СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Технология КТД в воспитании"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, группы, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Технология КТД в воспитании"»


Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение„Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
















Технология коллективного творческого воспитания

И.П.Иванова











Выполнила: воспитатель 4 группы

Перминова Е.В.



Орлов, 2021

Технология коллективного творческого воспитания

И.П.Иванова

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности:

целеполагание,

планирование,

реализация цели,

анализ результатов.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).

Не всякое коллективное дело является КТД.

Отличительными признаками КТД могут стать:

· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

· его социальный характер (для кого это нужно?),

· высокая мотивация создателей.



КТД - форма работы, которая направлена на:

· развитие творческих способностей;

· развитие интеллектуальных способностей;

· реализацию коммуникационных потребностей;

· обучение правилам и формам совместной работы.

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому.

Для примера, возьмем мотивы воспитанников СУВУ для реализации поставленной перед ними задачи:

- Потребность в коммуникации (не у всех воспитанников развиты коммуникативные навыки, некоторые замкнуты. И именно, выполняя какое-то общее дело, они могут раскрепоститься, общаться),

- Выполнение данного КТД, для того, что бы принять участие в других делах группы,

- Желание выиграть (дух соревнования присущ многим воспитанникам),

- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных),

- Осознание социальной роли КТД (необходимости, важности данного КТД для других людей).

Чтобы достичь педагогического успеха коллективного творческого дела необходимо выполнять (соблюдать) ряд условий.

Первое условие - общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу.

Второе условие - товарищество. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.

Четвертое условие - единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Пятое условие - творчество, а не шаблон. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

Основные виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные.

Стадии коллективного творческого дела (КТД).

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа воспитателя (1 стадия)

-Для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь? - Как подключить детей, педагогов? Кому быть организатором?

Нацеливающие воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ - размышление, убеждение на собственном опыте.

Коллективное планирование

(2 стадия)

- Какие дела проведем? - На пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить?

обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием. Выборы «совета дела» и др.

Подготовка дела

(3 стадия)

- Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?

Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела.

Проведение дела

(4 стадия)

- Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха'' - Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-гуманистические КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы, эстафеты, конкурсы, смотры, проекты, соревнования.

Подведение итогов

(5 стадия)

- Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Похвала, поддержка, побуждение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

Ближайшие последствия (6 стадия)

- Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения?

Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь




Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем: Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Вторая стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела. Третья стадия - коллективная подготовка. Творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного. Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия, в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Примеры КТД, проведенные в 4 группе.

Возраст воспитанников 16-18 лет.

Мероприятие

(название, дата, цель и задачи, форма проведения)

Описание работы коллектива

Тема: «Труженики тыла. Все для фронта - все для Победы!»

Дата проведения: 26. 04. 2020 г.

Форма проведения: выступление

Цель: сформировать патриотические чувства и сознание обучающихся на основе исторических ценностей, роли России и граждан в судьбе мира.

Расширить представление обучающихся о великой роли тружеников тыла для фронта, для Красной армии, для победы.

Задачи:

  1. Воспитать чувство восхищения, гордости, сострадания, милосердия и уважения к труженикам тыла;

  2. Способствовать развитию чувства гордости за свою страну сопричастности поколений к истории отечества;

  3. Сформировать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту страны.


Данное мероприятие проводилось в рамках недели, посвященной патриотическому воспитанию. Каждая группа готовила выступление на заданную тему.

Воспитанники 4 группы провели подготовку, и проведение данного мероприятия с помощью технологии КТД. Прошли все стадии КТД.

В результате были задействованы все воспитанники группы, был позитивный настрой.

Для реализации вышеперечисленных целей и задач, заранее была сформулирована тема выступления, для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону обучающихся была составлена презентация со звуковым сопровождением, подготовлен видео материал, отобраны и распределены стихотворения, подготовлен раздаточный материал.

Во время мероприятия обучающиеся подошли серьезно к теме выступления. Дети и педагоги с большим интересом и вниманием слушали выступающих.

Поставленные цели и задачи были достигнуты. В конце все участники почтили память павших на войне Минутой молчания.

Данное мероприятие стимулировало у обучающихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта, внимание к ветеранам, труженикам тыла. Мероприятие имело большое познавательное и воспитательное значение.

Тема: Есть такая профессия – «Сварщик»

Дата проведения: 07. 02. 2021 г.

Форма проведения: выступление, беседа

Цели мероприятия: познакомить обучающихся с профессией «Сварщик». Развитие познавательного интереса обучающихся, логического мышления путём систематизации фактов, наблюдательности, познавательной активности, умений делать выводы, развитие речи.

Задачи мероприятия:

- Повысить интерес к получению профессии «Сварщик»;

- Формировать умения публичного выступления;

- Воспитывать уважение к людям труда;

- Познакомить с плюсами и минусами профессии «Сварщик» на примере личного опыта приглашенного гостя.

 Методы: словесный, обсуждение, интервью.

Мероприятие проводилось в рамках месячника мужества, посвященного разным нужным, опасным профессиям.

Во время мероприятия обучающие участвовали активно. С удовольствием задавали вопросы приглашенному гостю. Общение было свободным и непринужденным. Обучающие примерили костюм сварщика, сфотографировались. Мероприятие прошло очень интересно, активно и в дружественной обстановке. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Психологическая атмосфера на мероприятии была доброжелательной.


Я считаю, что групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, группы, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!