СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие и противостояние Востока и Запада 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из закономерностей развития культуры - ее биполярность, наличие во многом различных культурных полюсов, которые одновременно и противостоят друг другу и взаимодополняются.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие и противостояние Востока и Запада 19 века»

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине:

История

Тема: «Взаимодействие и противостояние Востока и Запада 19 века»











Выполнил:

Финансов Мирослав Юрьевич

Студент 1 курса

группы ОЗ-М-201

Руководитель:

Неженская Валерия Петровна















Г. Ставрополь, 2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 История развития Запада 19 века 6

Глава 2. История развития Востока 19 века 9

Глава 3. Взаимодействие и противодействие Запада и Востока в 19 веке 15

Заключение 19

Интернет-источники и список литературы 21






ВВЕДЕНИЕ

Одна из закономерностей развития культуры - ее биполярность, наличие во многом различных культурных полюсов, которые одновременно и противостоят друг другу и взаимодополняются.

С этим связано также возникновение и существование Востока и Запада. Это вечное противопоставление, попытка представить социально-экономическое и культурное развитие этих двух регионов мира совершенно противоположными благодаря наличию в них существенных различий в политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядов.

Так, в целом ряде исторических исследований Восток или его какая-то часть представлялись то краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности, то акцентировались в духе застоя, рабства и нищеты.

С другой стороны, сложившееся в XIX и XX вв. превосходство Запада в технико-экономическом и военно-стратегическом отношении, породило в умах определенного круга европейских интеллектуалов иллюзию «неполноценности» восточного мира, что дает им право приобщения «косного» Востока к благам цивилизации. Особенно неубедительно выступает представление отдельных западных, да и не только западных политиков, что восточный тип цивилизации, особенно мусульманский, при контактах с другими цивилизациями и культурами, обнаруживает имперские тенденции к другим социокультурным обществам.

На самом деле, Восток и в древние времена, и сегодня не представлял и не представляет собой монолитное целое, двигающееся в одном эсхатологическом направлении. Можно выделить три направления в истории развития его цивилизации: панегирический (хвалебный), критический и исламский. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай, представ­лялись краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности и ставились как пример, как образец мудрости в управлении. В рамках второго типа (Древний Египет, Древняя Персия, некоторые другие деспотические государства Востока) внимание акцентировалось на духе насилия, рабства, жестокости и длительного застоя. В рамках третьего типа цивилизации (Восток арабо-исламского региона) широкое распространение получило представление о превосходстве морально-этических норм арабо-мусульманской цивилизации над Западом, развитии точных наук, таких как алгебра, тригонометрия, астрономия, география, химия, психология, медицина и другие.

Поэтому, здесь необходимо такое научно-историческое понимание, которое в современных условиях утверждает цивилизованный подход, основанный на идеях «культурного плюрализма», на признании уважения ко всяким культурам и конфессиям, на необходимости отказа от всяких преимуществ той или иной культуры, а следовательно, отрицания как европоцентризма, так и превосходства Востока. В оценке взаимоотношений Запада и Востока при полном уважении различных путей развития этих регионов должна доминировать концепция, согласно которой конечная дорога истории ведет к сближению, и, в конечном счете, к образованию единой мировой цивилизации.

Однако на протяжении всего последнего столетия (XX в.) отношения стран Запада и Востока носили как бы одномерный характер: бедные и отсталые наро­ды Востока смотрели в сторону Запада, в поисках идей, моделей развития и руководства. Поэтому неудивительно, что на Западе глубоко укоренилось убеждение, будто его миссия в Азии, т.е. на Востоке, состоит в том, чтобы учить, руководить, повелевать. Для выявления сущности рассматриваемой проблемы необходимо, прежде всего, разоб­раться в устоявшихся представ­­лениях о Востоке и факторах его тради­ционной отсталости. Здесь нельзя не отметить и то, что Запад имел о Востоке в основном мифологические и леген­дарные представления. Такой подход органически сочетался с формированием негативного отношения к Востоку и Азии.

Объект: Взаимодействия и противоречия Запада и Востока.

Предмет: Запад и Восток.

Гипотеза: Запад и Восток, как два полюса земли.

Цель: повысить качество знаний о взаимоотношениях Востока и Запада в 19 веке.

Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:

  1. Разобрать историю развития Запада 19 века.

  2. Разобрать историю развития Востока 19 века.

  3. Рассмотреть взаимодействие и противодействие запала и Востока 19 века.

Актуальность: сегодня, как и много веков назад, между людьми Востока и людьми Запада существует огромная пропасть, и это является одной из характерных особенностей современного мира. И дело не только в явном, открытом противостоянии, каким, к примеру, являются военные действия Соединенных Штатов Америки в Ираке или пресловутая борьба с международным терроризмом. Противостояние происходит и на более глубоком, социокультурном уровне между консервативным и чтящим традиции Востоком с одной стороны и антитрадиционной и технократической цивилизацией Запада с другой.


Глава 1 История развития Запада 19 века

Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения в социальной сфере. Это сказалось на социально-экономическое развитие стран Запада в XIX в. Кратко рассмотрим эту тему.

Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе.

Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности. В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура.

Общество разделилось на классы.

Ведущее значение в экономическом развитии приобретают фабричная буржуазия и пролетариат. В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации.

Верхний слой западного общества по-прежнему был представлен земельной аристократией и верхушкой финансовой буржуазии. Однако в этот круг постепенно входила и крупная торгово-промышленная буржуазия.  Аристократия в годы «промышленного капитализма» все еще сохраняла ведущие социально-политические позиции. Это обусловливалось тремя основными факторами:

  1. наличием дворянского землевладения, позволявшим аристократии удерживать прочные экономические, а, следовательно, и политические позиции в обществе;

  2. относительной слабостью буржуазии, еще не обладавшей достаточными материальными ресурсами, опытом, умением, чтобы управлять самостоятельно без помощи аристократии;

  3. ростом рабочего класса, прежде всего фабричного пролетариата, представлявшего серьезную оппозицию промышленной буржуазии.

Новое явление в социальной структуре западного общества в 19 веке — формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества.

Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии и безземельных батраков.

Заметно изменились организация и условия труда: повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого).

На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции.

Отмечая кардинальные перемены в странах Запада в эпоху промышленного переворота, следует иметь в виду, что в целом экономическое развитие в эти годы носило преимущественно еще экстенсивный характер.  В целом промышленный переворот базировался на развитии трех отраслей: хлопчатобумажного текстиля, чугунолитейного производства и добыче каменного угля.

Промышленная революция в первой половине XIX в. охватила лишь эпицентр мировой экономики. Мир же в целом оставался докапиталистическим и аграрным: в середине 19 века единственной индустриальной державой была Англия.

Таким образом, в первой половине XIX в. страны Запада переживали глубокие перемены. Промышленный переворот дал толчок непрерывным техническим, экономическим и социальным переменам, нередко опережающим способность людей меняться самим. Он положил начало индустриализации — процессу широкой механизации всего экономического комплекса, создания системы крупного машинного производства. Сущностью индустриализации является не только повышение роли промышленности в отраслевой структуре экономики, но и внедрение передовой техники и технологии в разнообразные сферы общественной жизни, включая быт, науку, образование и пр.

Благодаря достижениям промышленной революции индустриальное общество в середине XIX в. вступило в зрелую стадию развития. К этому времени окончательно сломался ритм роста, который существовал при «старом порядке» (доиндустриальной эпохе). Постоянный рост выразился в одновременном подъеме численности населения, цен, ВНП, жизненного уровня. Он стал постоянным и прерывался лишь на короткое время.



Глава 2. История развития Востока 19 века

В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютинского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие от других стран Азии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад. К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную­ форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. В первой половине XIX в. значительно увеличилось число и размеры мануфактур. Если за весь XVIII в. было основано 90 мануфактур, то за первые две трети XIX в. их возникло 300. Расширялись крупные горные разработки меди, золота, железа. Особенно значительное распространение мануфактурные предприятия получили в юго-западных районах. В большинстве мануфактур применялся труд наемных рабочих. В 1854 г. в Японии насчитывалось свыше 300 промышленных предприятий с числом рабочих более 10. На некоторых мануфактурных предприятиях имелось по нескольку десятков ткацких станков. Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии наряду со сложившейся ранее торговой буржуазией начала формироваться и промышленная буржуазия.

В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет, непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово- ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Так складывалась категория людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Первая половина XIX в. Характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета. Во время восстания 1842 г. в провинции Оми повстанцы уничтожили кадастровые книги. Хотя крестьянские восстания носили неорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм. Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей. В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро Осио. Выступая против спекуляции, дороговизны, произвола властей, восставшие выдвигали также требования в защиту "низших слоев сельского населения" - "тех, кто не имел земли, а также тех, кто хотя и имел землю, но находился в тяжелом положении, ибо они не имели никакой возможности прокормить родителей, жен и детей". Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города.

Капиталистические державы Запада все более настойчиво стремились покончить с самоизоляцией Японии. В связи с усилением колониальной агрессии Англии, Франции и США на Дальнем Востоке их взоры обращались и в сторону Японских островов. Особенно большой интерес к Японии как базе для развертывания колониальной агрессии в Китае и других районах Дальнего Востока проявили США. В 1845 г. американский конгресс уполномочил президента установить торговые отношения с Японией. В резолюции конгресса откровенно говорилось, что США нуждаются в базе на морях, омывающих Китай. После неудач дипломатических попыток американское правительство решило применить силу. В июле 1853 г. в бухту Урага, расположенную вблизи сегунской столицы Эдо (ныне Токио), прибыла военная эскадра коммодора Перри. Он вручил японским властям письмо президента США с требованием подписать договор об открытии Японии для американской торговли, заявив, что за ответом он вернется весной будущего года. В феврале 1854 г. прибыл за ответом Перри, сопровождаемый девятью военными кораблями. Во время начавшихся переговоров он открыто пригрозил войной. Правительство сегуна подчинилось силе и приняло американские условия. 31 марта в Канагава был подписан первый японо-американский договор, по которому для американской торговли открывались порты Симода и Хакодате. В Симода учреждалось американское консульство. Вскоре аналогичные договоры Япония заключила с Англией, Францией и Голландией.

Так же, как и в Китае и в других странах Востока, начавшееся вторжение иностранных капиталистов привело в Японии к дальнейшему ухудшению положения большинства народа и обострению кризиса феодализма. В связи с появлением иностранных предметов роскоши и других товаров у феодалов увеличилась потребность в деньгах. Они облагали крестьян новыми поборами. Низкие таможенные пошлины, установленные неравноправными договорами, способствовали ввозу иностранных фабричных товаров, а это подрывало японское ремесло и вызывало разорение многих крестьянских и самурайских семей, в которых женщины занимались прядением. С начала 60-х годов в Японии наблюдается дальнейшее обострение политического кризиса. В различных районах страны усилились стихийные выступления против иностранцев. По всей Японии не прекращались крестьянские восстания и волнения городского населения. Активизировалась и самурайская оппозиция сегунату. В 1862г. Симадзу, князь Сацума, одного из самых крупных и богатых южных княжеств, вступил со своими войсками в императорскую столицу Киото, заявив, что он желает выразить этим свои верноподданнические чувства к императору. После этого он потребовал у сегуна изменения существующей системы взаимоотношений между ним и князьями. После событий 1862 - 1864 гг. значительно усилились антифеодальные выступления народных масс. В 1865 г. особенно сильное крестьянское восстание охватило район Осака. Восстание вспыхнуло даже в сегунской столице Эдо. В этих условиях руководители южных княжеств склонились к ликвидации сегуната. В 1867 г. на императорский престол вступил пятнадцатилетний Муцухито. Летом 1869 г. сегунат прекратил свое существование. Была провозглашена феодально-самурайская "республика". Период царствования императора Муцухито был назван Мэйдзи - "Просвещенное правление". Первое императорское правительство, созданное 3 января 1868 г. , возглавил принц Арисугава В 70-90-е годы XIX века произошло постепенное перерастание ”свободного”, домонополистического общества в капитализм монополистический, а с началом XX века мир вступил в эпоху империализма. Завершился территориальный раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами, сложилась колониальная система империализма, все страны Азии и Африки стали колониями или полуколониями. Только Япония в результате свержения режима сегуната в 1868 г. и последующих буржуазных реформ развивались как независимое государство. Она сравнительно быстро превратилась в промышленную капиталистическую страну, ставшую на путь колониальной агрессии. Развитие Японии определялось закономерностями, в общих своих чертах одинаковыми с закономерностями развития империалистических держав Европы и Америки.

В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов 1847 Вторжение мусульман из Западного Туркестана в Кашгарию совпало по времени с восстанием среди местного мусульманского населения. Ответные карательные меры китайцев свелись к массовому изгнанию мусульман 1851 - 1861 Император Китая Вэнь - дзун (И Чжу). Девиз Сяньфэн (всеобщее изобилие) (1831- 1861) 1850. Началось Тайпинское восстание 1850-1864 гг. - крестьянская война в Китае против маньчжурской династии и иностранных колонизаторов. 1853.03.19 Объявление Нанкина - столицей Тайпинского государства 1853.05 Неудачный поход тайпинов на Пекин 1856 - 1860 Вторая опиумная война.

Вначале мир был подписан в 1858 году, однако вскоре Китай аннулировал договоры с Францией и Британией. В 1860 году англо-французская экспедиция достигла стен Пекина. По пекинскому договору Китай сдал полуостров Коулун. Россия по договору в Айгуне в 1858 году получила левый берег Амура, а в 1861 году вынудила Китай передать России Приморские провинции, где был основан порт Владивосток 1858 Подписание мира, однако вскоре Китай аннулировал договоры с Францией и Британией .Россия по договору в Айгуне получила левый берег Амура 1860 Захват Пекина англо-французскими войсками 1860.10.24-25 Англо - китайские и франко - китайские соглашения, названные Пекинским договором 1861.08.22 Смерть Сяньфэна 1861.11.01 Объявление нового императора Китая - Тунчжи. Ему всего 5 лет 1861 Передача Китаем России Приморских провинций, где был основан порт Владивосток 1862 - 1874 Император Китая Му-цзун (Цзай-Чуй). Девиз Тунжи (совместное правление) (1857 - 1874) 1864.06.01 Вождь Тайпинского восстания Хун Сюцуань покончил жизнь самоубийством 1864.07.19 Захват правительственными войсками Китая Нанкина, столицы тайпинов 1864.11 Окончательное подавление Тайпинского восстания 1874.01.12 Смерть Тунчжи 1874.05.25 Обострение отношений Японии с Китаем. Ввод войск Японии на Тайвань 1874.10.31 Соглашение Китая и Японии о выводе войск Японии с Тайваня 1875.01.13 Гуансюй - новый император Китая. Ему 3 года. 1875 - 1908 Император Китая Дэ - цзун (Цзай - Тянь). Девиз Гуансюй (Блестящее наследство) (1872 - 1908) 1878 Голод в Китае 1884.03. Началась Франко-китайская война 1884-1885 гг. между Францией и Китаем за господство над Вьетнамом. 1889.03.04 Корронация Гуансюя 1894.07.25 Япония начала боевые действия против Китая. См. Японо-китайская война 1894 - 95 Война Японии и Китая из-за Кореи 1895 Симоносекский договор между Японией и Китаем. Независимость от Китая Кореи. Переход Тайваня к Японии 1897.11 Убийство двух немецких миссионеров в Китае. Захват Германией порта Циндао 1898.06.11 -09.21 "Сто дней реформ". Попытка императора изданием указов исправить положение в Китае 1898.09.21 Отстранение от власти и изоляция Гуансюй. Окончательный переход власти к Цыси, жене Тунчжи и матери Гуансюй. Поражение реформаторского движения в Китае. Предательство Юань Шикая, будущего императора Китая 1898 - 1901 Восстание в Китае ихэтуаней (отрядов справедливости и мира). Так же известно под именем "боксерское восстание". Имело ярко выраженную националистическую, антииностранную направленность 1898 Договоры Китая с Великобританией, Францией и Россией о передаче портов, части территории Китая в аренду.


Глава 3. Взаимодействие и противодействие Запада и Востока в 19 веке

Путь Востока и Запада есть два основных исторических пути развития человечества. Восточный путь циклического структурного развития общества в рамках одной формации (вотчинно-государственной системы) в силу, в том числе и разнообразных культурных традиций, предполагал крайне медленное движение вперед, с постоянными задержками и отступлениями. Переходы от одной стадии общественного развития к другой здесь также были, но всегда носили незавершенный характер, что увеличивало и многоукладность общества, но что самое главное происходили в рамках одной общественной формации-вотчинно-государственной системы.

Такая модель общественного развития с определенными оговорками оказалась характерна и для России, где с XVI века восторжествовала русская модификация вотчинно-государственной системы без классического восточного деспотизма. Подчеркнем, множественная разнородность Востока и отсутствие постоянной смены формаций безусловно замедляло и без того низкий поступательный ход развития Востока.

Тем не менее, и этот более традиционный путь предполагал прогресс, но без динамики, поскольку в нем не было явных межформационных переходов, а наблюдалось лишь усложнение общественного процесса за счет появления в ходе общественного разделения труда все новых и новых хозяйственных укладов. Тем не менее, появление новых укладов в рамках господствующей вотчинно-государственной системы, даже таких как буржуазный уклад не приводили государства-общества Востока к переходу к новой формации-капиталистической. Все изменилось с приходом на Восток западноевропейцев, носителей революционно-новаторской буржуазной формации.

Европейская колониальная экспансия нарушила естественно историческое развитие многих народов Востока и привела одни страны (Китай, Япония, Османская империя, Иран) к необходимости в срочном порядке проводить верхушечным и узко фрагментарным путем модернизации своих традиционных обществ, с большим, или, меньшим успехом, в надежде сохранить свою независимость. Другие же страны, при слабости своей центральной власти стали легкой добычей европейских колонизаторов, которые с неумолимой настойчивостью стали внедрять западные институты и социальные практики на территории своих уже полуколоний и колоний.

Капиталистический рынок и военное превосходство Запада, явились побудительными мерами и факторами заставивших правителей Востока начать противоестественные для них реформы. Отсюда, модернизация восточных государств-обществ не являлась эволюционным и органичным процессом, а была привнесенной Западом на традиционную восточную почву искусственным процессом. К тому же, господствующая в странах Востока восточная вотчинно-государственная система сохраняла свою жизнеспособность и не показывала явных признаков разложения.

Последнее обстоятельство, во многом и объясняет длительное и стойкое сопротивление традиционных структур привнесенных западным инновационным практикам. Собственно варианты модернизации Востока были следующие: колонизация и насильственная модернизация европейской колониальной администрацией, или, модернизация собственными правителями, но опять же под западным давлением и прямой угрозой колонизации со стороны Запада. И в том, и в другом случае (включая Японию и Османскую империю) это было вызвано действием внешнего фактора, а не под влиянием внутренних факторов развития. Тем не менее, более или менее насильственная прививка западной модернизированной культуры на традиционной восточной почве состоялась.

Произошел своеобразный синтез (кентавр) западной капиталистической формации и восточной традиционной структуры. Восток, таким образом, наряду с традиционным, циклическим путем развития, вступал и на путь линейно-стадиального, или прогрессивного развития. В результате такого синтеза, возник своеобразный восточный капитализм (помесь капитализма и восточной вотчинно-государственной системы), в котором верховными собственниками, в первую очередь, являлось крупная бюрократия и сросшаяся с ней монополистическая компрадорская буржуазия. Минусом такого капитализма было еще и в том, что он носил ярко выраженные периферийные черты и обслуживал интересы западного капиталистического центра. Но даже и в этом случае он оказался более динамичным, чем традиционная вотчинно-государственная система и принес некоторые очевидные материальные и общественные блага.

Там, где правящий класс проявил большую последовательность в реформировании своего традиционного общества, а это произошло лишь в Японии, изменился и статус страны в капиталистической Табели о рангах. В частности, правителям этого государства удалось не только сохранить свою независимость от Запада, но и фактически быть принятой на равных в западный империалистический клуб после удачной русско-японской войны 1904-1905 гг. Другие страны, такие как (Османская империя, Иран, Египет и Китай) удовлетворившись, лишь, косметическим «евроремонтом» своего дома, и не решившись на более глубокую модернизацию фактически превратились в западные полуколонии с большей, или меньшей, самостоятельностью.

Конечно, политическая самостоятельность этих азиатских государств удовлетворяла амбиции их элит, но одновременно лишала возможности проведения более глубокой капиталистической модернизации этих обществ, которые с большим, или меньшим успехом проводились западноевропейцами в колониях, например в Индии. Историческая заслуга Запада, ярко проявившаяся уже в XIX веке заключалась в том, что Запад, через капитализм глобализируя мир, придал Востоку (как впрочем, и всему незападному человечеству) характер развития уже не автономного и регионального существования, как это было до встречи с Западом, а характер развития супер региона включенного в единую и всеобщую историю при господствующей западной модели линейного поступательного развития.

Именно под давлением Запада, его капитализма и колониализма традиционные структуры Востока стали трансформироваться, и Восток стал медленно отходить от своей менее прогрессивной модели циклического развития, и постепенно переходя уже на более поступательное линейно-циклическое развитие. О цене этого прогресса уже говорилось, но как-то бесконечно спорить против более разумного устройства жизни и доказывать лучшую жизнь в довольно архаичной и иррациональной Традиции, бесчеловечно и глупо.



Заключение

Мы живем в мире, в котором только один "золотой миллиард», а все остальные пять с лишним - не "золотые". Проще говоря: люди Запада, люди европейской, североамериканской цивилизаций составляют процентов 15 от населения Земли, остальные 85 % — это другие люди, с которыми приходится считаться. Некоторые из них - я уже говорил, китайцы, которых больше всего, индийцы, которых станет вот-вот чуть ли не больше, чем китайцев - ведут себя сравнительно спокойно. Но некоторые представляют уже сегодня не только потенциальную, но явную угрозу безопасной жизни многих. Запад скукоживается, и это печально. Создается впечатление, что, несмотря на его огромные технические, интеллектуальные, технологические достижения, он становится все более хрупким, а Восток, наоборот, расправляет плечи.
Да возьмите тот же Китай. Во Владивостоке, Улан-Удэ он "чайна-таунов" не обустраивает, он просто туда приходит. А сколько осталось нашего народа за Уралом? Говорят, миллионов 30. Из них значительная часть все время старается перебраться в европейскую часть страны. Потому что жизнь неудобная и тяжелая, климат суровый. А трудолюбивые китайцы в этом климате арбузы выращивают. Приходят работящие, непьющие, не сквернословящие, не бьющие жен, не бросающие детей мужчины, находят себе женщин. (В Китае испокон веков женщина была дефицитом, а у нас в стране всегда "на 10 девчонок - 9 ребят"). Это не война, это не захват. Это проникновение не наших, но нормальных людей. Что будет дальше - важный вопрос без ответа.

То одна сторона, то другая по разным причинам, в разных обстоятельствах выходит вперед. Если верить Арафату, что "сила мусульман в чреве арабской женщины», если спроецировать это на Африку, Китай, Индию, то очень легко можно представить, что через каких-нибудь 40 лет, уже в середине нашего века Земля будет населена людьми настолько, что просто не выдержит. Что будет тогда? Что останется? Это сложные футурологические вопросы, к которым надо относиться серьезно. Особенно, когда уже сегодня очевидна хрупкость Запада.

В ходе работы на данным проектом были решены все задачи, а именно разобрали истории развития Запада и Востока 19 века и рассмотрели их взаимодействие и противостояние.

Поскольку были решены все задачи исследовательского проекта, можно утверждать, что поставленная цель «Повысить качество знаний о взаимоотношениях Востока и Запада в 19 веке достигнута.



Интернет-источники и список литературы
  1. https://scienceforum.ru/2016/article/2016020604

  2. https://uchitel.pro/развитие-стран-запада-в-xix/

  3. https://www.hse.ru/news/1163627/1126082.html

  4. Восток, Запад (сборник) Салман Рушди ISBN: 5-367-00288-9 Год издания: 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!