СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Народные промыслы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Народные промыслы России »

 Целевая аудитория: обучающиеся 9-х классов

Цель: Развитие нравственных и эстетических чувств, формирование гражданского самосознания, осознанного отношения к ценностям исторического прошлого: людям, природе, истории, культуре, ответственности за судьбу исторического прошлого.

Задачи:

- Знакомство с русскими традициями, промыслами и ремеслами;

- Воспитание интереса и уважения к культуре своего народа;

- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

 

Ход мероприятия:

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся, даже вспомним некоторые из них.  В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь различными ремеслами.  – Что такое «ремесло»?

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

 

- Сохранились ли ремесла сегодня?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества – сейчас мы называем это «промыслы». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».

 

Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначений. Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, решающие различные художественные задачи.

Мастер народного художественного промысла – человек, который изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы.

Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих произведениях. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIXвека.

- Какие виды народных промыслов вы можете назвать? (ответы  ребят)

- Откуда родом эти ремесла? (могут возникнуть затруднения)

-Какие ремесла есть в нашем крае?

Не на все вопросы у вас нашлись ответы, следовательно, что нам предстоит узнать сегодня?

(о видах народных промыслов, откуда они родом, т.е их географию на карте России, их историю; т.о. мы будем искать ответы на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?)

Итак, мы открываем для себя «Историю и Географию народных промыслов России» -это будет темой и целью нашей сегодняшней встречи.

Учитель: Какой это промысел? (хохлома) Откуда он родом? Когда появился? Давайте узнаем.

Ученик 1.

Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

 

Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послали солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома, что в Нижегородской области России. Промысел развивается там с 17-го века.

С тех пор на золотом фоне живут диковинные птицы, цветы и травы.

Расписные ложки и чаши известны во всем мире. А секрет золотой краски заключается в специальной технологии лакирования. В печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Хохлому сразу запомнишь и ни с чем не спутаешь

Прикреплена табличка   на карту - Нижегородская обл.)

 Учитель:  Какой это промысел? (городец) Когда и где возник этот промысел? Послушаем и узнаем.

Ученик 2.

Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

Городецкая роспись зародилась в 19-м веке в районе города Городец, что в Нижегородской области в Поволжье. Яркая, нарядная Городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны и купавки. Фон для росписи – натуральное дерево, желтый, красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья.

(Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)

Учитель: Какой это промысел? (гжель – ю-в от Москвы) Где родина гжели? Давайте узнаем!

Ученик 3.

Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.

Что за синие просторы! И картины, и узоры!

Поверить трудно: неужели  Всего два цвета? Чудеса!..  Вот так художники из Гжели  На снег наносят небеса!

Ученик 4.

В шестидесяти километрах от Москвы находится село с необычным названием Гжель. Название «Гжель» произошло от слов «глину жечь».

С 14-го века здесь образовался центр керамического производства.

Первоначально гжельские мастера для росписи использовали разноцветные краски, после чего изделие покрывали эмалью. Такие изделия назывались «майолика».

С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 19-м веке сложился стиль: синяя роспись по белому фону. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром этот промысел называют бело-голубым чудом.

Салатницы и конфетницы, хлебницы и сухарницы, сервизы, подсвечники, вазы и сувениры - все, что душа пожелает, можно найти в гжельских изделиях.

табличка на карте - ю-в от Москвы

Педагог: О народных промыслах России можно говорить бесконечно! Давайте проследим географию еще некоторых из них.

 флажки на карте России

- Дымковская игрушка (слоб. Дымково, сейчас микрорайон в г.Киров, Кировская обл; 15 век)

Филимоновская игрушка (д.Филимоново Тульская область ю-з от Москвы; 19-й век)

Жостовские роспись (д. Жостово, Московская область с-з от Москвы; 19-й век)

- Матрешка (г. Сергиев Посад севернее от Москвы; 19-й век)

  Палех – лаковая миниатюра (п. Палех, Ивановская область вост. от Москвы; 18-19 век)

- Богородская игрушка (с.Богородское Московская обл; 19 век)

- Павловопосадские платки (г.Павловский Посад Московская обл.- восток от Москвы; 19 век)

Посмотрите на карту, где сформировалось очень много известных промыслов России? (Центральная Россия).

Какие народные промыслы развиты в Крыму?

 Народный промысел Крыма, в силу специфики своего исторического развития на протяжении уже двух столетий имеет элементы традиционных украинскойрусской, армянской, болгарской, греческой и других культур, которые находятся в тесном взаимодействии с элементами крымско-татарской культуры.

Основные направления народного промысла

  Батик  Бижутерия  Бисер Вышивка Вязаные миниатюры Изделия из ракушек  Икебана Керамика Кожа Художественная ковка  Куклы Лозоплетение Орнаментальная роспись Петриковская роспись на пластинках Работа с овчиной Резьба по дереву Роспись по доскам Соленое тесто Филигрань Флористика из перьев Художественное фото Художник по костюмам Чеканка

Учитель:  Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои изделия.

В начале нашего мероприятия мы поставили перед собой ряд вопросов: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Сейчас мы можем на них дать ответы.

ЧТО мы изучали сегодня? - (Народные промыслы России: Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Филимоновская игр, Богородская, каргопольская, Павловопосадские платки, Матрешки, Жостово, Палех, промыслы Зауралья).

ГДЕ зарождались ремесла? - (Повсеместно и особенно много в Центральной России (близ Москвы – см. карту).

КОГДА зарождались? - (В 17-19 веках. Бурное развитие происходило в 19-м веке).

ПОЧЕМУ развивались те или иные ремесла? (в той или иной местности было необходимое сырье: глина, древесина, металл и человек начал изготавливать различные изделия из того, что давала природа).

ЗАЧЕМ человеку нужны были промыслы? – (Использовал это в быту и для красоты

Нужны ли нам сегодня, в 21 веке народные промыслы? (ответы детей)

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим и настоящего с будущим, это связь времен. Народные промыслы – это гордость России!

Не зря говорится: «Нельзя построить будущее, не зная своего прошлого». Поэтому связующую нить истории мы никогда не должны терять и сохранить то, что дали нам наши предки и передать потомкам.

В заключении я предлагаю вам составить Синквейн по теме нашего мероприятия:

 

Народные промыслы.

Уникальные, неповторимые.

Живут, учат, восхищают.

Соединяют прошлое и настоящее.

Достояние России.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Народные промыслы России"»

«Народные промыслы России »



Учитель:  Заярная Людмила Ивановна

Целевая аудитория: обучающиеся 9-х классов



Цель: Развитие нравственных и эстетических чувств, формирование гражданского самосознания, осознанного отношения к ценностям исторического прошлого: людям, природе, истории, культуре, ответственности за судьбу исторического прошлого.

Задачи:

- Знакомство с русскими традициями, промыслами и ремеслами;

- Воспитание интереса и уважения к культуре своего народа;

- Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.



Ход мероприятия:

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся, даже вспомним некоторые из них. 
В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь различными ремеслами. 
– Что такое «ремесло»?

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.



- Сохранились ли ремесла сегодня?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества – сейчас мы называем это «промыслы». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».



Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначений.
Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, решающие различные художественные задачи.

Мастер народного художественного промысла – человек, который изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы.

Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих произведениях. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIXвека.


- Какие виды народных промыслов вы можете назвать? (ответы ребят)

- Откуда родом эти ремесла? (могут возникнуть затруднения)

-Какие ремесла есть в нашем крае?

Не на все вопросы у вас нашлись ответы, следовательно, что нам предстоит узнать сегодня?

(о видах народных промыслов, откуда они родом, т.е их географию на карте России, их историю; т.о. мы будем искать ответы на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?)

Итак, мы открываем для себя «Историю и Географию народных промыслов России» -это будет темой и целью нашей сегодняшней встречи.

Учитель: Какой это промысел? (хохлома) Откуда он родом? Когда появился? Давайте узнаем.

Ученик 1.

Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!



Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послали солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома, что в Нижегородской области России. Промысел развивается там с 17-го века.

С тех пор на золотом фоне живут диковинные птицы, цветы и травы.

Расписные ложки и чаши известны во всем мире. А секрет золотой краски заключается в специальной технологии лакирования. В печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Хохлому сразу запомнишь и ни с чем не спутаешь

Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)

Учитель:  Какой это промысел? (городец) Когда и где возник этот промысел? Послушаем и узнаем.

Ученик 2.

Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

Городецкая роспись зародилась в 19-м веке в районе города Городец, что в Нижегородской области в Поволжье. Яркая, нарядная Городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны и купавки. Фон для росписи – натуральное дерево, желтый, красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья.

(Прикреплена табличка на карту - Нижегородская обл.)

Учитель: Какой это промысел? (гжель – ю-в от Москвы) Где родина гжели? Давайте узнаем!

Ученик 3.

Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.

Что за синие просторы! И картины, и узоры!

Поверить трудно: неужели 
Всего два цвета? Чудеса!.. 
Вот так художники из Гжели 
На снег наносят небеса!

Ученик 4.

В шестидесяти километрах от Москвы находится село с необычным названием Гжель. Название «Гжель» произошло от слов «глину жечь».

С 14-го века здесь образовался центр керамического производства.

Первоначально гжельские мастера для росписи использовали разноцветные краски, после чего изделие покрывали эмалью. Такие изделия назывались «майолика».

С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 19-м веке сложился стиль: синяя роспись по белому фону. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром этот промысел называют бело-голубым чудом.

Салатницы и конфетницы, хлебницы и сухарницы, сервизы, подсвечники, вазы и сувениры - все, что душа пожелает, можно найти в гжельских изделиях.

табличка на карте - ю-в от Москвы

Педагог: О народных промыслах России можно говорить бесконечно! Давайте проследим географию еще некоторых из них.

флажки на карте России

- Дымковская игрушка (слоб. Дымково, сейчас микрорайон в г.Киров, Кировская обл; 15 век)

Филимоновская игрушка (д.Филимоново Тульская область ю-з от Москвы; 19-й век)

Жостовские роспись (д. Жостово, Московская область с-з от Москвы; 19-й век)

- Матрешка (г. Сергиев Посад севернее от Москвы; 19-й век)

Палех – лаковая миниатюра (п. Палех, Ивановская область вост. от Москвы; 18-19 век)

- Богородская игрушка (с.Богородское Московская обл; 19 век)

- Павловопосадские платки (г.Павловский Посад Московская обл.- восток от Москвы; 19 век)

Посмотрите на карту, где сформировалось очень много известных промыслов России? (Центральная Россия).

Какие народные промыслы развиты в Крыму?

Народный промысел Крыма, в силу специфики своего исторического развития на протяжении уже двух столетий имеет элементы традиционных украинскойрусской, армянской, болгарской, греческой и других культур, которые находятся в тесном взаимодействии с элементами крымско-татарской культуры.

Основные направления народного промысла

 Батик
Бижутерия
Бисер
Вышивка
Вязаные миниатюры
Изделия из ракушек 
Икебана
Керамика
Кожа
Художественная ковка
Куклы
Лозоплетение
Орнаментальная роспись
Петриковская роспись на пластинках
Работа с овчиной
Резьба по дереву
Роспись по доскам
Соленое тесто
Филигрань
Флористика из перьев
Художественное фото
Художник по костюмам
Чеканка

Учитель:  Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои изделия.

В начале нашего мероприятия мы поставили перед собой ряд вопросов: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Сейчас мы можем на них дать ответы.

ЧТО мы изучали сегодня? - (Народные промыслы России: Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Филимоновская игр, Богородская, каргопольская, Павловопосадские платки, Матрешки, Жостово, Палех, промыслы Зауралья).

ГДЕ зарождались ремесла? - (Повсеместно и особенно много в Центральной России (близ Москвы – см. карту).

КОГДА зарождались? - (В 17-19 веках. Бурное развитие происходило в 19-м веке).

ПОЧЕМУ развивались те или иные ремесла? (в той или иной местности было необходимое сырье: глина, древесина, металл и человек начал изготавливать различные изделия из того, что давала природа).

ЗАЧЕМ человеку нужны были промыслы? – (Использовал это в быту и для красоты

Нужны ли нам сегодня, в 21 веке народные промыслы? (ответы детей)

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим и настоящего с будущим, это связь времен. Народные промыслы – это гордость России!

Не зря говорится: «Нельзя построить будущее, не зная своего прошлого». Поэтому связующую нить истории мы никогда не должны терять и сохранить то, что дали нам наши предки и передать потомкам.

В заключении я предлагаю вам составить Синквейн по теме нашего мероприятия:

Народные промыслы.

Уникальные, неповторимые.

Живут, учат, восхищают.

Соединяют прошлое и настоящее.

Достояние России.



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1

с углублённым изучением английского языка им. В. Дубинина»





Мероприятие для 9 – х классов подготовила

Учитель географии Заярная Л.И.

2018 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!