СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все виды росписи по дереву в России

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации собраны все самые известные виды росписи по дереву существующие в России и представлены новые технологии росписи по дереву и фото работ  современных мастеров.

Просмотр содержимого документа
«Все виды росписи по дереву в России»

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования  Станция туристов города Мыски, Кемеровской области. «Художественная роспись по дереву» Творческая разработка по декоративно прикладному творчеству Работу выполнила: Педагог доп. образования Шипицына Елена Владимировна 2020г.

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

Станция туристов города Мыски, Кемеровской области.

«Художественная роспись по дереву»

Творческая разработка по декоративно прикладному творчеству

Работу выполнила:

Педагог доп. образования

Шипицына Елена Владимировна

2020г.

Цель: знакомство с новым, современным направлением в художественной росписи по дереву – многослойная живопись в стиле реализм. Задачи: 1. Рассказать историю появления росписи по дереву. 2. Познакомить с видами росписи по дереву в России. Показать работы педагога Шипицыной Е.В. и других мастеров современников.

Цель: знакомство с новым, современным направлением в художественной росписи по дереву – многослойная живопись в стиле реализм.

Задачи:

1. Рассказать историю появления росписи по дереву.

2. Познакомить с видами росписи по дереву в России.

  • Показать работы педагога Шипицыной Е.В. и других мастеров современников.

Роспись по дереву очень увлекательное и интересное направление в декоративно-прикладном творчестве. Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Дерево всегда являлось самым доступным для отделки материалом — и именно роспись по дереву формировало изобразительное искусство и человеческую культуру в России.

Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях. На протяжении столетий складывались разные техники росписи по дереву, разные мастера придумывали свои необычные орнаменты, привносили в рисунки новые цвета и элементы. В разных городах и селах ремесленники декорировали разные предмета быта и стены своих жилищ в целях внесения в жизнь красоты и чтобы запечатлеть происходящие с ними события.

В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.

Большое разнообразие видов росписи позволяет лучше понять традиции и быт народа, его развитие и культуру в разные года.

В 19 веке роспись по дереву получила широкое распространение в России. В разных городах и селах в разные года появлялись новые талантливые мастера.

Умельцы расписывали прялки, сундуки, лукошки, короба. Украшали фасады домов, дверные проемы и оконные рамы, ставни. Расписывали разнообразную посуду.

Украшали подарочные изделия, игрушки, табакерки, шкатулки. Во второй половине 19 века было налажено производство мебели , это дало новый виток в декорировании интерьера. Роспись мебели стала неотъемлемой частью истории развития декоративной росписи.

В конце 19 века большую популярность получает роспись на деревянных спилах. Пейзажная живопись в стиле реализма очень оригинально вписывается в разнообразные формы заготовок.

С появлением фанеры производство деревянных кухонных разделочных досок становится очень доступным и дешевым. Это позволило многим педагогам дополнительного образования разработать программы по обучению детей росписи по дереву. На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками росписи по дереву и воспроизводят уходящие в прошлое традиции Русского народа.

В настоящее время в России большое внимание уделяется сохранению и возобновлению народных художественных промыслов. С каждым годом все больше появляется в свободном доступе через СМИ информации о том как в 20 веке развивается художественная роспись и какие новые направления, технологии и стили рекомендуют разные мастера.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия мастеров и украшают ими свой дом.

Рассмотрим самые популярные виды росписи по дереву в России:

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери, посуду, шкатулки.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери, посуду, шкатулки.

Полховско-майданская роспись  — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

Полховско-майданская роспись  — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.

Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись —возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись —возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.

Хо́луйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы 

Хо́луйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы 

Федо́скинская миниатю́ра  — народный промысел, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце  XVIII века  в подмосковном селе Федоскино. Во второй четверти XIX века художники расписывали табакерки, бисерницы, шкатулки, ларцы.

Федо́скинская миниатю́ра  — народный промысел, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце  XVIII века  в подмосковном селе Федоскино. Во второй четверти XIX века художники расписывали табакерки, бисерницы, шкатулки, ларцы.

Па́лехская миниатю́ра — народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Па́лехская миниатю́ра — народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Мстёрская миниатюра  — народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Предысторией промысла были предметы из дерева, расписанные темперой и покрытые лаком: коробочки с орнаментом, лотки, кубышки.

Мстёрская миниатюра  — народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Предысторией промысла были предметы из дерева, расписанные темперой и покрытые лаком: коробочки с орнаментом, лотки, кубышки.

Северодвинская роспись по дереву- общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в. в селах по течению реки Северной Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенную резьбой и росписью.

Северодвинская роспись по дереву- общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в. в селах по течению реки Северной Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенную резьбой и росписью.

Вятская роспись  по дереву и бересте — роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки.

Вятская роспись  по дереву и бересте — роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки.

Пермогорская роспись  — крестьянская роспись по дереву Северной Двины. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни . Развита в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье. Круг расписываемых предметов велик — деревянная и берестяная посуда, колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

Пермогорская роспись  — крестьянская роспись по дереву Северной Двины. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни .

Развита в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье. Круг расписываемых предметов велик — деревянная и берестяная посуда, колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

Прикамская роспись — роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Прикамская роспись — роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Бо́рецкая роспись  — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века в селе Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в  XI—XII веках).

Бо́рецкая роспись  — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века в селе Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в  XI—XII веках).

«Волховская» роспись по дереву известна с XIX века и обладает особой живописностью. Ее особенностью является центральный элемент - так называемый «Волховский» розан в окружении листьев разной формы. Яркая самобытная роспись украшала предметы быта русского дома и ручные прялки «золоченки» и «крашенки».

«Волховская» роспись по дереву известна с XIX века и обладает особой живописностью. Ее особенностью является центральный элемент - так называемый «Волховский» розан в окружении листьев разной формы. Яркая самобытная роспись украшала предметы быта русского дома и ручные прялки «золоченки» и «крашенки».

Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска (техника двойного мазка). Мастера расписывали коромысла, телеги, прялки, деревянную посуду, стены, потолки и двери домов, мебель.

Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска (техника двойного мазка). Мастера расписывали коромысла, телеги, прялки, деревянную посуду, стены, потолки и двери домов, мебель.

Современные виды росписи

Современные виды росписи

«Уймонская роспись» была заложена приблизительно в 2008 году в сотрудничестве мастера по дереву и камню В.Н. Лихачёва и алтайского художника Анатолия Петровича Веселёва. Первые панно круглой формы были расписаны с использованием «звериного стиля». Следующими автороми, включившимися в сложную технологию росписи, стали Данила Лихачев, Наталья Савицкая, Ирина Царенко и Марианна Яцышина. В 2013 году родились новые формы панно – уже не круглые и даже не овальные, но асимметричные. И вот рождаются образы героев и богатырей, алтайской принцессы и мифических грифонов. Звериный стиль и орнаменты заполняют пространства, сияют звёзды и целые галактики, петроглифы древних времён и поющий кайчы.

«Уймонская роспись» была заложена приблизительно в 2008 году в сотрудничестве мастера по дереву и камню В.Н. Лихачёва и алтайского художника Анатолия Петровича Веселёва. Первые панно круглой формы были расписаны с использованием «звериного стиля». Следующими автороми, включившимися в сложную технологию росписи, стали Данила Лихачев, Наталья Савицкая, Ирина Царенко и Марианна Яцышина.

В 2013 году родились новые формы панно – уже не круглые и даже не овальные, но асимметричные. И вот рождаются образы героев и богатырей, алтайской принцессы и мифических грифонов. Звериный стиль и орнаменты заполняют пространства, сияют звёзды и целые галактики, петроглифы древних времён и поющий кайчы.

Вологодская роспись . Этот стиль возник на предприятии  Художественное объединение «Надежда ». Сохраняя старое — искали новые стили. Однажды, появилась идея попробовать расписать хохлому по серебряному фону. Получилось красиво.  Так появилась Вологодская хохлома.

Вологодская роспись . Этот стиль возник на предприятии  Художественное объединение «Надежда ». Сохраняя старое — искали новые стили. Однажды, появилась идея попробовать расписать хохлому по серебряному фону. Получилось красиво.  Так появилась Вологодская хохлома.

Кемеровская роспись - одна из ветвей урало-сибирской росписи.  Эта роспись создана на основе смешения двух техник - жостовской и нижнетагильской.  И на основе нижнетагильской росписи, группой во главе с В. Пантелеевой, была разработана своя техника росписи. Особенность двухцветный мазок.  В отличие от нижнетагильской (которая раньше была более декоративной) кемеровская стала более реалистичной, в композиции стали использовать хвою, шишки, таежные травы.  В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали прменять плоскую синтетику, что тоже придает росписи индивидуальность.  Кемеровская роспись выполнялась на фабрике

Кемеровская роспись - одна из ветвей урало-сибирской росписи. Эта роспись создана на основе смешения двух техник - жостовской и нижнетагильской. И на основе нижнетагильской росписи, группой во главе с В. Пантелеевой, была разработана своя техника росписи. Особенность двухцветный мазок. В отличие от нижнетагильской (которая раньше была более декоративной) кемеровская стала более реалистичной, в композиции стали использовать хвою, шишки, таежные травы. В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали прменять плоскую синтетику, что тоже придает росписи индивидуальность. Кемеровская роспись выполнялась на фабрике "Весна". И к сожалению фабрика в 2001 году закрылась.

В декоративно-прикладном творчестве важно стремится к новому шагая в ногу со временем, отвечать потребностям и интересам современного общества. У каждого педагога имеется свой взгляд на мир, свои представления о живописи, свои особенности, интересы, предпочтения, склонности, сформировавшиеся навыки письма и росписи, свой стиль, техника и направление в работе. Каждый педагог стремится к созданию нового и неповторимого, востребованного в данное время, в данном месте и для определенной категории граждан.

Мною было выбрано направлении росписи по дереву в технике реалистичной живописи не с проста. Нынешнее поколение детей воспитывается на современных анимационных мультфильмах, интернет- играх. Все реже дети играют на улице, почти не отдыхают на природе, тем самым перестают обращать внимание на красоту окружающего мира. В мультфильмах животных рисуют в разных стилизованных вариантах и звери порой уже совсем не похожи сами на себя. Например в мультфильме «Смешарики» заяц нарисован синим цветом, круглой формы, а ёжик розовым цветом с треугольными выступами на голове.

«Все чаще в мультфильмах встречаются различные монстры, уроды, мутанты. В компьютерных играх вообще не ведется контроль предлагаемой для просмотра продукции. Так я часто встречаю в изображениях множество выдуманных не существующих элементов, нарушения цветовых решений в рисунке и искаженную перспективу. Некоторые растения и животные нарисованы такими страшными, что порой задумываешься о воздействии на психику ребенка таких рисунков. Можно только догадываться каким в глазах ребенка создается образ и идеал мира. Восприятие вымышленного, не существующего мира привело к тому, что дети перестали воспринимать и ценить реалии жизни. Видя живую кошку дети удивляются, почему она ходит на 4 лапах, ведь во всех мультфильмах и играх она очеловечена и ходит на 2 ногах. Видя в заповеднике белого кролика дети спрашивают кто его покрасил, ведь все его игрушки зайчики голубые или розовые и ребенок думает, что в природе они должны быть такими же.

На протяжении 2 лет я шла к такому решению, что нужно возвращаться к реальности, возрождать в детях любовь к природе, животным, растениям, прививать бережное отношение к окружающему миру. Так как я занимаюсь росписью по дереву , я решила , а почему бы не применить эту идею в своей работе и я стала развиваться в этом направлении. Перейдя от традиционных техник художественной росписи по дереву к технике многослойной живописи в стиле реализм я пришла к мнению, что возможно применить ее в росписи по дереву. Представляю вашему вниманию некоторые свои работы.

Рассмотрим некоторые изделия в технике реалистичной живописи выполненные другими мастерами.

Рассмотрим некоторые изделия в технике реалистичной живописи выполненные другими мастерами.

Желаю творческих успехов

Желаю творческих успехов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!