СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Введение. Физика и познание мира" 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок формирования начальных предметных умений

Просмотр содержимого документа
«"Введение. Физика и познание мира" 10 класс»

Технологическая карта урока "Введение. Физика и познание мира".

Тема


Введение. Физика и познание мира.

Класс

10 класс

Номер урока

1/1

Тип урока:

Урок формирования первоначальных предметных умений.

Цель

создать условия для формирования у обучающихся понятия о научном методе познания природы, а так же обосновать необходимость введения физических моделей и физических величин.

Задачи

Образовательные

1.работая с материалом учебника, презентацией и обсуждая предложенные учителем вопросы, усвоить, что и как изучает физика, какое имеет значение в нашей жизни;

2. в ходе урока вспомнить, что такое физическое тело, вещество, поле, материя, явление;

3.определить методы изучения физики;

4.используя материалы презентации, экспериментальные задания рассмотреть такие понятия как «познание», «теория», «гипотеза», «модель».

Воспитательные

1.в ходе работы с теоретическим материалом содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.воспитывать адекватную самооценку личности, своих возможностей и способностей.

Развивающие

1.в ходе выполнения заданий способствовать развитию воображения, умений сравнивать, анализировать, делать выводы;

2.в процессе работы на уроке развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.

3.способствовать развитию познавательного интереса.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о методах познания природы;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.Знают методы научного познания;

2.Знают формы научного познания;

3.Знают структуру научной теории.


УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение описывать свой опыт, планировать и корректировать и определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Основные понятия темы

«физическое тело»; «материя»; «вещество»; «поле»; «физические явления», «гипотеза», «теория», «наблюдение», «эксперимент».



Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснений учителя.

2.Работа с учебником.

3.Работа с презентацией.

4. Решение качественных задач.

5. Проведение эксперимента.

Технология сотрудничества; технология визуализации

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические

Индивидуальная, общеклассная, индивидуальная

Физическое оборудование: шарики, тексты, задания.

Ресурсы: проектор, презентация

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

1)Беседа с использованием пословиц и поговорок. 2)Знакомство с учебником.

3)Правила ТБ в кабинете физики.

.

Обсуждение. Отвечают. Формулируют тему урока и цели.

Личностные, познавательные, регулятивные

9 мин.

3.

Актуализация

Актуализация знаний учащихся по теме.

Предлагает поработать с блок – схемой. Выполнить упражнение.

Отвечают. Записывают в тетрадь.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно-содержательный этап

3.

Изучение нового материала.

1) Первичное усвоение новых знаний.

2) Первичная проверка понимания


Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.


Изучение нового материала .

1) Отвечают.

2) Слушают.

3)Выполняют предложенные е задания.

4)Делают выводы. Обсуждают.

5)Выполняют и обсуждают ФЭЗ.

Личностные, познавательные, регулятивные

20 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Проверка знаний

Проверка знаний учащихся

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин

5.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает составить синквейн

Составляют синквейн.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Прочитать параграф№1. Вопросы.


Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.



Содержание.

Вводно-мотивационный этап.

Добрый день! Я рада видеть вас на первом в этом учебном году уроке физики. Надеюсь, что первая встреча будет хорошим началом для дальнейшей работы.

Скажите, что нам понадобиться для работы на уроке физики.

а) учебник;

б) рабочая тетрадь - 48 л.;

в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 л.;

г) тетрадь для контрольных работ и самостоятельных работ – 12 - 18 л.;

д) микрокалькулятор

е) линейка, карандаш, ластик, треугольник, транспортир, ручки.

А еще, чтобы добиться высоких результатов по предмету, необходимо быть внимательными, терпеливыми, настойчивыми, трудолюбивыми. Может быть, я что-то забыла? Дополните. Обсуждение.

А теперь познакомимся с нашим первым помощником – учебником.

Блиц-викторина «Знакомимся с учебником»:

Как зовут автора учебника?

Обратите внимание, что расположено на форзаце учебника?

Как называется глава № 3 учебника?

Как называется параграф § 42 учебника?

Что изображено на рисунке 25?

Сколько вопросов после § 62?

Что необходимо сделать в первом задании после параграфа § 13.

Как называется раздел учебника, начинающийся на стр. 354?

Беседа №2. «ТБ в кабинете физики»

Инструктаж по технике безопасности

Основное правило: точное выполнение всех указаний учителя!

1.Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя физики.

2.Учащиеся должны тщательно изучить описание работы и уяснить ход ее выполнения, а также пройти инструктаж по безопасности на рабочем месте.

3.Нельзя держать на рабочем месте посторонние предметы. Приборы, материалы, оборудование следует располагать на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4.Запрещено использовать поврежденные приборы и посуду.

5.При любой аварийной ситуации либо ухудшении самочувствия следует немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.

6.Нельзя оставлять рабочее место без разрешения учителя.

Журнал по технике безопасности на уроках физики (роспись учащихся об ознакомлении с правилами по ТБ).

Операционно-содержательный этап .

Земля, вода, воздух, животные, планеты, звезды, человек – это природа. Все, что нас окружает, называют природой или материальным миром. Материя – это множество существующих в мире объектов и систем, общая основа всевозможных явлений. Формы существования материи: вещество и поле. Движение – способ существования материи. Виды движения: механическое, тепловое. Любое изменение материи – это явление. Виды физических явлений: механические, тепловые, электрические, оптические, магнитные, атомные, звуковые.

Задание «Проверь себя»!

1. Определите, от каких существительных образованы данные прилагательные:

а) физический, б) космический, в) тепловой, г) звуковой, д) световой, е) электрический, ж) магнитный.

2. Подберите существительные к прилагательным:

а) физический, б) электрический, в) космический

3. Поставьте вместо точек глаголы: отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться.

1. Вода ... и превращается в пар.

2. Лед ... и превращается в воду.

3. Вода ... и превращается в лед.

4. Пар ... и превращается в воду.

Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Физика как наука зародилась давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до нашей эры Аристотель ввел понятие «ФИЗИКА», от греческого слова «фюзис» - природа. В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика - важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы. В настоящее время она тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками.

Главная задача физики - открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. Людям необходимо понять окружающий мир, чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения условий жизни. Выясним, какие методы используют физики для получения знаний об окружающем мире?

Работа в группах.

Группа№1.

Задание:

1.Проведите наблюдение. Слегка толкните шарик и наблюдайте за его движением, не вмешиваясь в физический процесс.

2.Ответьте на вопросы.

1)Как далеко переместился шарик?

2)Как долго двигался шарик?

3)Чему равна скорость шарика?

4)Что необходимо иметь, чтобы точно ответить на эти вопросы?

3.Прочитайте текст. Сделайте выводы.

Текст

Наблюдение – один из методов исследования и познания, способ получения информации путем прямой непосредственной регистрации событий и условий их протекания. Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства. Вначале наблюдение предшествуют познанию, мы формулируем проблему. Мы можем высказать гипотезу. Наблюдение в конце исследования носит проверочный характер нашей теории. В структуру наблюдения включают: объект, наблюдатель, условия наблюдения, приборы (инструменты), базисные знания. Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования.

Группа№2.

Задание. Исследовать зависимость скорости шарика от приложенной силы.

составьте план эксперимента;

подберите оборудование;

проведите исследование и обработку результатов.

представьте их в форме таблицы;

сделайте выводы.

Группа№3.

Задание: изобразить любым способом строение твердых, жидких и газообразных веществ.

Текст.

Газы легко сжимаются и могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

Жидкости трудно сжимаются, сохраняют свой объем, но легко меняют форму, принимая форму сосуда. Они текучи.

Твердые тела сохраняют свою форму и объем, практически несжимаемы, обладают механической прочностью.

Выступление групп. Обсуждение. Примерные итоги выступления групп представлены в таблице.



Методы

Характеристика метода

Применение

Наблюдение

Основан на непосредственном восприятии предметов и явлений с помощью органов чувств.

Недостаток – субъективность наблюдателя.

Там, где затруднен эксперимент (астрономия) или нужно исследовать естественный процесс (психология, социология).

Эксперимент

Активное вмешательство в изучаемый процесс.

Для проверки гипотез и теорий.

Моделирование

Замещение объекта исследования моделью материальной или идеальной.

Ко всем областям и этапам научного исследования.

Много веков длится процесс познания окружающего мира. Огромный труд был затрачен учёными, и немалый труд предстоит затратить каждому молодому человеку для того, чтобы усвоить основы современной науки. Процесс познания в физике начинается с наблюдения явлений в естественных условиях или со специально поставленных опытов – экспериментов. В результате обобщения опытных данных появляется научное суждение о механизме явления в виде гипотезы, а далее - теория. Теория – это система основных идей в данной области знаний. Критерий истинности и основа развития теории – физический эксперимент. Цель теории – формулировка законов природы, объяснение на их основе существующих и предсказание новых явлений. Научная теория содержит постулаты, определения, гипотезы и законы, объясняющие наблюдаемые явления. При расхождении новых экспериментальных данных и существующих законов и теорий ученые выдвигают новые гипотезы и физические теории.

Для того чтобы понять и описать эксперимент ученые вводят целый ряд физических величин. Каждой величине надо дать точное определение, ввести ее наименование в определенной системе единиц, указать, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт. На Генеральной конференции мер и весов в 1968 г. достигнуто соглашение о международной системе единиц, согласно которому базовыми единицами измерения являются семь следующих: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль.

Рефлексивно – оценочный этап.

Почему нужно знать человеку законы природы? (Чтобы понять, как работают созданные учеными машины и механизмы.)

Почему людям необходимо понять окружающий мир? (Чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения жизни людей.)

Привести примеры, доказывающие, что физика – фундамент главнейших направлений техники. (Примеры появившихся технических наук на основе физики.)

Почему понятия физики и ее законы лежат в основе любого раздела естествознания? (Физика изучает простейшие и наиболее общие свойства материального мира.)

Какими путями добывается научная истина? (Физическим методом исследования.)

Что такое физическая величина? (Измеряемое свойство тел или явлений.)

Как устанавливают связь между физическими величинами? (Изучая зависимость данной величины от характера изменения других величин в отдельности.)

Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это «лирика», а это «физика». В мозгу человека всё сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств. Давайте попробуем выразить свои мысли и чувства к теме нашего урока. Предлагаю составить синквэйн.

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий выказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Источники.

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 5 – 9.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!