Цель: Развитие нравственных и эстетических чувств, формирование гражданского самосознания, осознанного отношения к ценностям исторического прошлого: людям, природе, истории, культуре, ответственности за судьбу исторического прошлого.
Задачи:
- Знакомство с русскими традициями, промыслами и ремеслами;
- Воспитание интереса и уважения к культуре своего народа;
- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Ход мероприятия:
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся, даже вспомним некоторые из них. В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь различными ремеслами. – Что такое «ремесло»?
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
- Сохранились ли ремесла сегодня?
Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества – сейчас мы называем это «промыслы». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».
Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначений. Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, решающие различные художественные задачи.
Мастер народного художественного промысла – человек, который изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы.
Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих произведениях. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIXвека.
- Какие виды народных промыслов вы можете назвать? (ответы ребят)
- Откуда родом эти ремесла? (могут возникнуть затруднения)
-Какие ремесла есть в нашем крае?
Не на все вопросы у вас нашлись ответы, следовательно, что нам предстоит узнать сегодня?
(о видах народных промыслов, откуда они родом, т.е их географию на карте России, их историю; т.о. мы будем искать ответы на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?)
Итак, мы открываем для себя «Историю и Географию народных промыслов России» -это будет темой и целью нашей сегодняшней встречи.
Учитель:Какой это промысел? (хохлома) Откуда он родом? Когда появился? Давайте узнаем.
Ученик 1.
Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!
Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послали солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома, что в Нижегородской области России. Промысел развивается там с 17-го века.
С тех пор на золотом фоне живут диковинные птицы, цветы и травы.
Расписные ложки и чаши известны во всем мире. А секрет золотой краски заключается в специальной технологии лакирования. В печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Хохлому сразу запомнишь и ни с чем не спутаешь
Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)
Учитель: Какой это промысел? (городец) Когда и где возник этот промысел? Послушаем и узнаем.
Ученик 2.
Городецкая роспись – как её нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит!
Городецкая роспись зародилась в 19-м веке в районе города Городец, что в Нижегородской области в Поволжье. Яркая, нарядная Городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны и купавки. Фон для росписи – натуральное дерево, желтый, красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья.
(Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)
Учитель:Какой это промысел? (гжель – ю-в от Москвы) Где родина гжели? Давайте узнаем!
Ученик 3.
Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.
Что за синие просторы! И картины, и узоры!
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!
Ученик 4.
В шестидесяти километрах от Москвы находится село с необычным названием Гжель. Название «Гжель» произошло от слов «глину жечь».
С 14-го века здесь образовался центр керамического производства.
Первоначально гжельские мастера для росписи использовали разноцветные краски, после чего изделие покрывали эмалью. Такие изделия назывались «майолика».
С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 19-м веке сложился стиль: синяя роспись по белому фону. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры.По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром этот промысел называют бело-голубым чудом.
Салатницы и конфетницы, хлебницы и сухарницы, сервизы, подсвечники, вазы и сувениры - все, что душа пожелает, можно найти в гжельских изделиях.
табличка на карте - ю-в от Москвы
Педагог: О народных промыслах России можно говорить бесконечно! Давайте проследим географию еще некоторых из них.
флажки на карте России
- Дымковская игрушка (слоб. Дымково, сейчас микрорайон в г.Киров, Кировская обл; 15 век)
- Филимоновская игрушка (д.Филимоново Тульская область ю-з от Москвы; 19-й век)
- Жостовские роспись (д.Жостово, Московская область с-з от Москвы; 19-й век)
- Матрешка (г. Сергиев Посад севернее от Москвы; 19-й век)
Палех – лаковая миниатюра (п. Палех, Ивановская область вост. от Москвы;18-19 век)
- Павловопосадские платки (г.Павловский Посад Московская обл.- восток от Москвы; 19 век)
Посмотрите на карту, где сформировалось очень много известных промыслов России? (Центральная Россия).
Какие народные промыслы развиты в Крыму?
Народный промысел Крыма, в силу специфики своего исторического развития на протяжении уже двух столетий имеет элементы традиционных украинской, русской, армянской, болгарской, греческой и других культур, которые находятся в тесном взаимодействии с элементами крымско-татарской культуры.
Основные направления народного промысла
Батик Бижутерия Бисер Вышивка Вязаные миниатюры Изделия из ракушек Икебана Керамика Кожа Художественная ковка Куклы Лозоплетение Орнаментальная роспись Петриковская роспись на пластинках Работа с овчиной Резьба по дереву Роспись по доскам Соленое тесто Филигрань Флористика из перьев Художественное фото Художник по костюмам Чеканка
Учитель: Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои изделия.
В начале нашего мероприятия мы поставили перед собой ряд вопросов: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Сейчас мы можем на них дать ответы.
ЧТО мы изучали сегодня? - (Народные промыслы России: Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Филимоновская игр, Богородская, каргопольская, Павловопосадские платки, Матрешки, Жостово, Палех, промыслы Зауралья).
ГДЕзарождались ремесла? - (Повсеместно и особенно много в Центральной России (близ Москвы – см. карту).
КОГДАзарождались? - (В 17-19 веках. Бурное развитие происходило в 19-м веке).
ПОЧЕМУ развивались те или иные ремесла? (в той или иной местности было необходимое сырье: глина, древесина, металл и человек начал изготавливать различные изделия из того, что давала природа).
ЗАЧЕМчеловеку нужны были промыслы? – (Использовал это в быту и для красоты
- Нужны ли нам сегодня, в 21 веке народные промыслы? (ответы детей)
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим и настоящего с будущим, это связь времен. Народные промыслы – это гордость России!
Не зря говорится: «Нельзя построить будущее, не зная своего прошлого». Поэтому связующую нить истории мы никогда не должны терять и сохранить то, что дали нам наши предки и передать потомкам.
В заключении я предлагаю вам составить Синквейн по теме нашего мероприятия:
Народные промыслы.
Уникальные, неповторимые.
Живут, учат, восхищают.
Соединяют прошлое и настоящее.
Достояние России.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Народные промыслы России"»
«Народные промыслы России »
Учитель: Заярная Людмила Ивановна
Целевая аудитория: обучающиеся 9-х классов
Цель: Развитие нравственных и эстетических чувств, формирование гражданского самосознания, осознанного отношения к ценностям исторического прошлого: людям, природе, истории, культуре, ответственности за судьбу исторического прошлого.
Задачи:
- Знакомство с русскими традициями, промыслами и ремеслами;
- Воспитание интереса и уважения к культуре своего народа;
- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Ход мероприятия:
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся, даже вспомним некоторые из них. В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь различными ремеслами. – Что такое «ремесло»?
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
- Сохранились ли ремесла сегодня?
Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества – сейчас мы называем это «промыслы». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».
Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначений. Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, решающие различные художественные задачи.
Мастер народного художественного промысла – человек, который изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы.
Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих произведениях. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIXвека.
- Какие виды народных промыслов вы можете назвать? (ответы ребят)
- Откуда родом эти ремесла? (могут возникнуть затруднения)
-Какие ремесла есть в нашем крае?
Не на все вопросы у вас нашлись ответы, следовательно, что нам предстоит узнать сегодня?
(о видах народных промыслов, откуда они родом, т.е их географию на карте России, их историю; т.о. мы будем искать ответы на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?)
Итак, мы открываем для себя «Историю и Географию народных промыслов России» -это будет темой и целью нашей сегодняшней встречи.
Учитель:Какой это промысел? (хохлома) Откуда он родом? Когда появился? Давайте узнаем.
Ученик 1.
Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!
Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послали солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома, что в Нижегородской области России. Промысел развивается там с 17-го века.
С тех пор на золотом фоне живут диковинные птицы, цветы и травы.
Расписные ложки и чаши известны во всем мире. А секрет золотой краски заключается в специальной технологии лакирования. В печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Хохлому сразу запомнишь и ни с чем не спутаешь
Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)
Учитель: Какой это промысел? (городец) Когда и где возник этот промысел? Послушаем и узнаем.
Ученик 2.
Городецкая роспись – как её нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит!
Городецкая роспись зародилась в 19-м веке в районе города Городец, что в Нижегородской области в Поволжье. Яркая, нарядная Городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны и купавки. Фон для росписи – натуральное дерево, желтый, красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья.
(Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)
Учитель:Какой это промысел? (гжель – ю-в от Москвы) Где родина гжели? Давайте узнаем!
Ученик 3.
Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.
Что за синие просторы! И картины, и узоры!
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!
Ученик 4.
В шестидесяти километрах от Москвы находится село с необычным названием Гжель. Название «Гжель» произошло от слов «глину жечь».
С 14-го века здесь образовался центр керамического производства.
Первоначально гжельские мастера для росписи использовали разноцветные краски, после чего изделие покрывали эмалью. Такие изделия назывались «майолика».
С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 19-м веке сложился стиль: синяя роспись по белому фону. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры.По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром этот промысел называют бело-голубым чудом.
Салатницы и конфетницы, хлебницы и сухарницы, сервизы, подсвечники, вазы и сувениры - все, что душа пожелает, можно найти в гжельских изделиях.
табличка на карте - ю-в от Москвы
Педагог: О народных промыслах России можно говорить бесконечно! Давайте проследим географию еще некоторых из них.
флажки на карте России
- Дымковская игрушка (слоб. Дымково, сейчас микрорайон в г.Киров, Кировская обл; 15 век)
- Филимоновская игрушка (д.Филимоново Тульская область ю-з от Москвы; 19-й век)
- Жостовские роспись (д.Жостово, Московская область с-з от Москвы; 19-й век)
- Матрешка (г. Сергиев Посад севернее от Москвы; 19-й век)
Палех – лаковая миниатюра (п. Палех, Ивановская область вост. от Москвы;18-19 век)
- Павловопосадские платки (г.Павловский Посад Московская обл.- восток от Москвы; 19 век)
Посмотрите на карту, где сформировалось очень много известных промыслов России? (Центральная Россия).
Какие народные промыслы развиты в Крыму?
Народный промысел Крыма, в силу специфики своего исторического развития на протяжении уже двух столетий имеет элементы традиционных украинской, русской, армянской, болгарской, греческой и других культур, которые находятся в тесном взаимодействии с элементами крымско-татарской культуры.
Основные направления народного промысла
Батик Бижутерия Бисер Вышивка Вязаные миниатюры Изделия из ракушек Икебана Керамика Кожа Художественная ковка Куклы Лозоплетение Орнаментальная роспись Петриковская роспись на пластинках Работа с овчиной Резьба по дереву Роспись по доскам Соленое тесто Филигрань Флористика из перьев Художественное фото Художник по костюмам Чеканка
Учитель: Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои изделия.
В начале нашего мероприятия мы поставили перед собой ряд вопросов: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Сейчас мы можем на них дать ответы.
ЧТО мы изучали сегодня? - (Народные промыслы России: Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Филимоновская игр, Богородская, каргопольская, Павловопосадские платки, Матрешки, Жостово, Палех, промыслы Зауралья).
ГДЕзарождались ремесла? - (Повсеместно и особенно много в Центральной России (близ Москвы – см. карту).
КОГДАзарождались? - (В 17-19 веках. Бурное развитие происходило в 19-м веке).
ПОЧЕМУ развивались те или иные ремесла? (в той или иной местности было необходимое сырье: глина, древесина, металл и человек начал изготавливать различные изделия из того, что давала природа).
ЗАЧЕМчеловеку нужны были промыслы? – (Использовал это в быту и для красоты
- Нужны ли нам сегодня, в 21 веке народные промыслы? (ответы детей)
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим и настоящего с будущим, это связь времен. Народные промыслы – это гордость России!
Не зря говорится: «Нельзя построить будущее, не зная своего прошлого». Поэтому связующую нить истории мы никогда не должны терять и сохранить то, что дали нам наши предки и передать потомкам.
В заключении я предлагаю вам составить Синквейн по теме нашего мероприятия:
Народные промыслы.
Уникальные, неповторимые.
Живут, учат, восхищают.
Соединяют прошлое и настоящее.
Достояние России.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1
с углублённым изучением английского языка им. В. Дубинина»