СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Взаимодействие ДОУ с семьей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие ДОУ с семьей"»

Взаимодействие ДОУ с семьей   Материал подготовила Педагог-психолог Масловой Н.Н.

Взаимодействие ДОУ с семьей

Материал подготовила

Педагог-психолог

Масловой Н.Н.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста . Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью , развиваются процессы кризисных явлений  в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска» , которые нуждаются в особой  поддержке.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста . Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью , развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей.

В связи с таким положением появился термин

«семьи группы риска» , которые нуждаются в особой

поддержке.

Проблема Объект Предмет определение методов и форм эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями методы и формы семья как система Цель: выявление методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с «семьями группы риска»

Проблема

Объект

Предмет

определение методов и форм эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями

методы и формы

семья как система

Цель:

выявление методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с «семьями группы риска»

задачи дать характеристику семье как педагогической системе;  выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями;  охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.

задачи

  • дать характеристику семье как педагогической системе;
  • выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями;
  • охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов

Сущность понятия « Семья »   Юридическое понятие Социологическое понятие «Семья – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание  в семье» «Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения»  ( Харчев А.Г. российский социолог  )

Сущность понятия « Семья »

Юридическое понятие

Социологическое понятие

«Семья – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание

в семье»

«Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения»

( Харчев А.Г.

российский социолог )

«семья социального риска» - семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов  (Л. М. Шипицына ректор Института  специальной педагогики  и психологии )

«семья социального риска»

- семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов

(Л. М. Шипицына

ректор Института

специальной педагогики

и психологии )

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека; семья влияет на формирование психологического пола ребенка

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека

  • семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
  • семья влияет на формирование психологического пола ребенка
семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность семья имеет важное значение  в овладении человеком социальных  норм, определяющих  исполнение  им семейных ролей
  • семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность
  • семья имеет важное значение

в овладении человеком социальных

норм, определяющих

исполнение

им семейных ролей

в семье формируются  фундаментальные ценностные  ориентации человека семья играет большую роль в процессе социальной адаптации человека
  • в семье формируются

фундаментальные ценностные

ориентации человека

  • семья играет большую роль в процессе социальной адаптации человека
Условная классификация современных родителей  Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим хороший присмотр и  уход за ребенком; полноценное развитие; оздоровление; обучение и воспитание; организация интересного досуга  Задача педагога – организовать, так  называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)

Условная классификация современных родителей

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим

  • хороший присмотр и

уход за ребенком;

  • полноценное развитие;
  • оздоровление;
  • обучение и воспитание;
  • организация интересного досуга

Задача педагога – организовать, так

называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)

 Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками  не хотят лишать ребенка: полноценного общения;  игр со сверстниками;  развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками

не хотят лишать ребенка:

  • полноценного общения;
  • игр со сверстниками;
  • развития и обучения.

Задача педагогов – не допустить,

чтобы эта родительская группа

осталась на позиции пассивного

наблюдателя, активизировать их

педагогические умения,

вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами  ждут от детского сада: интересного общения со сверстниками;  получения навыков поведения в коллективе; соблюдения правильного режима дня;  обучения и развития Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами

ждут от детского сада:

  • интересного общения со сверстниками;
  • получения навыков поведения в коллективе;
  • соблюдения правильного режима дня;
  • обучения и развития

Задача воспитателя – выделить из этой

родительской группы энергичных мам,

которые станут членами родительских

комитетов и активными помощниками

воспитателей. На эту родительскую

группу воспитателю необходимо

опираться в подготовке родительских

собраний, проведении праздников,

конкурсов, выставок и т.п.

В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ

В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ

Формы общения педагога с родителями в ДОУ традиционные индивидуальные наглядно-информационные коллективные аудио-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. педагогические беседы с родителями

Формы общения педагога с родителями в ДОУ

традиционные

индивидуальные

наглядно-информационные

коллективные

аудио-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки

групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

педагогические беседы с родителями

Нетрадиционные формы общения с родителями  Автор Т.В. Кротова  (преподаватель факультета дошкольной педагогики МПГУ) Наименование Цель использования этой формы Информационно-аналитические Формы проведения общения Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Досуговые Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Нетрадиционные формы общения с родителями Автор Т.В. Кротова (преподаватель факультета дошкольной педагогики МПГУ)

Наименование

Цель использования этой формы

Информационно-аналитические

Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Досуговые

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Наглядно-информационные:

  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей

о том, как ребенок провел

день, чему научился,

каких успехов достиг.

Принципы взаимодействия педагога с родителями Доброжелательный стиль общения. Индивидуальный подход. Сотрудничество, а не наставничество Тщательная подготовка Динамичность

Принципы взаимодействия педагога с родителями

  • Доброжелательный стиль общения.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не наставничество
  • Тщательная подготовка
  • Динамичность
Система работы с родителями Блоки Основные задачи Педагогическое просвещение родителей Формы Повышение педагогической грамотности родителей Включение родителей в деятельность ДОУ Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.

Система работы с родителями

Блоки

Основные задачи

Педагогическое просвещение родителей

Формы

Повышение педагогической грамотности родителей

Включение родителей в деятельность ДОУ

Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения

Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.

 Причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей недостаточное знание специфики семейного воспитания; неумение анализировать  уровень педагогической  культуры родителей  и особенности воспитания детей;  неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей

  • недостаточное знание специфики семейного воспитания;
  • неумение анализировать

уровень педагогической

культуры родителей

и особенности воспитания детей;

  • неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Включение родителей в деятельность ДОУ  Участие их в: организации образовательного процесса; создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом; организации современной социально – развивающей среды в группах; оказания дополнительных услуг; разработке планирования разных видов на всех уровнях: общедошкольных планов; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности детей; разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми; привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

Включение родителей в деятельность ДОУ

Участие их в:

  • организации образовательного процесса;
  • создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной социально – развивающей среды в группах;
  • оказания дополнительных услуг;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях:
  • общедошкольных планов;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • совместной деятельности детей;
  • разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
  • привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Заключение    Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта . Здесь он  находит примеры для подражания  и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение ,  то должны решать эту проблему  «всем миром» : детский сад, семья,  общественность.

Заключение

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта . Здесь он

находит примеры для подражания

и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение ,

то должны решать эту проблему

«всем миром» : детский сад, семья,

общественность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей