СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль нетрадиционных уроков в обучении профессии "Повар, кондитер"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему  

 

 

Роль нетрадиционных уроков в обучении по профессии «Повар, кондитер» - рекомендована к практическому применению в работе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессиям «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания».

 

Предложены методические рекомендации мастерам производственного обучения относительно подготовки и проведения уроков – по особенностям их деятельности в целях успешного овладения ими профессиональными умениями и навыками

 

 

 

Введение

 

В основу методической разработки положено исследование возможностей использования проведения нетрадиционных уроков по изучению предмета Кулинария. Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности учащихся, развитие абстрактного мышления в учебно-воспитательном процессе.

Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к предмету является проведение уроков в нетрадиционной форме.

Проведение нетрадиционных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения по профессии менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся.

Время, в котором мы живем, выдвинуло перед начальным профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением.

Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия кулинарии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 60 % из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Это оказалось неожиданным результатом для самих учителей и мастеров производственного обучения. Довольно высоко стремление учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Вместе с этим учителя озадачены тем, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения.

Именно поэтому перед мастерами и преподователями стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях спецдисциплины и учебной практики каждый учащийся работал головой и руками и активно, и увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Необходимо смелее использовать на своих уроках игровые ситуации, особенно на I курс обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников, начиная знакомство с предметом, на учащихся обрушивается большой поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить учащимся.

Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Нетрадиционные формы проведения уроков значимы для личностей деятельности. Деятельность учащихся превращается в общественно-значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний.

На занятиях все учащиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуацию успеха и формирование положительной мотивации применяю различные методы стимулирования учащихся.

Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве (это распределение видов деятельности, обязанности и ответственность).

Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Такие занятия помогают лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

 

Урок как основная единица учебного процесса

 

Урок – это основная организационная форма обучения.

Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач.

Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Хороший урок - дело непростое. Искусство проведения уроков зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока являются грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в тоже время эффективными.

Что же такое нетрадиционный урок?

 

 

                                                  

Нетрадиционные уроки

 

Что такое нетрадиционный урок?

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, формы, которые вызывают прежде всего интерес учащихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию.

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.

Классификация нестандартных уроков:

Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками.

  • Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов;
  • Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;
  • Уроки с различным составом учащихся (деление на подгруппы).

Виды нестандартных уроков:

  • Урок - деловая игра;
  • Пресс-конференция;
  • Лекция;
  • Бинарный урок;
  • Уроки – экскурсии;
  • Театрализованные уроки;
  • Уроки типа КВН;
  • Уроки с групповыми формами работы.

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение?

Мастер производственного обучения постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков, занятий. Такие поиски направлены на решение цепи обучающихся и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения учащимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Конспект урока «Кулинарный поединок»

 

Цель мероприятия:

  1. Способствовать объединению других групп параллели.
  2. Содействовать проявлению творческих качеств учащихся.
  3. Выявление лидерских качеств учащихся.
  4. Развитие умений работать в команде и коллективе.
  5. Установление тесных дружеских связей коллектива групп.

 

Ход мероприятия:

 

Конкурс № 1 «Если звезды зажигают»

 

Конкурс – представление команд.

В этом конкурсе оценивается выступление команд по следующим критериям:

  • Мобильность по изготовлению эмблемы команд
  • Оригинальность
  • Сплоченность команды
  • Артистизм
  • Знания спецдисциплин

Оценка конкурса – 10 баллов.

 

Конкурс № 2 «Это мы не проходили»

 

Конкурс интеллектуальной разминки знатоков пословиц и поговорок о профессии.

На доске таблица из двух колонок, в первой начало пословицы или поговорки, во вторую необходимо вписать ответы. За каждую неверно собранную карточку – штраф 1 балл.

 

1.

Чай пить

Не дрова рубить

2.

Хлеб везде хорош

И у нас за морем

3.

Ужин не нужен

Был бы обед

 

4.

Сама испекла пирожок

Сама и кушает

5.

Не котел варит

А стряпуха

6.

На чужой каравай

Рот не разевай

7.

Мешай сметану

Масла дождешься

8.

Добрая слава

Лучше мягкого пирога

9.

Хлеб

Всему голова

10.

Не красна изба углами

А красна пирогами

 

Оценка – 1 балл за каждый ответ.

Конкурс № 3 «Что? Где? Когда?»

 

В этом конкурсе задаются вопросы, связанные с профессиональными, историческими знаниями по профессии.

 

Вопрос № 1.

Французы, американцы и др. не представляют новогоднего стола без традиционной, жареной индейки, а вот в Венгрии и Австрии считается, что птицу есть в этот вечер нельзя. Почему?

Ответ: есть поверие, что в новом году от них улетит счастье.

 

Вопрос № 2.

Как называется полный комплект столовой посуды?

Ответ: Сервиз.

 

Вопрос № 3.

Без рук, без ног, а в гору лезет. Что это?

Ответ: Тесто.

 

Вопрос № 4.

Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?

Ответ: Лавровый лист.

 

Вопрос № 5.

А. С. Пушкин дал герою своего произведения прозвище «толоконный лоб». Что на Руси называлось толокном? И какое кулинарное изделие любил герой из данного сырья, в честь чего и получил прозвище?

Ответ: Овсяная крупа.

 

Вопрос № 6.

Персонаж русской сказки Колобок не знает группу изделий и классификацию вида теста. К какому он относится?

Ответ: группа пряники. Пряничное тесто.

 

Вопрос № 7.

Сформируйте закон бутерброда.

Ответ: падает маслом вниз.

 

Вопрос № 8.

Из какой муки раньше пеклись русские блины?

Ответ: из гречишной.

 

 

 

 

Конкурс № 4 «Выбери меня»

 

Участникам команды № 1 предлагается выбрать продукты, которые Вам больше по вкусу. А второй команде охарактеризовать нрав человека по избранному вкусу.

 

Список продуктов:

  1. Яблоко.
  2. Клубника.
  3. Земляника.
  4. Капуста.
  5. Картофель.
  6. Лимон.
  7. Соленые огурцы.
  8. Торт.

 

  1. Любите яблоки – вы усердны в учебе.
  2. Любите клубнику – у вас утонченный вкус.
  3. Любите землянику – у вас часто душевные переживания.
  4. Любите капусту – вы покладисты в споре.
  5. Любите картофель – вы уравновешены.
  6. Любите кислое - вы эгоистичны.
  7. Любите сладкое – вы романтик.

 

Оценивают артистизм в ответе по 1 баллу.

 

Жюри подводит итоги, награждают победителей.

 

Урок-сказка по теме: «Блюда из круп»

 

Цели:

  1. Научить учащихся варить манную кашу, дать представление о взаимосвязи продуктов.
  2. Развивать связную речь учащихся, память, мышление.
  3. Продолжать развитие гигиенических навыков во время приготовления пищи.

 

Наглядность:

  • Различные виды круп;
  • Молоко;
  • Соль;
  • Сливочное масло;
  • Технологическая карта блюда «манная каша»;
  • Плакат «химический состав различных круп».

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Изучение и усвоение нового материала.

 

  1. Сказка «Про кашу»:

 

Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Все любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.

Горевала, горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет – идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано – не видано посуды – и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: «Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном, и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями».

Отдохнула каша и пошла дальше, шла-шла и увидела огонь, поздоровалась с ним. Каша и ему рассказала о своем горе, а огонь и говорит: «Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания».

Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла-шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: «Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу, бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока, и ты никогда не пригоришь».

Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла-шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа «Артек». Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: «От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш». – И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: «И ты будешь намного вкуснее».

Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит- висит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. «А» - думает каша – «зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют». Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: «К нам-то тебе и надо было. Мы - последний штрих в твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри, строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».

Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят, с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.

Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: «Щи да каша - пища наша!».

 

  1. Беседа с ………. Вопросы:
    • Из чего готовят каши?
    • Что такое крупа?
    • Какие продукты необходимы для приготовления каши?
    • Можно ли приготовить кашу из воды и крупы?
    • А почему берут другие продукты? Например, масло?
    • Назовите поговорки, сказки о каше.
    • Почему существует выражение: «С ним каши не сваришь»?

 

  1. Грамзапись: отрывок из сказки Андерсена «Горшок каши»

Беседа с ………...Вопросы:

  • О какой каше говорится в сказке?
  • Почему каша считается ценной пищей?
  • А вы, ребята, любите кашу? Ведь сегодня вы поучитесь сами варить кашу.

 

 

  1. Практическая работа.
  • Ознакомление с инструкционно - технологической картой блюда «Манная каша».
  • Повторение санитарно-гигиенических правил при работе на кухне, охрана труда и техники безопасности.
  • Выполнение работы по-бригадно.

 

  1. Закрепление изученного материала

Бригадиры отчитываются о работе своей бригады. Вопросы:

  • Какой посудой лучше пользоваться для приготовления манной каши?
  • Как приготовить кастрюлю, чтобы каша не пригорала?
  • Как следует варить кашу, чтобы не было комков?
  • Что следует знать и помнить при варке любой каши?
  • Когда и с чем подают кашу?

 

  1. Задание на дом:
    1. История происхождения крупы и блюд на их основе.
    2. Приготовить интересные рецепты любой каши.

 

Конспект урок-лекция по теме: «Пищевая ценность плодов и овощей»

 

Цели урока:

  • Развитие у обучающихся самостоятельного мышления, познавательных интересов;
  • Закрепление полученных по теме знаний;
  • Развить умение планировать ответ, выделяя главное.

 

Задачи урока:

  • Развить умение сравнивать, анализировать;
  • Развить умение излагать мысли, культуру речи;
  • Привить интерес к профессии.

 

Методическое обеспечение:

  • Плакаты виды овощей, плодов;
  • Кроссворд;
  • Дидактический материал для игры «Лото».

 

Ход урока

I. Организованная часть урока:

- Присутствие учащихся на уроке

- Цели, задачи урока.

 

Конспект урока

 

Зачитывает стихотворение учитель, в котором просматриваются тема и цели.

Я садовником трудилась,

Не на шутку рассердилась:

Вдруг на грядках овощи

Меж собой поспорили –

«Кто» на свете всех важнее?

Чтоб сей спор быстрей решить,

Надо бы нам поспешить

Поваров бы расспросить.

Фрукты спорили в корзинах:

«Кто» содержит витамины,

И пектин, и каротин?

«Кто» поможет всем больным

Вывести холестерин?

Каждый зная наверняка-

Жить без него никак нельзя.

 

II. Повторение пройденного материала:

Прошу Вас вспомнить, на какие группы делятся овощи и плоды.

Давайте вместе повторим о том, какую роль играют овощи в питании организма человека.

После того, как мы повторим тему, учитель предлагает разгадать кроссворд по данной теме:

 

 

Выводы

 

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения мастера производственного обучения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучающему предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

Однако хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!