СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Просмотр содержимого документа
«Вулканы, горячие источники, гейзеры.»

Тема урока: Вулканы, горячие источники, гейзеры.


Цели урока:

Образовательные:

расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения;

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

Развивающие:

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

Воспитательные:

формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, атласы, технологические карты урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.

Ход урока.

1. Организационный момент:

-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

-Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые вы изучали на предыдущих уроках.

Работа со слайдами № 2- 13Кросс

1. Воображаемая линия на поверхности Земли, проведённая на одинаковом расстоянии от полюсов.

2. Уменьшенная объемная модель Земли.

3. Звезда, являющаяся дневным ориентиром.

4. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

5. Пропорция, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние на местности при нанесении его на бумагу.

6. Изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на бумаге в уменьшенном виде.

- Багаж собран. В путь!

3. Изучение нового материала.

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный….вулкан

- О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах)

Сообщение темы и целей урока. Слайд №14

-Тема нашего урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры», сегодня мы расширим и углубим знания о вулканах и их строении, познакомимся с географией их размещения и выявим причины их возникновения.

-Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:

1. Представление древних людей о вулканах.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем ______________и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления (приложение 1) Слайд №15

Приложение 1 Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

2. Как образуются вулканы Слайд № 16

В верхней части мантии есть слой астеносферы, где вещество мантии плавится, находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма (очаг магмы) - расплавленное вещество мантии, насыщенное газами.

Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, под давлением устремляется вверх, по трещинам в земной коре и изливается на поверхность. Её температура более +2000С. Излившуюся магму называют лавой.

- Пример: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

Это явление (то есть поднятие магмы под давлением) получило название магматизм.

Различают внутренний и внешний магматизм.

Слайд № 17

При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы - лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.

Внешний магматизм называют еще вулканизм.

- Так что же такое вулканы?

Слайд № 18

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. (задание 1)


3. Строение вулкана. Слайд № 19

- Рассмотрим схему "Строение вулкана". (задание 2)

Под давление расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.

Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу.

Застывшая лава образует конусы вулкана.

Слайд № 20

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

4. Немые свидетели вулканической деятельности.

Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Слайд № 21

1. Горшков Сергей подготовила интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов. (приложение 2)

Приложение 2 Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи". )

Слайд № 22

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

Слайд № 23

2. Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

5. Типы вулканов. (задание 3) Слайд № 24

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.

Слайд № 25

Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ),Кракатау, Фудзияма, и др.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ , влк. Килиманджаро в Африке ,

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.

Слайд № 26 Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца.

Вулканы образуются не только на суше, но и на на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Слайд № 27

Например, Гавайские, Курильские острова.

Проблема!

Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

Решение :

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.

6. Вулканолог – опасная профессия

Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Слайд № 28

Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Строки, которые вы сейчас услышите, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов.

А прочитает нам их Кязимова Вусала.

(приложение 3)

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

- Действительно из четверостишия видно, что профессия вулканолога очень опасна.

7. Горячие источники и гейзеры.

Слайд № 29

В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источникии. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

- Почему они расположены именно в этих районах?

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре. Слайд № 30

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами. (задание 4)

Гейзерыэто периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Слайд № 31 Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

-Чем же объяснить эту загадку природы?

Слайд № 32

Рассмотрим схему действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

Слайд № 33

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Долина гейзеров на Камчатке.

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.

4. Закрепление изученного материала.

1.Практическая работа №Нанесение на контурную карту вулкан Слайд 34

Пользуясь Картой литосферных плит атлас с. мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы Везувий, Кракатау, Котопахи, Килиманджаро. Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены?

*влк. Везувий

41° с.ш. 15° в.д. ( вул.Везувий)

7ю.ш.;115в.д. ( вул. Кракатау)

55 с.ш. 160 в.д.     влк. Ключевская сопка

Название объектов пишут вдоль параллелей. (задание 5) Слайд № 35

2. задание № 6 "Найдите пару" Слайд № 36

  1. Подведение итогов урока.

Этап рефлексии: Слайд № 37

Что нового вы узнали на уроке? (Мы узнали о вулканах, их происхождении, о их формах).

Вулканы – это добро или зло?

Вулканы очень опасны, но они же приносят нам кое-какие блага. Различные изверженные породы используются как строительные материалы и абразивы. Выделяемая вулканом сера входит в состав многих полезных химических веществ .

Вулканический материал - пемза - входит в состав некоторых зубных паст.

Сапфиры, цирконы, медь, серебро, золото - все это можно добыть из вулканических пород.

В них же были найдены и некоторые из самых крупных алмазов.

Давайте сделаем выводы о значении вулканов для нашей планеты.

(Изучая извержения вулканов, учёные познают внутреннее строение глубинных слоёв Земли. Магма, со временем превращается в различные горные породы и минералы магматического происхождения. Изменяется рельеф местности. Происходит задымление атмосферы, изменяется температура воздуха. В результате неоднократных извержений лава и пепел накапливаются слоями и создают вулканические горы разных форм и размеров или лавовые поля.)

- Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

Было бы хорошо, если бы…

Мне не понравилось…

Дополнительный материал Слайд № 38-40

  1. Домашнее задание. Слайд № 41

Изучить материал учебника §22.

Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы .

- Самые высокие вулканы планеты:

Котопахи – Южная Америка – 5897 м

Орисаба – Северная Америка – 5700м

Ключевская Сопка – Евразия – 4750м

Камерун – Африка – 4070м

Фудзияма – Азия – 3776м

Этна – Европа – 3340м

Гекла – Европа – 1491м

Килауэа – Гавайские острова – 1247м

Кракатау – Азия – 813м


Приложение 1

Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.

В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2

Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.


Приложение 3.

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!


Приложение


Технологическая карта урока

Тема урока:

___________________________________________________________________________

Вулкан –это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончите схему "Строение вулкана"

3

Группы вулканов

. Заполните схему








4. Гейзер –это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау

* влк. Килиманджаро

6. "Найдите пару"

Чашеобразное углубление на вершине вулкана

Жерло


Кратер


Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются


Вулкан




Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.



Гейзер

Канал, по которому магма движется к земной коре





7. Закончи предложение:

Сегодня на уроке мне___________________________________________________________


Меня особенно удивило то, что___________________________________________________


До начала урока я думала, что________________________, а сейчас знаю________________________


Было бы хорошо, если бы_________________________________________________________________


Мне не понравилось______________________________________________________________________





11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!