Политическое устройство мира
Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политическо-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д. Изменения на политической карте бывают количественные (присоединение к государству вновь открытых земель, а территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п. ) и качественные (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п. ). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к государственному строительству и борьбе за предел сфер влияния.
Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов развития политической карты мира:
1. Древний этап (до 5 века нашей эры) характеризуется формированием и развитием рабовладельческих государств в Китае, Индии, Месопотамии. Многие государства Древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета египетской и греко-римской культур.
2. Средневековый этап (5-16 века). В Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, возникают территориальные претензии, которые приводят к многочисленным военным конфликтам. В это время на карте мира появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия. За пределами Европы наиболее активное государственное строительство имело место в Китае, Индии и Передней Азии. На Американском континенте с этим этапом сопряжен расцвет государств инков и ацтеков.
3. Новый этап (с 16 века до Первой мировой войны 1914 г.). Его начало ассоциируется с эпохой Великих географических открытий, стимулировавших колониальную экспансию европейских государств и вовлечение в систему международного разделения труда обширных территорий Азии, Африки и Америки. В государствах-метрополиях и их колониях возникают и бурно развиваются капиталистические отношения. К концу этого этапа большая часть суши была поделена между крупнейшими колониальными державами Европы, США и Японии.
4. Новейший этап (с 1914 г. и до второй половины 1990-х гг.) связывают с двумя войнами 20 века (Первой мировой (1914-1918) и Второй мировой (1939-1945)), Октябрьской революцией в России (1917), формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда других метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:
1) Появление новых государств - СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.
2) Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе.
В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).
Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
5. Современный этап (с 1990 г. и до наших дней) характеризуется важнейшими событиями, в корне изменившими политическую карту мира. К ним относятся: крушение социалистического лагеря, распад СССР на 15суверенных государств, воссоединение ФРГ и ГДР, распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории новых независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Косово), признание Россией независимости Абхазии (26 августа 2008) и Южной Осетии (28 августа 2008), выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритрея, воссоединение Гонконга с КНР.
В результате серьезных изменений политической карты в последние годы мир из биполярного трансформируется в многополярный. Если до распада СССР в политической и экономической жизни планеты доминировал США и СССР, то сегодня мы уже вправе говорить по крайней мере о пяти основных центрах: США, Западная Европа, Россия, Япония и Китай. Однако перечисленные центры международной политической и экономической жизни планеты весьма не равнозначны по своему потенциалу.
Политическая карта мира – это тематическая карта, отражающая главные политико-тематические изменения: образования новых независимых государств, изменения статуса, слияние и разделение государств, утраты, либо приобретения суверенитета, изменения площади государств, замену их столиц, изменения названий государств и столиц, перемену форм и гос.управления. (252 страны)
Изменения: количественные(изменения кол-ва гос-в, присоединение к гос-ву вновь открытых земель, террит.приобретения, потери после войн, обмен гос-ми участков территории. Объединение или распад гос-в, изменение границ), качественные(приобретение суверенитета, смена форм правления, изменение адм-тер.устройства, образование межгосуд.союзов, изменение полит.режима.
Все страны мира различаются по: 1.по площади территории 2.по численности населения 3.по нац.составу 4.по языковому составу 5.по форме правления 6.по форме адм-тер.устройства 7.по полит.режиму 8.по географ.положению (страны, имеющие выход к морю, полуостровные, островные) 9.по по уровню эконом.развития (развитые, развивающиеся)
Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,
Монархии: абсолютные:Оман, Саудовская Аравия, Катар;Конституционная: Великобритания, Кувейт, Бахрейн, Иордания, Марокко; теократическая: Саудовская Аравия, Ватикан, Бруней; выборная: Ватикан, ОАЭ, Малайзия
Развитые: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.
Развивающиеся: 1.наиболее развитые(Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)2.нефтеэкспортирующие(Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).3.страны Восточной Европы и республики СССР.4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.5.наименее развитые(Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)
Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)
Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории
Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Если в 1900 г. на Земном шаре было всего 55 суверенных государств, то к 2002 г. суверенитетом обладало уже более 190 стран. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы:колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости); территории, фактически владения, не включенные, однако, в перечень ООН, так как, по утверждению управляющих ими государств, они являются: их «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными с ними государствами» и т. п.
Список некоторых несамоуправляющихся территорий на современной политической карте мира:
Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.
Владения Франции: Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника «заморские департаменты» (Карибское море); остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан); о. Кергелен (Индийский океан); «заморские территории»— Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.); о. Новая Каледония (Океания).
Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.).
Владения США: Виргинские острова (Карибское море); Пуэрто-Рико— с 1952 г. государство, «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа— «неинкорпорированная» территория (Океания); военные базы на островах Тихого океана (Гуам, Мидуэй Джонстон и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова — «ассоциированные» с США государства (Океания) и др.
Непризнанные государства — общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (контроль над территорией, система управления, фактический суверенитет), в то же время лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений. Иногда называются, с негативным оттенком, самопровозглашенными государствами.
Гос-ва: Китайская Республика (Тайвань), Косово, Турецкая Республика Северного Кипра, Приднестровье(Молдавия), Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Сомалиленд, Пуантленд, Нортланд)
Форма государственного устройства
отражает административно-территориальное устройство государств. Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.
Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.
Федерация— форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов — в Швейцарии; земель— в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований — в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.
Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов).
Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,
Форма правления характеризует организацию гос.власти, систему высших органов; показывает: 1.как создаются высшие органы власти в гос-ве 2.их структуру 3.какие принципы лежат в основе их взаимодействия 4.как строятся взаимоотношения между верх.властью и рядовыми гражданами 5.в какой мере орг-я органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы граждан страны
Формы правления: Монархия-это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу-монарху(король, султан, герцог, эмир, князь), власть передается по наследству.
Признаки монархии:1.сущ-е единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно 2.наследственный порядок приемственности верх.власти 3.монарх олицетворяет единство нации, приемственность традиций и представляет гос-во на мировой арене 4.юрид.имунитет и независимость монарха
Виды монархий: абсолютная( неограниченная власть монарха, возможно наличие гос.органов власти, но они полностью подотчетны монарху, нет парламента, нет конституц.актов, огран-х власть монарха.(сауд.аравия, оман, катар)); конституционная(власть монарха ограничена конституцией, представлена 2 видами: парламентарная( монарх не обладает властью и выполняет представ функцию, правительство ответственно перед парламентом), дуалистическая(власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодат.области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений(бахрейн, кувейт, марокко, иордания)); теократическая(полит.власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру, нормы религии-главный закон. Бывает христианская(Ватикан), Исламская(Сауд.Аравия, Бруней)); выборная(след.монарх не наследует власть автоматически, а выбирается.(Ватикан, ОАЭ, Малайзия)
Республика-это форма гос.правления, при которой высшая гос.власть осущ-ся коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Бывает президентская и парламентская.
Признаки республики:1.наличие выборного главы гос-ва 2.выборность органов верховной гос.власти на опред.срок. коллегиальный характер правительства 3. Юр.ответственность главы гос-ва 4.разделение полномочий в системе гос.власти
Для президентской харктерны:1.президент-глава гос-ва и прав-ва 2.избирается населением и его представителями на выборах 3.сам-но формирует прав-во и оно ответственно перед ним, а не парламентом 4.наделен полномочиями, позволяющими контролировать деят-ть высш.законодат.органа(право ВЕТО, роспуска парламента) 5.при формировании прав-ва опред-ет круг министров, но затем их кандидаты должны быть утверждены парламентом
Для парламентской характерны:1.верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением 2.президент-глава гос-ва, но не прав-ва 3.прав-во формируется парламентом 4.прав-во ответственно только перед парламентом 5.президент избирается парламентом, либо создается коллегия из депутатов парламента 6.наличие должности премьер-министра, который явл-ся главой прав-ва и лидером правящей партии или коалиции 7.прав-во остается у власти, пока располагает поддержкой парламента 8.президент-верховный главнокомандующий, может распустить парламент, обнародует законы, издает декреты, утверждает главу прав-ва)
Развитые: семерка: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; малые развитые: Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.
Развивающиеся: 1.наиболее развитые (Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)
2.нефтеэкспортирующие (Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).
3.страны Восточной Европы и республики СССР.
4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.
5.наименее развитые (Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)
Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)
Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. К экономически развитым странам ООН относит все страны Европы, Россию, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. Израиль. После распада СССР, Югославии и Чехословакии число таких стран в Европе увеличилось. Экономически развитые страны можно разделить на четыре группы.
Во-первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада) — на эти страны приходится больше половины мирового валового национального продукта и промышленного производства, а также свыше четверти сельскохозяйственной продукции; ВВП на душу населения в этих странах составляет 10-20 тыс. долларов.
Во-вторых, это менее крупные страны, прежде всего европейские, которые играют важную роль в мировых делах и ВВП на душу населения в большинстве этих стран такой же как в предыдущей группе.
В-третьих, это страны «переселенческого капитализма», представленные бывшими переселенческими колониями (доминионами) Великобритании (например, Австралия).
В-четвертых, это страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), образовавшиеся в конце 1991 г. в результате распада СССР.
на данный момент население планеты достигло уже 6 млрд человек. Численность населения мира росла особенно быстро в XX в. Такое резкое увеличение численности населения получило название «демографического взрыва». Однако его пик уже пройден. Начиная с 70-х годов темпы роста населения мира стали постепенно снижаться, и к настоящему моменту они уменьшились почти вдвое (с 2,1 % до 1,3 % в год).
Ныне более 9/10 прироста приходится на развивающиеся страны, прежде всего Азии и Африки, а на Европейском континенте в течение последних лет отмечается уменьшение абсолютной численности населения.
Воспроизводство населения (естественное движение)— это совокупность процессов рождаемости и смертности, которые обеспечивают постоянное возобновление и смену поколений людей. Если рождаемость превышает смертность, то происходит естественный прирост населения, а если наоборот, то — естественная убыль.
Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости — число родившихся за год на 1000 жителей (%о — промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40-45%», в 1950-1955 гг.— 37,3%, а ныне — 22,6
В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.
Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности — число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока — 40-50 %о, затем началось ее постепенное снижение. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Максимально высоки показатели общей смертности (20-30 %о) в самых бедных странах мира — Сьерра-Леоне, Мали, Эфиопии, Анголе, минимальны (менее 3,0%») — в арабских нефтедобывающих странах (Кувейт, ОАЭ), где очень весома доля рабочих иммигрантов в зрелом возрасте и относительно мала — детей и пожилык лиц.
Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.
Мир продолжает движение к разнообразию интересов. В основе современного полицентризма, идущего на смену геополитического (преимущественно военно-политического и идеологического по своему выражению) противостояния Восток — Запад, лежит прежде всего распадение мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального (на сегодня в зарубежном мире к ним относятся Европейский Союз, НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли, зона «Большой китайской экономики», японоцентристский «ареал» интеграции и, с известным допуском, группа стран АСЕАН, особенно после присоединения к ней такой потенциально мощной державы, как Вьетнам), так и регионального (как АТЭС) уровня.
Не случайно западные исследователи нередко говорят о возрождении после завершения холодной войны феномена «экономического национализма» вопреки всем рациональным соображениям. Конечно, экономические интересы не только разъединяют, но — в случае их совпадения — и соединяют, максимизируют общую пользу, вынуждают идти на переговоры, уступки, более-менее широкоесотрудничество на двусторонней основе и в рамках международных организаций.
Происходит также, как отмечалось, и частичное взаимопроникновение экономик различных зон, в том числе в результате встречных потоков инвестиций. Особый случай — создание многочисленных межрегиональных и межзональных объединений.
С одной стороны, они группируют страны, принадлежащие к различным геополитическим зонам, с другой — создают новые линии размежевания (примером подобных структур могут быть объединения по интересам и контринтересам — стран-экспортеров нефти, кофе, производителей и потребителей какао ит. Д.).
В формировании многополярности участвуют и другие геополитические факторы. Каждая глобальная экономическая зона (за исключением АСЕАН) составляет также этноцивилизационную либо культурную общность. Такая общность среди прочего означает сопоставимость правовых условий и методов организации экономической деятельности в странах-партнерах, в то же время она является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономические рамки (ЕС). Наоборот, тогда, когда общий экономический интерес сводит «под одну крышу» представителей разных культур и цивилизаций (трансрегиональные объединения), долгосрочное экономическое взаимодействие нередко оказывается затрудненным — вспомним постоянный разброд в стане ОПЕК, периодически доводящий это объединение по интересам почти до паралича. (Здесь, видимо, нельзя все сводить лишь к эгоизму участников, который вряд ли больше, чем, скажем, у европейских или североамериканских государств).
Не столь отчетливо прослеживается «разделяюще-объединяющее» воздействие религиозного фактора.
Таким образом, развивающаяся на месте биполярной новая полицентрическая модель международных отношений не будет механическим повторением уже пройденных «мировым сообществом» схем. Скорее, это будет амальгама целого ряда элементов из прежних эпох и новых характеристик, в сумме дающих некое неизвестное до сих пор качество.
Понимание сущности мировой политики как многоаспектного процесса взаимодействия полюсов силы различных уровней позволяет определить модернизированную фундаментальную геополитику еще и как науку о современной многополярности. (Хотя, конечно, предложенный комплексный подход применим и для анализа геополитических ситуаций прошлого). И именно полицентрическая модель показывает образование единого геополитического пространства в масштабах всей планеты по аналогии с рынком (как бы ни менялся он в ходе эволюции), формирующим итерированное экономическое пространство.
д\з
Ознакомление с политической картой мира.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
Просмотр содержимого документа
«Политическое устройство мира»
Политическое устройство мира
Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политическо-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д. Изменения на политической карте бывают количественные (присоединение к государству вновь открытых земель, а территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п. ) и качественные (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п. ). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к государственному строительству и борьбе за предел сфер влияния.
Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов развития политической карты мира:
1. Древний этап (до 5 века нашей эры) характеризуется формированием и развитием рабовладельческих государств в Китае, Индии, Месопотамии. Многие государства Древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета египетской и греко-римской культур.
2. Средневековый этап (5-16 века). В Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, возникают территориальные претензии, которые приводят к многочисленным военным конфликтам. В это время на карте мира появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия. За пределами Европы наиболее активное государственное строительство имело место в Китае, Индии и Передней Азии. На Американском континенте с этим этапом сопряжен расцвет государств инков и ацтеков.
3. Новый этап (с 16 века до Первой мировой войны 1914 г.). Его начало ассоциируется с эпохой Великих географических открытий, стимулировавших колониальную экспансию европейских государств и вовлечение в систему международного разделения труда обширных территорий Азии, Африки и Америки. В государствах-метрополиях и их колониях возникают и бурно развиваются капиталистические отношения. К концу этого этапа большая часть суши была поделена между крупнейшими колониальными державами Европы, США и Японии.
4. Новейший этап (с 1914 г. и до второй половины 1990-х гг.) связывают с двумя войнами 20 века (Первой мировой (1914-1918) и Второй мировой (1939-1945)), Октябрьской революцией в России (1917), формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда других метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:
1) Появление новых государств - СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.
2) Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе.
В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).
Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
5. Современный этап (с 1990 г. и до наших дней) характеризуется важнейшими событиями, в корне изменившими политическую карту мира. К ним относятся: крушение социалистического лагеря, распад СССР на 15суверенных государств, воссоединение ФРГ и ГДР, распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории новых независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Косово), признание Россией независимости Абхазии (26 августа 2008) и Южной Осетии (28 августа 2008), выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритрея, воссоединение Гонконга с КНР.
В результате серьезных изменений политической карты в последние годы мир из биполярного трансформируется в многополярный. Если до распада СССР в политической и экономической жизни планеты доминировал США и СССР, то сегодня мы уже вправе говорить по крайней мере о пяти основных центрах: США, Западная Европа, Россия, Япония и Китай. Однако перечисленные центры международной политической и экономической жизни планеты весьма не равнозначны по своему потенциалу.
Политическая карта мира – это тематическая карта, отражающая главные политико-тематические изменения: образования новых независимых государств, изменения статуса, слияние и разделение государств, утраты, либо приобретения суверенитета, изменения площади государств, замену их столиц, изменения названий государств и столиц, перемену форм и гос.управления. (252 страны)
Изменения: количественные(изменения кол-ва гос-в, присоединение к гос-ву вновь открытых земель, террит.приобретения, потери после войн, обмен гос-ми участков территории. Объединение или распад гос-в, изменение границ), качественные(приобретение суверенитета, смена форм правления, изменение адм-тер.устройства, образование межгосуд.союзов, изменение полит.режима.
Все страны мира различаются по: 1.по площади территории 2.по численности населения 3.по нац.составу 4.по языковому составу 5.по форме правления 6.по форме адм-тер.устройства 7.по полит.режиму 8.по географ.положению (страны, имеющие выход к морю, полуостровные, островные) 9.по по уровню эконом.развития (развитые, развивающиеся)
Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,
Монархии: абсолютные:Оман, Саудовская Аравия, Катар;Конституционная: Великобритания, Кувейт, Бахрейн, Иордания, Марокко; теократическая: Саудовская Аравия, Ватикан, Бруней; выборная: Ватикан, ОАЭ, Малайзия
Развитые: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.
Развивающиеся: 1.наиболее развитые(Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)2.нефтеэкспортирующие(Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).3.страны Восточной Европы и республики СССР.4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.5.наименее развитые(Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)
Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)
Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории
Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Если в 1900 г. на Земном шаре было всего 55 суверенных государств, то к 2002 г. суверенитетом обладало уже более 190 стран. Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно условно разделить на две группы:колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости); территории, фактически владения, не включенные, однако, в перечень ООН, так как, по утверждению управляющих ими государств, они являются: их «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными с ними государствами» и т. п.
Список некоторых несамоуправляющихся территорий на современной политической карте мира:
Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.
Владения Франции: Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника «заморские департаменты» (Карибское море); остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан); о. Кергелен (Индийский океан); «заморские территории»— Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.); о. Новая Каледония (Океания).
Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.).
Владения США: Виргинские острова (Карибское море); Пуэрто-Рико— с 1952 г. государство, «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа— «неинкорпорированная» территория (Океания); военные базы на островах Тихого океана (Гуам, Мидуэй Джонстон и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова — «ассоциированные» с США государства (Океания) и др.
Непризнанные государства — общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (контроль над территорией, система управления, фактический суверенитет), в то же время лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений. Иногда называются, с негативным оттенком, самопровозглашенными государствами.
Гос-ва: Китайская Республика (Тайвань), Косово, Турецкая Республика Северного Кипра, Приднестровье(Молдавия), Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Сомалиленд, Пуантленд, Нортланд)
Форма государственного устройства
отражает административно-территориальное устройство государств. Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.
Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.
Федерация— форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов — в Швейцарии; земель— в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований — в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.
Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов).
Федерации: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, РФ, Швейцария, Индия, Ирак, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Судан, Танзания, Аргентина, Канада, Венесуэла, США, Мексика, Бразилия, Австралия,
Форма правления характеризует организацию гос.власти, систему высших органов; показывает: 1.как создаются высшие органы власти в гос-ве 2.их структуру 3.какие принципы лежат в основе их взаимодействия 4.как строятся взаимоотношения между верх.властью и рядовыми гражданами 5.в какой мере орг-я органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы граждан страны
Формы правления: Монархия-это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу-монарху(король, султан, герцог, эмир, князь), власть передается по наследству.
Признаки монархии:1.сущ-е единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно 2.наследственный порядок приемственности верх.власти 3.монарх олицетворяет единство нации, приемственность традиций и представляет гос-во на мировой арене 4.юрид.имунитет и независимость монарха
Виды монархий: абсолютная( неограниченная власть монарха, возможно наличие гос.органов власти, но они полностью подотчетны монарху, нет парламента, нет конституц.актов, огран-х власть монарха.(сауд.аравия, оман, катар)); конституционная(власть монарха ограничена конституцией, представлена 2 видами: парламентарная( монарх не обладает властью и выполняет представ функцию, правительство ответственно перед парламентом), дуалистическая(власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодат.области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений(бахрейн, кувейт, марокко, иордания)); теократическая(полит.власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру, нормы религии-главный закон. Бывает христианская(Ватикан), Исламская(Сауд.Аравия, Бруней)); выборная(след.монарх не наследует власть автоматически, а выбирается.(Ватикан, ОАЭ, Малайзия)
Республика-это форма гос.правления, при которой высшая гос.власть осущ-ся коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Бывает президентская и парламентская.
Признаки республики:1.наличие выборного главы гос-ва 2.выборность органов верховной гос.власти на опред.срок. коллегиальный характер правительства 3. Юр.ответственность главы гос-ва 4.разделение полномочий в системе гос.власти
Для президентской харктерны:1.президент-глава гос-ва и прав-ва 2.избирается населением и его представителями на выборах 3.сам-но формирует прав-во и оно ответственно перед ним, а не парламентом 4.наделен полномочиями, позволяющими контролировать деят-ть высш.законодат.органа(право ВЕТО, роспуска парламента) 5.при формировании прав-ва опред-ет круг министров, но затем их кандидаты должны быть утверждены парламентом
Для парламентской характерны:1.верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением 2.президент-глава гос-ва, но не прав-ва 3.прав-во формируется парламентом 4.прав-во ответственно только перед парламентом 5.президент избирается парламентом, либо создается коллегия из депутатов парламента 6.наличие должности премьер-министра, который явл-ся главой прав-ва и лидером правящей партии или коалиции 7.прав-во остается у власти, пока располагает поддержкой парламента 8.президент-верховный главнокомандующий, может распустить парламент, обнародует законы, издает декреты, утверждает главу прав-ва)
Развитые: семерка: США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания; малые развитые: Швейцария, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Греция, Лихтенштейн, Ирландия.
Развивающиеся: 1.наиболее развитые (Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина)
2.нефтеэкспортирующие (Катар, Бахрейн, ОАЭ, Иран, Ирак).
3.страны Восточной Европы и республики СССР.
4.Страны Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки.
5.наименее развитые (Афганистан, Бангладеш, ЦАР, Чад, Гаити)
Показатели: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала): средняя продолжительность жизни, уровень грамотности, уровень жизни); ППС(обменный курс валют);ВВП на душу населения)
Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. К экономически развитым странам ООН относит все страны Европы, Россию, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. Израиль. После распада СССР, Югославии и Чехословакии число таких стран в Европе увеличилось. Экономически развитые страны можно разделить на четыре группы.
Во-первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада) — на эти страны приходится больше половины мирового валового национального продукта и промышленного производства, а также свыше четверти сельскохозяйственной продукции; ВВП на душу населения в этих странах составляет 10-20 тыс. долларов.
Во-вторых, это менее крупные страны, прежде всего европейские, которые играют важную роль в мировых делах и ВВП на душу населения в большинстве этих стран такой же как в предыдущей группе.
В-третьих, это страны «переселенческого капитализма», представленные бывшими переселенческими колониями (доминионами) Великобритании (например, Австралия).
В-четвертых, это страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), образовавшиеся в конце 1991 г. в результате распада СССР.
на данный момент население планеты достигло уже 6 млрд человек. Численность населения мира росла особенно быстро в XX в. Такое резкое увеличение численности населения получило название «демографического взрыва». Однако его пик уже пройден. Начиная с 70-х годов темпы роста населения мира стали постепенно снижаться, и к настоящему моменту они уменьшились почти вдвое (с 2,1 % до 1,3 % в год).
Ныне более 9/10 прироста приходится на развивающиеся страны, прежде всего Азии и Африки, а на Европейском континенте в течение последних лет отмечается уменьшение абсолютной численности населения.
Воспроизводство населения (естественное движение)— это совокупность процессов рождаемости и смертности, которые обеспечивают постоянное возобновление и смену поколений людей. Если рождаемость превышает смертность, то происходит естественный прирост населения, а если наоборот, то — естественная убыль.
Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости — число родившихся за год на 1000 жителей (%о — промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40-45%», в 1950-1955 гг.— 37,3%, а ныне — 22,6
В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.
Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности — число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока — 40-50 %о, затем началось ее постепенное снижение. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Максимально высоки показатели общей смертности (20-30 %о) в самых бедных странах мира — Сьерра-Леоне, Мали, Эфиопии, Анголе, минимальны (менее 3,0%») — в арабских нефтедобывающих странах (Кувейт, ОАЭ), где очень весома доля рабочих иммигрантов в зрелом возрасте и относительно мала — детей и пожилык лиц.
Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.
Мир продолжает движение к разнообразию интересов. В основе современного полицентризма, идущего на смену геополитического (преимущественно военно-политического и идеологического по своему выражению) противостояния Восток — Запад, лежит прежде всего распадение мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального (на сегодня в зарубежном мире к ним относятся Европейский Союз, НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли, зона «Большой китайской экономики», японоцентристский «ареал» интеграции и, с известным допуском, группа стран АСЕАН, особенно после присоединения к ней такой потенциально мощной державы, как Вьетнам), так и регионального (как АТЭС) уровня.
Не случайно западные исследователи нередко говорят о возрождении после завершения холодной войны феномена «экономического национализма» вопреки всем рациональным соображениям. Конечно, экономические интересы не только разъединяют, но — в случае их совпадения — и соединяют, максимизируют общую пользу, вынуждают идти на переговоры, уступки, более-менее широкоесотрудничество на двусторонней основе и в рамках международных организаций.
Происходит также, как отмечалось, и частичное взаимопроникновение экономик различных зон, в том числе в результате встречных потоков инвестиций. Особый случай — создание многочисленных межрегиональных и межзональных объединений.
С одной стороны, они группируют страны, принадлежащие к различным геополитическим зонам, с другой — создают новые линии размежевания (примером подобных структур могут быть объединения по интересам и контринтересам — стран-экспортеров нефти, кофе, производителей и потребителей какао ит. Д.).
В формировании многополярности участвуют и другие геополитические факторы. Каждая глобальная экономическая зона (за исключением АСЕАН) составляет также этноцивилизационную либо культурную общность. Такая общность среди прочего означает сопоставимость правовых условий и методов организации экономической деятельности в странах-партнерах, в то же время она является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономические рамки (ЕС). Наоборот, тогда, когда общий экономический интерес сводит «под одну крышу» представителей разных культур и цивилизаций (трансрегиональные объединения), долгосрочное экономическое взаимодействие нередко оказывается затрудненным — вспомним постоянный разброд в стане ОПЕК, периодически доводящий это объединение по интересам почти до паралича. (Здесь, видимо, нельзя все сводить лишь к эгоизму участников, который вряд ли больше, чем, скажем, у европейских или североамериканских государств).
Не столь отчетливо прослеживается «разделяюще-объединяющее» воздействие религиозного фактора.
Таким образом, развивающаяся на месте биполярной новая полицентрическая модель международных отношений не будет механическим повторением уже пройденных «мировым сообществом» схем. Скорее, это будет амальгама целого ряда элементов из прежних эпох и новых характеристик, в сумме дающих некое неизвестное до сих пор качество.
Понимание сущности мировой политики как многоаспектного процесса взаимодействия полюсов силы различных уровней позволяет определить модернизированную фундаментальную геополитику еще и как науку о современной многополярности. (Хотя, конечно, предложенный комплексный подход применим и для анализа геополитических ситуаций прошлого). И именно полицентрическая модель показывает образование единого геополитического пространства в масштабах всей планеты по аналогии с рынком (как бы ни менялся он в ходе эволюции), формирующим итерированное экономическое пространство.
д\з
Ознакомление с политической картой мира.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.