СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме: «Повышение учебной мотивации средствами игровых технологий»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме:

«Повышение учебной мотивации средствами игровых технологий»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме: «Повышение учебной мотивации средствами игровых технологий»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»



Ашакова Олеся Александровна,

учитель истории


Выступление на конференции по теме:

«Повышение учебной мотивации средствами игровых технологий»


Повышение мотивации школьников к изучению истории через игровые технологии. (1 слайд)

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах». А. Гин (слайд 2)

В современном российском обществе поток информации все более усиливается. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине это вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации. (слайд 3)

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка.(слайд 4)

1. Организационный момент.

Учитель должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее анонсирование темы. Например: Тема-вопрос. Зашифрованная тема. Прежде, чем сформулировать тему, учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий активную лексику, пословицу, афоризм. Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда. Самостоятельно сформулированная тема. Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов. Тема-противоречие позволяет задать проблемную ситуацию. Ребятам предлагается провести мини-исследование и решить данное противоречие, чтобы выбрать правильный вариант. Тема в стихах. Тема-афоризм или цитата позволяют познакомиться учащимся с мировым культурным наследием, расширить свой кругозор, побуждают к активной мыслительной деятельности. (слайд 5)

2. Познавательные игры на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Можно включать элементы игры в любую часть урока.

Игровые формы обучения достаточно широко применяются учителями, особенно преподающими в 5-6 классах. И этот выбор обусловлен многими факторами: игра - один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, особенно в детстве, когда познание мира идет в основном через игру. Любая игра должна работать на решение основной учебной задачи урока. Познавательные игры должны использоваться в сочетании с другими, более традиционными формами обучения. При подготовке игры учитель должен учитывать те требования, которые выдвигает методика:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. 2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции. Цель игры должна быть достижимой. Используемое оформление урока - красочным и разнообразным. 3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, это приучает ребят к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную деятельность. 4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся. (слайд 6)

Как правило, в ходе игровой деятельности даже ученики не принимающие, в большинстве случаев, активного участия в ходе урока, желающие получить знание в готовом виде с удовольствием включаются в процесс поиска информации и ответов. Существуют игры, само содержание которых активизирует деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету. К ним можно отнести сюжетные игры, игры-путешествия, ролевые игры, викторины. (слайд 7)

А. Игра - путешествие.

Учащимся 5 класса было предложено совершить «Путешествие на Олимп», в «Город богини Афины». Ребятам 6 класса - «Путешествие в средневековую Европу» и др.

Б. Ролевая игра.

Ролевая игра - одно из важных средств первичной социализации ребенка, позволяющие не только овладеть определенным этикетом и навыками поведения, но и через процесс воспроизведения тех или иных исторических событий помочь учащимся сделать определенные выводы и создать образное представление о истории.

На уроке "Возникновение средневековых городов" в 6 классе для введения новой темы учащимся предлагается рассказ от первого лица: (встреча крестьянина и ремесленника)

Далее учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что привело к возникновению средневековых городов? 2. Где, чаще всего, возникали города? 3. Кто селился в городах? 4. Какие опасности подстерегали горожан?

В качестве одного из домашних заданий учащихся готовят небольшие сообщения о средневековых городах Европы.

В. Урок – турнир. В качестве заключительного урока по теме «Культура и быт России в XVII в.» учащиеся разделились на 2 команды для участия в викторине. Команды отгадывали загадки о продуктах питания, выбирали из списка те, что употреблялись нашими предками, объясняли как пользоваться старинными предметами, отгадывали название вещей, которые носили предки, переводили текст из Домостроя. Итоговым занятием по теме "Древний Египет" в 5 классе была викторина и заполнялась сравнительная таблица. Викторина по теме «Великие географические открытия» в виде морского боя.

Использование игровых методик на уроках истории дают следующие результаты:

игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию. (слайд 8)

Историческая мозаика

(урок-игра по быту и культуре XVIXVII вв. в России)

Цель: в ходе игры познакомить учащихся с бытом и культурой XVI – XVII вв. в России.

Задачи: 1. Используя познавательные задания познакомить учащихся с бытом русских людей XVI – XVII вв.

2. . Совершенствовать навыки исследовательской и проектной работы.

3. Развивать творческие способности у учащихся, воспитывать уважение к традициям русской культуры.

Подготовка к уроку: за неделю раздать учащимся темы проектов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о быте русских людей XVI – XVII вв. В это время развитие страны шло традиционным путем, и внешнее влияние было слабым, иностранные новшества проникали на Русь чаще всего в переработанном виде. Чтобы лучше понять события любого периода, мы должны представлять, как жили люди в то время. Поэтому сегодня мы проведем игру-«погружение» - «Историческая мозаика» - игра о быте и культуре Руси XVI – XVII вв.

2. Игра. Класс делится на две команды, но можно проводить игру по индивидуальным зачетам. Ответившему правильно на вопрос, отдается карточка с вопросом. По количеству полученных карточек подводят итоги игры. Команды придумывают название и выбирают капитана.

Задание №1. Что ели наши предки? Раздаются списки возможных продуктов. Необходимо выбрать те продукты, которых не было в России в XVI – XVII вв.

Список продуктов. Хлеб белый, хлеб черный, чай, кофе, сахар, соль, пиво, горох, греча, просо, рис, перец, макароны, вяленая рыба, морковь, огурцы, помидоры, капуста, картофель, дыня, подсолнух (правильный ответ подчеркнут).

После выполнения задания представление краткосрочного проекта (презентация, буклет и т.д.) о продуктах питания на Руси в XVI – XVII вв.

Примерное сообщение. В питании русских людей главное место занимала растительная пища. Важную роль играли: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали белый и черный хлеб, варили кашу, приготовляли напитки (браги, пиво, кисели с добавлением меда или хмеля - сбитни). Часто употребляли горох, бобы, репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, груши, вишню, дыни.

Картофеля, помидоры, подсолнечник появились в питании русских людей значительно позже. Вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное масло.

Употребляли различные молочные продукты. Сыром называли собственно сыр, а также творог.

Мясо ели по праздникам, в деревне чаще, чем в городе. А рыба в пищу шла очень широко.

Задание №2. Отгадайте древнерусские загадки о продуктах питания. Оформление возможно в виде презентации.

1) Комковато, ноздревато

И грубовато, и горбато,

И тяскло, и кисло,

И пресно, и вкусно,

И красно, и кругло, и грузно,

И легко, и мягко,

И твердо, и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

(хлеб)

2) Кину мякину –

Подниму толкач.

(редька, репа)

3) Красненькие сапожки

В земле и в лукошке.

(свекла)

4) Красна, да не девка,

Хвостата, да не мышь.

(морковь)

5) В воде родится,

Воды боится.

(соль)

6) Промеж грядок

Лежит гусь гладок.

(огурец)

7) На тычинке городок

В нем 700 воевод.

(мак)

8) Поставлю – попарю,

Выну – поправлю,

Этот сдеру, другой положу.

(блин)

Задание №3. Что носили наши предки? (фрагмент игры «Поле чудес»)

1) Как называлась верхняя нарядная одежда мужчин, обычно утепленная, нередко меховая.






(штаны)

2) Как называлась мужская длинная распашная одежда? Лишь с середины XVII в. эта одежда становится принадлежностью только женского гардероба.








(сарафан)

Представляется краткосрочный проект об одежде русских людей в XVI – XVII вв.

Задание №4. Чем пользовались наши предки? (вопросы в виде мультимедийной презентации).

1) Вещи из сказок. Выбрать из предложенных вещей те, что упоминаются в сказках, и объяснить в чем их волшебная сила. (Примеры: клубок ниток – показывает дорогу, пояс, лента – превращаются в реку, гребень – в лес и т.д.)

2) Показываются старинные вещи из музея: ухват, чугунок, коромысло, деревянная лопата. Назвать предмет и объяснить (показать) как им пользовались.

Рассказ об обработке льна.

Задание №5. Как говорили наши предки? Прочитать и перевести отрывок из «Домостроя».

«Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою. и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо железом биеше его, не умрет, но здравием будет, ты бо бия его по телу, а душу его избовляши от смерти».

Перевод: «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит старость твою и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, наказывая младенца: ибо от наказания железом он не умрет, но здоровее будет, ты же, избивая его тело, душу его избавляешь от смерти».

Краткосрочные проекты на выбор: русская словесность в XVI – XVII вв., гулянья и праздники на Руси в XVI – XVII вв.

Задание №6. Познавательные вопросы.

1) В истории Руси существовало много различных денежных единиц: куны, резаны, рубли, гривны и т.д. Предположите как стала называться новая денежная единица, когда в XVI в. на монетах появилось изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего змея копьем. (копейка)

2) Назовите первый рекорд, относящийся к России конца XVI в., вес этого рекорда – 40т, длина его важнейшей части – 5м 34см, калибр – 890 мм. (царь-пушка)

Представление краткосрочного проекта по архитектуре, живописи на Руси в XVI – XVII вв.

Задание №7. Хронологическое.

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали.

И еще один шажок –

К цифре прошлого прыжок.

Решить хронологическую задачу.

(Второе ополчение – начало царствования Бориса Годунова + начало царствования Федора Ивановича + Первое ополчение + 1) : 2 + 8 = ? (какой год? Что произошло?)

(Избрание Михаила Романова на царство 1613 г.)

По количеству карточек, полученных учениками, подводится итог игры. Победители награждаются.

3. Рефлексия. Что понравилось в игре? Что вызвало затруднения? Ваши пожелания.


Список литературы.

1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории / Е.Е.Вяземский. - М., 2003.

2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. - М., 2001.


Электронные ресурсы

1. http://ai.pakalo.name/nauchno-metodicheskaja-dejatelnost/primenenie-interaktivnykh-metodov/

2. http://ppt4web.ru/pedagogika/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologijj-na-urokakh-istorii-i-obshhestvoznanija-kak-sredstva-povyshenija-motivacii-i-samoocenki-uchashhikhsja.html

3. http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/20/povyshenie-motivatsii-uchashchikhsya-k-obucheniyu-na






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!