Методическая разработка на тему
Роль нетрадиционных уроков в обучении по профессии «Повар, кондитер» - рекомендована к практическому применению в работе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессиям «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания».
Предложены методические рекомендации мастерам производственного обучения относительно подготовки и проведения уроков – по особенностям их деятельности в целях успешного овладения ими профессиональными умениями и навыками
Введение
В основу методической разработки положено исследование возможностей использования проведения нетрадиционных уроков по изучению предмета Кулинария. Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности учащихся, развитие абстрактного мышления в учебно-воспитательном процессе.
Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к предмету является проведение уроков в нетрадиционной форме.
Проведение нетрадиционных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения по профессии менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся.
Время, в котором мы живем, выдвинуло перед начальным профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением.
Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия кулинарии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 60 % из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Это оказалось неожиданным результатом для самих учителей и мастеров производственного обучения. Довольно высоко стремление учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Вместе с этим учителя озадачены тем, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения.
Именно поэтому перед мастерами и преподователями стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях спецдисциплины и учебной практики каждый учащийся работал головой и руками и активно, и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.
Необходимо смелее использовать на своих уроках игровые ситуации, особенно на I курс обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников, начиная знакомство с предметом, на учащихся обрушивается большой поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить учащимся.
Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Нетрадиционные формы проведения уроков значимы для личностей деятельности. Деятельность учащихся превращается в общественно-значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний.
На занятиях все учащиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуацию успеха и формирование положительной мотивации применяю различные методы стимулирования учащихся.
Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве (это распределение видов деятельности, обязанности и ответственность).
Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Такие занятия помогают лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.
Урок как основная единица учебного процесса
Урок – это основная организационная форма обучения.
Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач.
Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Хороший урок - дело непростое. Искусство проведения уроков зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока являются грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в тоже время эффективными.
Что же такое нетрадиционный урок?
Нетрадиционные уроки
Что такое нетрадиционный урок?
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, формы, которые вызывают прежде всего интерес учащихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию.
Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.
Классификация нестандартных уроков:
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками.
- Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов;
- Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;
- Уроки с различным составом учащихся (деление на подгруппы).
Виды нестандартных уроков:
- Урок - деловая игра;
- Пресс-конференция;
- Лекция;
- Бинарный урок;
- Уроки – экскурсии;
- Театрализованные уроки;
- Уроки типа КВН;
- Уроки с групповыми формами работы.
Почему же нестандартные уроки получили такое распространение?
Мастер производственного обучения постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков, занятий. Такие поиски направлены на решение цепи обучающихся и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения учащимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Конспект урока «Кулинарный поединок»
Цель мероприятия:
- Способствовать объединению других групп параллели.
- Содействовать проявлению творческих качеств учащихся.
- Выявление лидерских качеств учащихся.
- Развитие умений работать в команде и коллективе.
- Установление тесных дружеских связей коллектива групп.
Ход мероприятия:
Конкурс № 1 «Если звезды зажигают»
Конкурс – представление команд.
В этом конкурсе оценивается выступление команд по следующим критериям:
- Мобильность по изготовлению эмблемы команд
- Оригинальность
- Сплоченность команды
- Артистизм
- Знания спецдисциплин
Оценка конкурса – 10 баллов.
Конкурс № 2 «Это мы не проходили»
Конкурс интеллектуальной разминки знатоков пословиц и поговорок о профессии.
На доске таблица из двух колонок, в первой начало пословицы или поговорки, во вторую необходимо вписать ответы. За каждую неверно собранную карточку – штраф 1 балл.
1.
Чай пить
Не дрова рубить
2.
Хлеб везде хорош
И у нас за морем
3.
Ужин не нужен
Был бы обед
4.
Сама испекла пирожок
Сама и кушает
5.
Не котел варит
А стряпуха
6.
На чужой каравай
Рот не разевай
7.
Мешай сметану
Масла дождешься
8.
Добрая слава
Лучше мягкого пирога
9.
Хлеб
Всему голова
10.
Не красна изба углами
А красна пирогами
Оценка – 1 балл за каждый ответ.
Конкурс № 3 «Что? Где? Когда?»
В этом конкурсе задаются вопросы, связанные с профессиональными, историческими знаниями по профессии.
Вопрос № 1.
Французы, американцы и др. не представляют новогоднего стола без
традиционной, жареной индейки, а вот в Венгрии и Австрии считается, что птицу есть в этот вечер нельзя. Почему?
Ответ: есть поверие, что в новом году от них улетит счастье.
Вопрос № 2.
Как называется полный комплект столовой посуды?
Ответ: Сервиз.
Вопрос № 3.
Без рук, без ног, а в гору лезет. Что это?
Ответ: Тесто.
Вопрос № 4.
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?
Ответ: Лавровый лист.
Вопрос № 5.
А. С. Пушкин дал герою своего произведения прозвище «толоконный
лоб». Что на Руси называлось толокном? И какое кулинарное изделие
любил герой из данного сырья, в честь чего и получил прозвище?
Ответ: Овсяная крупа.
Вопрос № 6.
Персонаж русской сказки Колобок не знает группу изделий и классификацию вида теста. К какому он относится?
Ответ: группа пряники. Пряничное тесто.
Вопрос № 7.
Сформируйте закон бутерброда.
Ответ: падает маслом вниз.
Вопрос № 8.
Из какой муки раньше пеклись русские блины?
Ответ: из гречишной.
Конкурс № 4 «Выбери меня»
Участникам команды № 1 предлагается выбрать продукты, которые Вам больше по вкусу. А второй команде охарактеризовать нрав человека по избранному вкусу.
Список продуктов:
- Яблоко.
- Клубника.
- Земляника.
- Капуста.
- Картофель.
- Лимон.
- Соленые огурцы.
- Торт.
- Любите яблоки – вы усердны в учебе.
- Любите клубнику – у вас утонченный вкус.
- Любите землянику – у вас часто душевные переживания.
- Любите капусту – вы покладисты в споре.
- Любите картофель – вы уравновешены.
- Любите кислое - вы эгоистичны.
- Любите сладкое – вы романтик.
Оценивают артистизм в ответе по 1 баллу.
Жюри подводит итоги, награждают победителей.
Урок-сказка по теме: «Блюда из круп»
Цели:
- Научить учащихся варить манную кашу, дать представление о взаимосвязи продуктов.
- Развивать связную речь учащихся, память, мышление.
- Продолжать развитие гигиенических навыков во время приготовления пищи.
Наглядность:
- Различные виды круп;
- Молоко;
- Соль;
- Сливочное масло;
- Технологическая карта блюда «манная каша»;
- Плакат «химический состав различных круп».
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение и усвоение нового материала.
- Сказка «Про кашу»:
Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Все любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала, горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет – идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано – не видано посуды – и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: «Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном, и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями».
Отдохнула каша и пошла дальше, шла-шла и увидела огонь, поздоровалась с ним. Каша и ему рассказала о своем горе, а огонь и говорит: «Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания».
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла-шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: «Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу, бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока, и ты никогда не пригоришь».
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла-шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа «Артек». Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: «От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш». – И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: «И ты будешь намного вкуснее».
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит- висит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. «А» - думает каша – «зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют». Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: «К нам-то тебе и надо было. Мы - последний штрих в твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри, строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят, с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.
Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: «Щи да каша - пища наша!».
- Беседа с ………. Вопросы:
- Из чего готовят каши?
- Что такое крупа?
- Какие продукты необходимы для приготовления каши?
- Можно ли приготовить кашу из воды и крупы?
- А почему берут другие продукты? Например, масло?
- Назовите поговорки, сказки о каше.
- Почему существует выражение: «С ним каши не сваришь»?
- Грамзапись: отрывок из сказки Андерсена «Горшок каши»
Беседа с ………...Вопросы:
- О какой каше говорится в сказке?
- Почему каша считается ценной пищей?
- А вы, ребята, любите кашу? Ведь сегодня вы поучитесь сами варить кашу.
- Практическая работа.
- Ознакомление с инструкционно - технологической картой блюда «Манная каша».
- Повторение санитарно-гигиенических правил при работе на кухне, охрана труда и техники безопасности.
- Выполнение работы по-бригадно.
- Закрепление изученного материала
Бригадиры отчитываются о работе своей бригады. Вопросы:
- Какой посудой лучше пользоваться для приготовления манной каши?
- Как приготовить кастрюлю, чтобы каша не пригорала?
- Как следует варить кашу, чтобы не было комков?
- Что следует знать и помнить при варке любой каши?
- Когда и с чем подают кашу?
- Задание на дом:
- История происхождения крупы и блюд на их основе.
- Приготовить интересные рецепты любой каши.
Конспект урок-лекция
по теме: «Пищевая ценность плодов и овощей»
Цели урока:
- Развитие у обучающихся самостоятельного мышления, познавательных интересов;
- Закрепление полученных по теме знаний;
- Развить умение планировать ответ, выделяя главное.
Задачи урока:
- Развить умение сравнивать, анализировать;
- Развить умение излагать мысли, культуру речи;
- Привить интерес к профессии.
Методическое обеспечение:
- Плакаты виды овощей, плодов;
- Кроссворд;
- Дидактический материал для игры «Лото».
Ход урока
I. Организованная часть урока:
- Присутствие учащихся на уроке
- Цели, задачи урока.
Конспект урока
Зачитывает стихотворение учитель, в котором просматриваются тема и цели.
Я садовником трудилась,
Не на шутку рассердилась:
Вдруг на грядках овощи
Меж собой поспорили –
«Кто» на свете всех важнее?
Чтоб сей спор быстрей решить,
Надо бы нам поспешить
Поваров бы расспросить.
Фрукты спорили в корзинах:
«Кто» содержит витамины,
И пектин, и каротин?
«Кто» поможет всем больным
Вывести холестерин?
Каждый зная наверняка-
Жить без него никак нельзя.
II. Повторение пройденного материала:
Прошу Вас вспомнить, на какие группы делятся овощи и плоды.
Давайте вместе повторим о том, какую роль играют овощи в питании организма человека.
После того, как мы повторим тему, учитель предлагает разгадать кроссворд по данной теме:
Выводы
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения мастера производственного обучения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучающему предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Однако хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.