовал один элемент буквы "ты будешь эту палочку "рисовать", а я эту..." )

Порадовалась, что как минимум договариваться я их научила!

Нарисуй предмет! Для рисования предметов я использую карточки, которые уже вспоминала в статье

ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ (там можно скачать карточки с рисунками, подходящие и для рисования на дощечке)

    Рисование предметов дается труднее, чем геометрические фигуры и буквы, поэтому начинать лучше с простых, чтобы полученный успех развил интерес к такому рисованию.

    Главное наблюдать в процессе игры за детьми и прислушиваться-присматриваться к их желаниям и даже шалостям. Позвольте им вас иногда вести!

Так, в процессе моих наблюдений, появились две игры не с дощечкой, а с резиночками )))

    Неожиданную идею подали дети 6-7 лет, они стали выкладывать дорожку из резинок-колечек и, без каких-либо комментариев с моей стороны, их пальчики-ножки начали гулять по этой дорожке! Да, мы раньше строили с ними из других материалов  разные дорожки, но использовать этот материал я не догадалась )))

     Вторую идею подали дети постарше - это еще одна зарядка для пальчиков.

Мы хлопаем в ладоши необычным способом - похлопать в ладоши так, чтобы резинка, надетая на указательные пальцы, не улетела.... и так доходим до мизинчика и проделываем обратный путь к большим пальцам - это непросто! Развиваем ловкость и тренируем силу пальчиков.

 

 

 

Заключение :

   Предложенная методика дает возможность определить психологические  межличностные отношения ,сплотить группу, класс. Происходит социально-психологическое развитие . Учитывая  ослабленность мотивационной сферы детей ,во время работы дощечки с гвоздиками решается одна из основных педагогических задач –формирование учебных мотивов, формируется активная позиция  тревожность детей.

   Системное проведение  упражнений, игр, тренингов , используя дощечки с гвоздиками и дощечки с методом шнуровки даёт положительные результаты.

  

Просмотр содержимого документа
««Работа педагога-психолога с детьми после кохлеарной имплантации»»











Тема: «Работа педагога-психолога с детьми после кохлеарной имплантации»





Ф.И.О.: Козырева Марина Евгеньевна

Должность: педагог-психолог

Почта: [email protected]







Тема: «Работа педагога-психолога с детьми после кохлеарной имплантации»

Введение

Учебные трудности дошкольника, как правило , сопровождаются отклонениями в поведении. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот ,скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешками со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой ,ребёнок самостоятельно ,без педагогической и психологической помощи не может.

Педагоги в работе с детьми должны не только видеть указанные ограничения , но правильно оценивать потенциальные возможности дошкольников; при индивидуальной помощи .

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

 Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Специфика работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

      Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

  Без использования игровых технологий немыслима работа педагога- психолога. Игра для ребенка – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками,  может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

 Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:

диагностики

оказания первичной психологической помощи

осуществления  коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

В процессе игры  ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.

    Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

  Нигде поведение ребенка не бывает так строго регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы. Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, а только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.

     В игре ребенок учится многому: умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению  представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Цель:

-развиваем мелкую моторику кисти и пальцев

-развиваем навык ориентирования в пространстве

-развиваем воображение 

-развиваем логическое мышление

-прививаем навык построения симметричных и несимметричных фигур и узоров

-развиваем навык конструирования фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму или собственному замыслу.

В последние годы кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей все шире внедряется в Казахстане . При этом, как и во всем мире, среди имплантированных пациентов растет число детей раннего возраста, которые относятся к одной из наиболее перспективных категории кандидатов на кохлеарную имплантацию, что связано с особой важностью первых 3-х лет жизни ребенка для развития слухоречевых и речедвигательных центров мозга.

Предполагается, что в идеале, конечный результат, а значит и цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта (КИ) он научится понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира, и благодаря этому, будет развиваться как нормально слышащий ребенок. И наш опыт, также как и опыт зарубежных коллег, свидетельствуют, что эта цель реальна. При этом часть этих детей посещают дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха, часть – общеобразовательные. Но важно осознавать, что независимо от этого, все дети с КИ без исключения нуждаются в профессиональной поддержке сурдопедагога, по крайней мере, до школьного возраста.

Все это определяет особую актуальность анализа методических подходов к абилитации детей раннего возраста с КИ. Встает вопрос: отличаются ли эти подходы от тех, которые используются в отношении других детей с нарушениями слуха?

Для этого сначала необходимо рассмотреть особенности развития глухого ребенка раннего возраста после кохлеарной имплантации. В целом его развитие сходно с развитием слабослышащих детей, эффективно использующих слуховой аппарат (СА). Но есть и существенные отличия, которые определяют особенности реабилитации детей, у которых кохлеарная имплантация

В чем же заключаются эти особенности?

После включения и настройки процессора КИ пороги слуха ребенка соответствуют 1 степени тугоухости. Каждый специалист знает, как выглядит ребенок с 1-ой степенью тугоухости в младшем возрасте. Практически это нормально развивающийся ребенок,

По уровню развития понимания речи и собственной речи – он соответствует глухому ребенку. Большинство детей раннего и младшего возраста, поступающие на имплантацию, не понимают обращенную речь, не говорят или говорят небольшое число слов с грубым искажением звукослоговой и интонационно-ритмической структуры, если их научили это делать до имплантации. У тех, кого научили немного говорить до имплантации нередко характерный для глухих голос с выраженным носовым оттенком, напряженная артикуляция. Некоторые дети подражают артикуляции взрослого, но это безмолвные артикуляции. Голос у них проявляется только, когда они кричат.

Исключение – дети с прогрессирующей глухотой, дети, потерявшие слух в возрасте 2-3 года, а также дети, абилитация которых, включая слухопротезирование, была начата в возрасте до 6 мес.

После подключения и настройки процессора КИ на занятии дети обучаются выполнять условно-рефлекторную реакцию на тихие звуки .

Можно использовать методику Шерниязова «Покажи животное».Ребёнку на магнитофоне, ноутбуке, включают звуки животных .А он должен указать на картинку ,звук которого соответствует..

Так же в работе с детьми нужно опираться на методики зрительного анализатора «Исключи лишнее», «Обведи».

Основная цель в работе с детьми КИ социальная адаптация, развитие слухового восприятия.

Актуализируется вопрос создания продуктивной речевой среды, необходимых условий для успешного речевого развития таких детей. Особое внимание уделяется психологической работе в общей системе реабилитации детей после кохлеарной имплантации

Глухой малыш с КИ неожиданно и практически одномоментно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. Малыш достаточно быстро может научиться связывать звучание отдельных звуков и слов с предметами или действиями, но понять речь не может, потому что слишком мало в его памяти информации о значении слов, правилах их изменения и соединения в предложении.

При абилитации ребенка раннего возраста с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные [1,2,4,5,6,9,10]. Однако есть ряд особенностей.

В первый год мы должны уделить максимальное внимание развитию слухового восприятия, причем, прежде всего, используя для этого ежедневные обычные ситуации. Поэтому огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Наша задача — в короткий срок развить естественное слуховое восприятие с КИ у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормальнослышащего ребенка. По нашим наблюдениям на это требуется от 6-ти до 12 мес. в зависимости от наличия у ребенка слухового опыта, сопутствующих нарушений внимания, подготовленности родителей к процессу абилитации и др. причин.



Наш опыт показывает, если ребенок, поступающий на имплантацию, уже занимается по верботональной методике, то это означает, что у него есть хорошие условия для послеоперационной слухоречевой абилитации по месту жительства. Кроме того, он обычно уже хорошо подготовлен к ней, поскольку на момент операции у него в определенной степени развиты остаточный слух и произносительные навыки. Все это относится и к детям, которые занимаются по методике Э.И.Леонгард.

 

Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков.Более того, по нашим наблюдениям, если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и использование собственной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь.

Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормально слышащих детей. «Слушай; думай; говори, слушая; (повтори)» — вот естественная последовательность речевого процесса. При обучении ребенка с применением сопряженной речи он не может запомнить произнесенные слова и фразы, чтобы использовать их в самостоятельной речи.

О роли слухо-зрительного восприятия в развитии речи у детей с КИ. Мы должны помнить, что слухо-зрительное восприятие речи это естественный способ ее восприятия и для нормальнослышащего человека. У ребенка со значительным нарушением слуха даже в СА восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи в значительной степени опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям. Если эти навыки у малыша сформированы, то это очень благоприятный показатель развития у него речи после имплантации, потому что они свидетельствует об общей сформированности процессов внимания и подражательной активности, важных для обучения. Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов – постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним, например, играя вместе, читая-рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом, не видя движений губ, внимательнее слушает.

Прежде всего на своем занятии, , сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и ее понимания. Логопед же больше внимания уделяет развитию произносительных навыков. Разделение этих процессов может быть особенно плодотворным, когда слушание у ребенка еще требует много усилий, и когда в короткий срок необходимо сделать быстрый скачок в развитии ребенка.

Очень важно, ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих, детей с нарушениями речи, детей с КИ.

В конце 60-х годов прошлого века Эмилией Ивановной Леонгард была разработана методика слухоречевого развития глухих и слабослышащих детей.

Практическую эффективность этого метода доказали стабильность результатов и высокий уровень социальной реабилитации тысяч детей, прошедших обучение по методике Леонгард. С большим интересом к методике Э.И.Леонгард относятся специалисты из многих стран, занимающиеся вопросами реабилитации слуховых нарушений. Эта методика стала особенно актуальна в последнее время в свете новых открытий о нейропластичности человеческого мозга.

Теоретической основой методики Леонгард для слабослышащих является утверждение, что глухие и слабослышащие дети - это нормальные дети и при оказании соответствующей помощи они могут развиваться так же, как и дети с нормальным слухом.
К основным принципам метода Леонгард относятся:

1. Как можно более ранняя диагностика слуховых нарушений.

2. Формировать и развивать у глухих и слабослышащих детей двух видов речи: устной и письменной.

При этом язык жестов не должен использоваться до овладения детьми устной и письменной речью.

3. Развитие вместе со слуховым восприятием и других видов восприятия.

Такое развитие должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода жизни ребенка, с постепенным усложнением программы. Тактильные, зрительные, слуховые образы вместе будут способствовать становлению полноценного полисенсорного восприятия окружающей действительности.

4.Развитие мышления.

Развитию мышления должны быть подчинены игры, общение и другие виды деятельности ребенка. Необходимы также дополнительные занятия по развитию пространственного и математического восприятия, понимания причинно-следственных и временных представлений.

5.Развитие изобразительной деятельности.

Рисование, занятия по декоративному искусству имеют большое значение для личностного и эмоционального развития. Ребенок учится воспринимать разные предметы, изображать их на бумаге, оценивать их пространственные взаимоотношения и т.д.

6.Физическое развитие слабослышащего ребенка.

Занятия должны быть направлены на развитие координации движений. Так как речь является разновидностью движений, то при нарушенной моторике, как правило, речь также нарушена. Очень полезны специальные занятия по фонетической ритмике, когда речевые упражнения накладываются на двигательную активность.

7.Организация общения.

Взрослые должны организовать общение и прививать культуру общения, давать ребенку понимание его действий.

8.Музыкальное воспитание.

В первую очередь нужно уделять внимание пению и классической музыке. Музыкальные занятия очень важны для эмоционального развития, а также для развития интонации и других нюансов речи.

9.Организация интеграции глухих и слабослышащих детей в общеобразовательные школы и социальную среду.

Системе Эмилии Ивановны Леонгард предшествовали и другие системы слухового воспитания - А.А.Венгера, Г.Л.Выгодской. Однако, самой передовой и эффективной оказалась система Леонгард, успешно применяемая для реабилитации слабослышащих детей в системе инклюзивного образования.




Практическая часть .

Зарядка для пальчиков: пальчики-ножки гуляют между пенечков (гвоздиков-столбиков) или прыгают с пенечка на пенечек; или пальчики-ножки бегут наперегонки - каждый по своей дорожке. 
Вариации: поставить только указательные пальцы на пенечки, только мизинчики или поставить на пенечки большой пальчик и мизинчик.
Для ребят постарше задача сложнее - одновременно на пенечки нужно поставить все 5 пальчиков (тут нужно и подумать  и пальчики потянуть)

Разбери узор: вызывает не меньший интерес чем "рисование" (при первом знакомстве важно показать как нужно "разбирать", чтобы резинки не хлопали по пальцам и не улетали)

Нарисуй палочки, квадратики, треугольники...

Для нетренированных малышей такая задача, как надеть резиночку на 3 гвоздика-пенечка - это сложно, тут и посчитать нужно и справиться с резинкой, которая все время норовит "улететь".  

Потом усложняю задачу - "нарисовать" квадратики и "замостить" ими все поле, ни один пенечек не должен остаться без внимания ))). Тут же могут быть и прямоугольники и треугольники. 

Выполни команду!

Три  пенечка вверх, два влево, один  вниз... 

Роль командира у нас "кочующая"

Напиши букву!

Конечно же, "пишем" буквы!

Очень здорово получается отрабатывать элементы буквы. 

Опять-таки удивили дети (4-5 лет), когда предложили рисовать букву по очереди, но не каждый свою букву, а каждый рисовал один элемент буквы "ты будешь эту палочку "рисовать", а я эту..." )

Порадовалась, что как минимум договариваться я их научила!

Нарисуй предмет!
Для рисования предметов я использую карточки, которые уже вспоминала в статье

ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ (там можно скачать карточки с рисунками, подходящие и для рисования на дощечке)

Рисование предметов дается труднее, чем геометрические фигуры и буквы, поэтому начинать лучше с простых, чтобы полученный успех развил интерес к такому рисованию.

Главное наблюдать в процессе игры за детьми и прислушиваться-присматриваться к их желаниям и даже шалостям. Позвольте им вас иногда вести!

Так, в процессе моих наблюдений, появились две игры не с дощечкой, а с резиночками )))

Неожиданную идею подали дети 6-7 лет, они стали выкладывать дорожку из резинок-колечек и, без каких-либо комментариев с моей стороны, их пальчики-ножки начали гулять по этой дорожке! Да, мы раньше строили с ними из других материалов  разные дорожки, но использовать этот материал я не догадалась )))

Вторую идею подали дети постарше - это еще одна зарядка для пальчиков.

Мы хлопаем в ладоши необычным способом - похлопать в ладоши так, чтобы резинка, надетая на указательные пальцы, не улетела.... и так доходим до мизинчика и проделываем обратный путь к большим пальцам - это непросто! Развиваем ловкость и тренируем силу пальчиков.




Заключение :

Предложенная методика дает возможность определить психологические межличностные отношения ,сплотить группу, класс. Происходит социально-психологическое развитие . Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей ,во время работы дощечки с гвоздиками решается одна из основных педагогических задач –формирование учебных мотивов, формируется активная позиция тревожность детей.

Системное проведение упражнений, игр, тренингов , используя дощечки с гвоздиками и дощечки с методом шнуровки даёт положительные результаты,уже в феврале месяце отмечается повышение уровня слуховой памяти у детей , восприятия, воображения, снижение уровня тревожности. Так же по динамике наблюдения проведённой работы с детьми , уровень познавательных процессов значительно повысился.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!