Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение„Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Технология коллективного творческого воспитания
И.П.Иванова
Выполнила: воспитатель 4 группы
Перминова Е.В.
Орлов, 2021
Технология коллективного творческого воспитания
И.П.Иванова
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности:
целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ результатов.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).
Не всякое коллективное дело является КТД.
Отличительными признаками КТД могут стать:
· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
· его социальный характер (для кого это нужно?),
· высокая мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
· развитие творческих способностей;
· развитие интеллектуальных способностей;
· реализацию коммуникационных потребностей;
· обучение правилам и формам совместной работы.
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому.
Для примера, возьмем мотивы воспитанников СУВУ для реализации поставленной перед ними задачи:
- Потребность в коммуникации (не у всех воспитанников развиты коммуникативные навыки, некоторые замкнуты. И именно, выполняя какое-то общее дело, они могут раскрепоститься, общаться),
- Выполнение данного КТД, для того, что бы принять участие в других делах группы,
- Желание выиграть (дух соревнования присущ многим воспитанникам),
- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных),
- Осознание социальной роли КТД (необходимости, важности данного КТД для других людей).
Чтобы достичь педагогического успеха коллективного творческого дела необходимо выполнять (соблюдать) ряд условий.
Первое условие - общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу.
Второе условие - товарищество. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.
Третье условие - единство мыслей и действий, воли чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.
Четвертое условие - единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.
Пятое условие - творчество, а не шаблон. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.
Основные виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные.
Стадии коллективного творческого дела (КТД).
Стадии | Педагогическое целеполагание | Методы, формы деятельности коллектива |
Предварительная работа воспитателя (1 стадия) | -Для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь? - Как подключить детей, педагогов? Кому быть организатором? | Нацеливающие воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ - размышление, убеждение на собственном опыте. |
Коллективное планирование (2 стадия) | - Какие дела проведем? - На пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить? | обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием. Выборы «совета дела» и др. |
Подготовка дела (3 стадия) | - Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? | Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела. |
Проведение дела (4 стадия) | - Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха'' - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? | Общественно-гуманистические КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы, эстафеты, конкурсы, смотры, проекты, соревнования. |
Подведение итогов (5 стадия) | - Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Товарищеский разбор. Похвала, поддержка, побуждение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. |
Ближайшие последствия (6 стадия) | - Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения? | Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь |
| | |
Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем: Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Вторая стадия - коллективное планирование; микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела. Третья стадия - коллективная подготовка. Творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного. Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия, в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.
Примеры КТД, проведенные в 4 группе.
Возраст воспитанников 16-18 лет.
Мероприятие (название, дата, цель и задачи, форма проведения) | Описание работы коллектива |
Тема: «Труженики тыла. Все для фронта - все для Победы!» Дата проведения: 26. 04. 2020 г. Форма проведения: выступление Цель: сформировать патриотические чувства и сознание обучающихся на основе исторических ценностей, роли России и граждан в судьбе мира. Расширить представление обучающихся о великой роли тружеников тыла для фронта, для Красной армии, для победы. Задачи: Воспитать чувство восхищения, гордости, сострадания, милосердия и уважения к труженикам тыла; Способствовать развитию чувства гордости за свою страну сопричастности поколений к истории отечества; Сформировать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту страны. | Данное мероприятие проводилось в рамках недели, посвященной патриотическому воспитанию. Каждая группа готовила выступление на заданную тему. Воспитанники 4 группы провели подготовку, и проведение данного мероприятия с помощью технологии КТД. Прошли все стадии КТД. В результате были задействованы все воспитанники группы, был позитивный настрой. Для реализации вышеперечисленных целей и задач, заранее была сформулирована тема выступления, для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону обучающихся была составлена презентация со звуковым сопровождением, подготовлен видео материал, отобраны и распределены стихотворения, подготовлен раздаточный материал. Во время мероприятия обучающиеся подошли серьезно к теме выступления. Дети и педагоги с большим интересом и вниманием слушали выступающих. Поставленные цели и задачи были достигнуты. В конце все участники почтили память павших на войне Минутой молчания. Данное мероприятие стимулировало у обучающихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта, внимание к ветеранам, труженикам тыла. Мероприятие имело большое познавательное и воспитательное значение. |
Тема: Есть такая профессия – «Сварщик» Дата проведения: 07. 02. 2021 г. Форма проведения: выступление, беседа Цели мероприятия: познакомить обучающихся с профессией «Сварщик». Развитие познавательного интереса обучающихся, логического мышления путём систематизации фактов, наблюдательности, познавательной активности, умений делать выводы, развитие речи. Задачи мероприятия: - Повысить интерес к получению профессии «Сварщик»; - Формировать умения публичного выступления; - Воспитывать уважение к людям труда; - Познакомить с плюсами и минусами профессии «Сварщик» на примере личного опыта приглашенного гостя. Методы: словесный, обсуждение, интервью. | Мероприятие проводилось в рамках месячника мужества, посвященного разным нужным, опасным профессиям. Во время мероприятия обучающие участвовали активно. С удовольствием задавали вопросы приглашенному гостю. Общение было свободным и непринужденным. Обучающие примерили костюм сварщика, сфотографировались. Мероприятие прошло очень интересно, активно и в дружественной обстановке. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Психологическая атмосфера на мероприятии была доброжелательной. |
Я считаю, что групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, группы, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.