Необходимость этой деятельности диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом; определения стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся. Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. К ним относятся
Рациональный подбор и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально-педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата...). В идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самого классного руководителя. Единомышленников по жизненной и педагогической позиции (единое ценностные ориентации в жизни и единые педагогические цели, принципы, отношение к работе и детям). Это именно позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный, жизнерадостный по стилю и тону отношений коллектив взрослых и детей, который станет идеальной воспитывающей средой.
Систематическое проведение малых педагогических советов. Тематика и назначение их многообразна: определение цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом; подготовка совместных форм работы, обсуждение ситуации и событий в классе; выработка единого стиля и тона взаимоотношений с классом и отдельными учащимися; реализация дифференцированного подхода в воспитании отдельных групп учащихся (на основе интересов и возможностей педагогов) и другие.
Проведение общих интегрированных форм учебно-воспитательной работы с классом. В системе подготовки классного руководителя часто отсутствует специальная и методическая, философская, политическая, экономическая, эстетическая, этическая, экономическая подготовка, являющаяся содержанием форм воспитательной работы. Кооперирование с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессионализма воспитательной работы.
Проведение педагогических консилиумов (малые педагогические советы, которым предшествует всесторонее изучение класса и отдельных учащихся, хода и результатов учебно-воспитательного процесса с помощью различных методик психолого-педагогического исследования; назначение их - решение насущных проблем класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы могут проводиться систематически (раз в четверть), а также эпизодически для решения возникших в учебно-воспитательном процессе проблем. Например, снижение уровня успеваемости, высокая степень конфликтности, низкий уровень дисциплинированности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспеваемость и трудновоспитуемость отдельных учащихся, проблемы дифференцированного и индивидуального подхода, анализ результатов учебно-воспитательного процесса и его эффективности.
Проведение форм воспитательной работы совместно с классами, где учителя-предметники являются классными руководителями: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры, соревнования, совместные праздники, театральные, поэтические, музыкальные гостиные, выставки творческих работ и т.д.
Эти дела способствуют также созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, превращению учителей в единомышленников, улучшают психологический климат в классах и образовательной организации, способствуют гуманизации отношений учителей и учащихся.