СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политическое устройство мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Политическое устройство мира

Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политическо-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.           Изменения на политической карте бывают количественные (присоединение к государству вновь открытых земель, а территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п. ) и качественные (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п. ). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к государственному строительству и борьбе за предел сфер влияния.

Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов развития политической карты мира:

1. Древний этап (до 5 века нашей эры) характеризуется формированием и развитием рабовладельческих государств в Китае, Индии, Месопотамии. Многие государства Древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета египетской и греко-римской культур.

2. Средневековый этап (5-16 века). В Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, возникают территориальные претензии, которые приводят к многочисленным военным конфликтам. В это время на карте мира появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия. За пределами Европы наиболее активное государственное строительство имело место в Китае, Индии и Передней Азии. На Американском континенте с этим этапом сопряжен расцвет государств инков и ацтеков.

3. Новый этап (с 16 века до Первой мировой войны 1914 г.). Его начало ассоциируется с эпохой Великих географических открытий, стимулировавших колониальную экспансию европейских государств и вовлечение в систему международного разделения труда обширных территорий Азии, Африки и Америки. В государствах-метрополиях и их колониях возникают и бурно развиваются капиталистические отношения. К концу этого этапа большая часть суши была поделена между крупнейшими колониальными державами Европы, США и Японии.

4. Новейший этап (с 1914 г. и до второй половины 1990-х гг.) связывают с двумя войнами 20 века (Первой мировой (1914-1918) и Второй мировой (1939-1945)), Октябрьской революцией в России (1917), формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда других метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:

1) Появление новых государств - СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.

2) Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе.

 В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

5. Современный этап (с 1990 г. и до наших дней) характеризуется важнейшими событиями, в корне изменившими политическую карту мира. К ним относятся: крушение социалистического лагеря, распад СССР на 15суверенных государств, воссоединение ФРГ и ГДР, распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории новых независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Косово), признание Россией независимости Абхазии (26 августа 2008) и Южной Осетии (28 августа 2008), выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритрея, воссоединение Гонконга с КНР.

В результате серьезных изменений политической карты в последние годы мир из биполярного трансформируется в многополярный. Если до распада СССР в политической и экономической жизни планеты доминировал США и СССР, то сегодня мы уже вправе говорить по крайней мере о пяти основных центрах: США, Западная Европа, Россия, Япония и Китай. Однако перечисленные центры международной политической и экономической жизни планеты весьма не равнозначны по своему потенциалу.

 Политическая карта мира – это тематическая карта, отражающая главные политико-тематические изменения: образования новых независимых государств, изменения статуса, слияние и разделение государств, утраты, либо приобретения суверенитета, изменения площади государств, замену их столиц, изменения названий государств и столиц, перемену форм и гос.управления. (252 страны)

Изменения: количественные(изменения кол-ва гос-в, присоединение к гос-ву вновь открытых земель, террит.приобретения, потери после войн, обмен гос-ми участков территории. Объединение или распад гос-в, изменение границ), качественные(приобретение суверенитета, смена форм правления, изменение адм-тер.устройства, образование межгосуд.союзов, изменение полит.режима.

Все страны мира различаются по: 1.по площади территории 2.по численности населения 3.по нац.составу 4.по языковому составу 5.по форме правления 6.по форме адм-тер.устройства 7.по полит.режиму 8.по географ.положению (страны, имеющие выход к морю, полуостровные, островные) 9.по по уровню эконом.развития (развитые, развивающиеся)

Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,

Монархии: абсолютные:Оман, Саудовская Аравия, Катар;Конституционная: Великобритания, Кувейт, Бахрейн, Иордания, Марокко; теократическая: Саудовская Аравия, Ватикан, Бруней; выборная: Ватикан, ОАЭ, Малайзия

Развитые: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.

Развивающиеся: 1.наиболее развитые(Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)2.нефтеэкспортирующие(Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).3.страны Восточной Европы и республики СССР.4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.5.наименее развитые(Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)

Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)

Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории

Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Если в 1900 г. на Земном шаре было всего 55 суверенных государств, то к 2002 г. суверенитетом обладало уже более 190 стран. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы:колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости); территории, фактически владения, не включенные, однако, в перечень ООН, так как, по утверждению управляющих ими государств, они являются: их «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными с ними государствами» и т. п.

Список некоторых несамоуправляющихся территорий на современной политической карте мира:

Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.

Владения Франции: Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника «заморские департаменты» (Карибское море); остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан); о. Кергелен (Индийский океан); «заморские территории»— Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.); о. Новая Каледония (Океания).

Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.).

Владения США: Виргинские острова (Карибское море); Пуэрто-Рико— с 1952 г. государство, «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа— «неинкорпорированная» территория (Океания); военные базы на островах Тихого океана (Гуам, Мидуэй Джонстон и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова — «ассоциированные» с США государства (Океания) и др.

Непризнанные государства — общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (контроль над территорией, система управления, фактический суверенитет), в то же время лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений. Иногда называются, с негативным оттенком, самопровозглашенными государствами.

Гос-ва: Китайская Республика (Тайвань), Косово, Турецкая Республика Северного Кипра, Приднестровье(Молдавия), Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Сомалиленд, Пуантленд, Нортланд)

Форма государственного устройства

отражает административно-территориальное устройство государств. Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.

Федерация— форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов — в Швейцарии; земель— в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований — в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов).

Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,

Форма правления характеризует организацию гос.власти, систему высших органов; показывает: 1.как создаются высшие органы власти в гос-ве 2.их структуру 3.какие принципы лежат в основе их взаимодействия 4.как строятся взаимоотношения между верх.властью и рядовыми гражданами 5.в какой мере орг-я органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы граждан страны

         Формы правления: Монархия-это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу-монарху(король, султан, герцог, эмир, князь), власть передается по наследству.

Признаки монархии:1.сущ-е единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно 2.наследственный порядок приемственности верх.власти 3.монарх олицетворяет единство нации, приемственность традиций и представляет гос-во на мировой арене 4.юрид.имунитет и независимость монарха

Виды монархийабсолютная( неограниченная власть монарха, возможно наличие гос.органов власти, но они полностью подотчетны монарху, нет парламента, нет конституц.актов, огран-х власть монарха.(сауд.аравия, оман, катар)); конституционная(власть монарха ограничена конституцией, представлена 2 видамипарламентарная( монарх не обладает властью и выполняет представ функцию, правительство ответственно перед парламентом), дуалистическая(власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодат.области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений(бахрейн, кувейт, марокко, иордания)); теократическая(полит.власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру, нормы религии-главный закон. Бывает христианская(Ватикан), Исламская(Сауд.Аравия, Бруней)); выборная(след.монарх не наследует власть автоматически, а выбирается.(Ватикан, ОАЭ, Малайзия)

Республика-это форма гос.правления, при которой высшая гос.власть осущ-ся коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Бывает президентская и парламентская.

Признаки республики:1.наличие выборного главы гос-ва 2.выборность органов верховной гос.власти на опред.срок. коллегиальный характер правительства 3. Юр.ответственность главы гос-ва 4.разделение полномочий в системе гос.власти

Для президентской харктерны:1.президент-глава гос-ва и прав-ва 2.избирается населением и его представителями на выборах 3.сам-но формирует прав-во и оно ответственно перед ним, а не парламентом 4.наделен полномочиями, позволяющими контролировать деят-ть высш.законодат.органа(право ВЕТО, роспуска парламента) 5.при формировании прав-ва опред-ет круг министров, но затем их кандидаты должны быть утверждены парламентом

Для парламентской характерны:1.верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением 2.президент-глава гос-ва, но не прав-ва 3.прав-во формируется парламентом 4.прав-во ответственно только перед парламентом 5.президент избирается парламентом, либо создается коллегия из депутатов парламента 6.наличие должности премьер-министра, который явл-ся главой прав-ва и лидером правящей партии или коалиции 7.прав-во остается у власти, пока располагает поддержкой парламента 8.президент-верховный главнокомандующий, может распустить парламент, обнародует законы, издает декреты, утверждает главу прав-ва)

Развитые: семерка: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; малые развитые: Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.

Развивающиеся: 1.наиболее развитые (Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)

2.нефтеэкспортирующие (Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).

3.страны Восточной Европы и республики СССР.

4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.

5.наименее развитые (Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)

Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)

Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. К экономически развитым странам ООН относит все страны Европы, Россию, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. Израиль. После распада СССР, Югославии и Чехословакии число таких стран в Европе увеличилось. Экономически развитые страны можно разделить на четыре группы.

Во-первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада) — на эти страны приходится больше половины мирового валового национального продукта и промышленного производства, а также свыше четверти сельскохозяйственной продукции; ВВП на душу населения в этих странах составляет 10-20 тыс. долларов.

Во-вторых, это менее крупные страны, прежде всего европейские, которые играют важную роль в мировых делах и ВВП на душу населения в большинстве этих стран такой же как в предыдущей группе.

В-третьих, это страны «переселенческого капитализма», представленные бывшими переселенческими колониями (доминионами) Великобритании (например, Австралия).

В-четвертых, это страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), образовавшиеся в конце 1991 г. в результате распада СССР.

на данный момент население планеты достигло уже 6 млрд человек. Численность населения мира росла особенно быстро в XX в. Такое резкое увеличение численности населения получило название «демографического взрыва». Однако его пик уже пройден. Начиная с 70-х годов темпы роста населения мира стали постепенно снижаться, и к настоящему моменту они уменьшились почти вдвое (с 2,1 % до 1,3 % в год).

Ныне более 9/10 прироста приходится на развивающиеся страны, прежде всего Азии и Африки, а на Европейском континенте в течение последних лет отмечается уменьшение абсолютной численности населения.

Воспроизводство населения (естественное движение)— это совокупность процессов рождаемости и смертности, которые обеспечивают постоянное возобновление и смену поколений людей. Если рождаемость превышает смертность, то происходит естественный прирост населения, а если наоборот, то — естественная убыль.

Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости — число родившихся за год на 1000 жителей (%о — промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40-45%», в 1950-1955 гг.— 37,3%, а ныне — 22,6

В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.

Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности — число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока — 40-50 %о, затем началось ее постепенное снижение. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Максимально высоки показатели общей смертности (20-30 %о) в самых бедных странах мира — Сьерра-Леоне, Мали, Эфиопии, Анголе, минимальны (менее 3,0%») — в арабских нефтедобывающих странах (Кувейт, ОАЭ), где очень весома доля рабочих иммигрантов в зрелом возрасте и относительно мала — детей и пожилык лиц.

Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.

Мир продолжает движение к разнообразию интересов. В основе современного полицентризма, идущего на смену геополитического (преимущественно военно-политического и идеологического по сво­ему выражению) противостояния Восток — Запад, лежит прежде всего распадение мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального (на сегодня в зарубежном мире к ним относятся Европейский Союз, НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли, зона «Большой китайской экономики», японоцентристский «ареал» интеграции и, с известным допуском, группа стран АСЕАН, особенно после присоединения к ней такой потенциально мощной державы, как Вьетнам), так и регионального (как АТЭС) уровня.

Не случайно западные исследователи нередко говорят о возрождении после завершения холодной войны феномена «экономического национализма» вопреки всем рациональным сооб­ражениям. Конечно, экономические интересы не только разъединяют, но — в случае их совпадения — и соединяют, максимизируют общую поль­зу, вынуждают идти на переговоры, уступки, более-менее широкоесотрудничество на двусторонней основе и в рамках международных организаций.

Происходит также, как отмечалось, и частичное взаи­мопроникновение экономик различных зон, в том числе в результате встречных потоков инвестиций. Особый случай — создание многочисленных межрегиональных и межзональных объединений.

С одной стороны, они группируют стра­ны, принадлежащие к различным геополитическим зонам, с другой — создают новые линии размежевания (примером подобных структур могут быть объединения по интересам и контринтересам — стран-экспортеров нефти, кофе, производителей и потребителей какао ит. Д.).

В формировании многополярности участвуют и другие геополи­тические факторы. Каждая глобальная экономическая зона (за исключением АСЕАН) составляет также этноцивилизационную либо культурную общность. Такая общность среди прочего означает со­поставимость правовых условий и методов организации экономиче­ской деятельности в странах-партнерах, в то же время она является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономиче­ские рамки (ЕС). Наоборот, тогда, когда общий экономический ин­терес сводит «под одну крышу» представителей разных культур и цивилизаций (трансрегиональные объединения), долгосрочное эко­номическое взаимодействие нередко оказывается затрудненным — вспомним постоянный разброд в стане ОПЕК, периодически доводя­щий это объединение по интересам почти до паралича. (Здесь, види­мо, нельзя все сводить лишь к эгоизму участников, который вряд ли больше, чем, скажем, у европейских или североамериканских госу­дарств).

Не столь отчетливо прослеживается «разделяюще-объединяющее» воздействие религиозного фактора.

Таким образом, развивающаяся на месте биполярной новая поли­центрическая модель международных отношений не будет механи­ческим повторением уже пройденных «мировым сообществом» схем. Скорее, это будет амальгама целого ряда элементов из прежних эпох и новых характеристик, в сумме дающих некое неизвестное до сих пор качество.

Понимание сущности мировой политики как многоаспектного процесса взаимодействия полюсов силы различных уровней позво­ляет определить модернизированную фундаментальную геополити­ку еще и как науку о современной многополярности. (Хотя, конечно, предложенный комплексный подход применим и для анализа геопо­литических ситуаций прошлого). И именно полицентрическая мо­дель показывает образование единого геополитического простран­ства в масштабах всей планеты по аналогии с рынком (как бы ни менялся он в ходе эволюции), формирующим итерированное экономическое пространство.

 

д\з

Ознакомление с политической картой мира.

 Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

 

Просмотр содержимого документа
«Политическое устройство мира»

Политическое устройство мира

Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политическо-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д. Изменения на политической карте бывают количественные (присоединение к государству вновь открытых земель, а территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п. ) и качественные (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п. ). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к государственному строительству и борьбе за предел сфер влияния.

Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов развития политической карты мира:

1. Древний этап (до 5 века нашей эры) характеризуется формированием и развитием рабовладельческих государств в Китае, Индии, Месопотамии. Многие государства Древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета египетской и греко-римской культур.

2. Средневековый этап (5-16 века). В Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, возникают территориальные претензии, которые приводят к многочисленным военным конфликтам. В это время на карте мира появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия. За пределами Европы наиболее активное государственное строительство имело место в Китае, Индии и Передней Азии. На Американском континенте с этим этапом сопряжен расцвет государств инков и ацтеков.

3. Новый этап (с 16 века до Первой мировой войны 1914 г.). Его начало ассоциируется с эпохой Великих географических открытий, стимулировавших колониальную экспансию европейских государств и вовлечение в систему международного разделения труда обширных территорий Азии, Африки и Америки. В государствах-метрополиях и их колониях возникают и бурно развиваются капиталистические отношения. К концу этого этапа большая часть суши была поделена между крупнейшими колониальными державами Европы, США и Японии.

4. Новейший этап (с 1914 г. и до второй половины 1990-х гг.) связывают с двумя войнами 20 века (Первой мировой (1914-1918) и Второй мировой (1939-1945)), Октябрьской революцией в России (1917), формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда других метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:

1) Появление новых государств - СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.

2) Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе.

В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

5. Современный этап (с 1990 г. и до наших дней) характеризуется важнейшими событиями, в корне изменившими политическую карту мира. К ним относятся: крушение социалистического лагеря, распад СССР на 15суверенных государств, воссоединение ФРГ и ГДР, распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории новых независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Косово), признание Россией независимости Абхазии (26 августа 2008) и Южной Осетии (28 августа 2008), выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритрея, воссоединение Гонконга с КНР.

В результате серьезных изменений политической карты в последние годы мир из биполярного трансформируется в многополярный. Если до распада СССР в политической и экономической жизни планеты доминировал США и СССР, то сегодня мы уже вправе говорить по крайней мере о пяти основных центрах: США, Западная Европа, Россия, Япония и Китай. Однако перечисленные центры международной политической и экономической жизни планеты весьма не равнозначны по своему потенциалу.

 Политическая карта мира – это тематическая карта, отражающая главные политико-тематические изменения: образования новых независимых государств, изменения статуса, слияние и разделение государств, утраты, либо приобретения суверенитета, изменения площади государств, замену их столиц, изменения названий государств и столиц, перемену форм и гос.управления. (252 страны)

Изменения: количественные(изменения кол-ва гос-в, присоединение к гос-ву вновь открытых земель, террит.приобретения, потери после войн, обмен гос-ми участков территории. Объединение или распад гос-в, изменение границ), качественные(приобретение суверенитета, смена форм правления, изменение адм-тер.устройства, образование межгосуд.союзов, изменение полит.режима.

Все страны мира различаются по: 1.по площади территории 2.по численности населения 3.по нац.составу 4.по языковому составу 5.по форме правления 6.по форме адм-тер.устройства 7.по полит.режиму 8.по географ.положению (страны, имеющие выход к морю, полуостровные, островные) 9.по по уровню эконом.развития (развитые, развивающиеся)

Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,

Монархии: абсолютные:Оман, Саудовская Аравия, Катар;Конституционная: Великобритания, Кувейт, Бахрейн, Иордания, Марокко; теократическая: Саудовская Аравия, Ватикан, Бруней; выборная: Ватикан, ОАЭ, Малайзия

Развитые: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.

Развивающиеся: 1.наиболее развитые(Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)2.нефтеэкспортирующие(Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).3.страны Восточной Европы и республики СССР.4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.5.наименее развитые(Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)

Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)

Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории

Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Если в 1900 г. на Земном шаре было всего 55 суверенных государств, то к 2002 г. суверенитетом обладало уже более 190 стран. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы:колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости); территории, фактически владения, не включенные, однако, в перечень ООН, так как, по утверждению управляющих ими государств, они являются: их «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными с ними государствами» и т. п.

Список некоторых несамоуправляющихся территорий на современной политической карте мира:

Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.

Владения Франции: Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника «заморские департаменты» (Карибское море); остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан); о. Кергелен (Индийский океан); «заморские территории»— Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.); о. Новая Каледония (Океания).

Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.).

Владения США: Виргинские острова (Карибское море); Пуэрто-Рико— с 1952 г. государство, «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа— «неинкорпорированная» территория (Океания); военные базы на островах Тихого океана (Гуам, Мидуэй Джонстон и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова — «ассоциированные» с США государства (Океания) и др.

Непризнанные государства — общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (контроль над территорией, система управления, фактический суверенитет), в то же время лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений. Иногда называются, с негативным оттенком, самопровозглашенными государствами.

Гос-ва: Китайская Республика (Тайвань), Косово, Турецкая Республика Северного Кипра, Приднестровье(Молдавия), Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Сомалиленд, Пуантленд, Нортланд)

Форма государственного устройства

отражает административно-территориальное устройство государств. Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.

Федерация— форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов — в Швейцарии; земель— в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований — в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов).

Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,

Форма правления характеризует организацию гос.власти, систему высших органов; показывает: 1.как создаются высшие органы власти в гос-ве 2.их структуру 3.какие принципы лежат в основе их взаимодействия 4.как строятся взаимоотношения между верх.властью и рядовыми гражданами 5.в какой мере орг-я органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы граждан страны

Формы правления: Монархия-это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу-монарху(король, султан, герцог, эмир, князь), власть передается по наследству.

Признаки монархии:1.сущ-е единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно 2.наследственный порядок приемственности верх.власти 3.монарх олицетворяет единство нации, приемственность традиций и представляет гос-во на мировой арене 4.юрид.имунитет и независимость монарха

Виды монархийабсолютная( неограниченная власть монарха, возможно наличие гос.органов власти, но они полностью подотчетны монарху, нет парламента, нет конституц.актов, огран-х власть монарха.(сауд.аравия, оман, катар)); конституционная(власть монарха ограничена конституцией, представлена 2 видамипарламентарная( монарх не обладает властью и выполняет представ функцию, правительство ответственно перед парламентом), дуалистическая(власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодат.области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений(бахрейн, кувейт, марокко, иордания)); теократическая(полит.власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру, нормы религии-главный закон. Бывает христианская(Ватикан), Исламская(Сауд.Аравия, Бруней)); выборная(след.монарх не наследует власть автоматически, а выбирается.(Ватикан, ОАЭ, Малайзия)

Республика-это форма гос.правления, при которой высшая гос.власть осущ-ся коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Бывает президентская и парламентская.

Признаки республики:1.наличие выборного главы гос-ва 2.выборность органов верховной гос.власти на опред.срок. коллегиальный характер правительства 3. Юр.ответственность главы гос-ва 4.разделение полномочий в системе гос.власти

Для президентской харктерны:1.президент-глава гос-ва и прав-ва 2.избирается населением и его представителями на выборах 3.сам-но формирует прав-во и оно ответственно перед ним, а не парламентом 4.наделен полномочиями, позволяющими контролировать деят-ть высш.законодат.органа(право ВЕТО, роспуска парламента) 5.при формировании прав-ва опред-ет круг министров, но затем их кандидаты должны быть утверждены парламентом

Для парламентской характерны:1.верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением 2.президент-глава гос-ва, но не прав-ва 3.прав-во формируется парламентом 4.прав-во ответственно только перед парламентом 5.президент избирается парламентом, либо создается коллегия из депутатов парламента 6.наличие должности премьер-министра, который явл-ся главой прав-ва и лидером правящей партии или коалиции 7.прав-во остается у власти, пока располагает поддержкой парламента 8.президент-верховный главнокомандующий, может распустить парламент, обнародует законы, издает декреты, утверждает главу прав-ва)

Развитые: семерка: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; малые развитые: Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.

Развивающиеся: 1.наиболее развитые (Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)

2.нефтеэкспортирующие (Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).

3.страны Восточной Европы и республики СССР.

4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.

5.наименее развитые (Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)

Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)

Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. К экономически развитым странам ООН относит все страны Европы, Россию, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. Израиль. После распада СССР, Югославии и Чехословакии число таких стран в Европе увеличилось. Экономически развитые страны можно разделить на четыре группы.

Во-первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада) — на эти страны приходится больше половины мирового валового национального продукта и промышленного производства, а также свыше четверти сельскохозяйственной продукции; ВВП на душу населения в этих странах составляет 10-20 тыс. долларов.

Во-вторых, это менее крупные страны, прежде всего европейские, которые играют важную роль в мировых делах и ВВП на душу населения в большинстве этих стран такой же как в предыдущей группе.

В-третьих, это страны «переселенческого капитализма», представленные бывшими переселенческими колониями (доминионами) Великобритании (например, Австралия).

В-четвертых, это страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), образовавшиеся в конце 1991 г. в результате распада СССР.

на данный момент население планеты достигло уже 6 млрд человек. Численность населения мира росла особенно быстро в XX в. Такое резкое увеличение численности населения получило название «демографического взрыва». Однако его пик уже пройден. Начиная с 70-х годов темпы роста населения мира стали постепенно снижаться, и к настоящему моменту они уменьшились почти вдвое (с 2,1 % до 1,3 % в год).

Ныне более 9/10 прироста приходится на развивающиеся страны, прежде всего Азии и Африки, а на Европейском континенте в течение последних лет отмечается уменьшение абсолютной численности населения.

Воспроизводство населения (естественное движение)— это совокупность процессов рождаемости и смертности, которые обеспечивают постоянное возобновление и смену поколений людей. Если рождаемость превышает смертность, то происходит естественный прирост населения, а если наоборот, то — естественная убыль.

Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости — число родившихся за год на 1000 жителей (%о — промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40-45%», в 1950-1955 гг.— 37,3%, а ныне — 22,6

В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.

Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности — число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока — 40-50 %о, затем началось ее постепенное снижение. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Максимально высоки показатели общей смертности (20-30 %о) в самых бедных странах мира — Сьерра-Леоне, Мали, Эфиопии, Анголе, минимальны (менее 3,0%») — в арабских нефтедобывающих странах (Кувейт, ОАЭ), где очень весома доля рабочих иммигрантов в зрелом возрасте и относительно мала — детей и пожилык лиц.

Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.

Мир продолжает движение к разнообразию интересов. В основе современного полицентризма, идущего на смену геополитического (преимущественно военно-политического и идеологического по сво­ему выражению) противостояния Восток — Запад, лежит прежде всего распадение мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального (на сегодня в зарубежном мире к ним относятся Европейский Союз, НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли, зона «Большой китайской экономики», японоцентристский «ареал» интеграции и, с известным допуском, группа стран АСЕАН, особенно после присоединения к ней такой потенциально мощной державы, как Вьетнам), так и регионального (как АТЭС) уровня.

Не случайно западные исследователи нередко говорят о возрождении после завершения холодной войны феномена «экономического национализма» вопреки всем рациональным сооб­ражениям. Конечно, экономические интересы не только разъединяют, но — в случае их совпадения — и соединяют, максимизируют общую поль­зу, вынуждают идти на переговоры, уступки, более-менее широкоесотрудничество на двусторонней основе и в рамках международных организаций.

Происходит также, как отмечалось, и частичное взаи­мопроникновение экономик различных зон, в том числе в результате встречных потоков инвестиций. Особый случай — создание многочисленных межрегиональных и межзональных объединений.

С одной стороны, они группируют стра­ны, принадлежащие к различным геополитическим зонам, с другой — создают новые линии размежевания (примером подобных структур могут быть объединения по интересам и контринтересам — стран-экспортеров нефти, кофе, производителей и потребителей какао ит. Д.).

В формировании многополярности участвуют и другие геополи­тические факторы. Каждая глобальная экономическая зона (за исключением АСЕАН) составляет также этноцивилизационную либо культурную общность. Такая общность среди прочего означает со­поставимость правовых условий и методов организации экономиче­ской деятельности в странах-партнерах, в то же время она является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономиче­ские рамки (ЕС). Наоборот, тогда, когда общий экономический ин­терес сводит «под одну крышу» представителей разных культур и цивилизаций (трансрегиональные объединения), долгосрочное эко­номическое взаимодействие нередко оказывается затрудненным — вспомним постоянный разброд в стане ОПЕК, периодически доводя­щий это объединение по интересам почти до паралича. (Здесь, види­мо, нельзя все сводить лишь к эгоизму участников, который вряд ли больше, чем, скажем, у европейских или североамериканских госу­дарств).

Не столь отчетливо прослеживается «разделяюще-объединяющее» воздействие религиозного фактора.

Таким образом, развивающаяся на месте биполярной новая поли­центрическая модель международных отношений не будет механи­ческим повторением уже пройденных «мировым сообществом» схем. Скорее, это будет амальгама целого ряда элементов из прежних эпох и новых характеристик, в сумме дающих некое неизвестное до сих пор качество.

Понимание сущности мировой политики как многоаспектного процесса взаимодействия полюсов силы различных уровней позво­ляет определить модернизированную фундаментальную геополити­ку еще и как науку о современной многополярности. (Хотя, конечно, предложенный комплексный подход применим и для анализа геопо­литических ситуаций прошлого). И именно полицентрическая мо­дель показывает образование единого геополитического простран­ства в масштабах всей планеты по аналогии с рынком (как бы ни менялся он в ходе эволюции), формирующим итерированное экономическое пространство.


д\з

Ознакомление с политической картой мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!