СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление образования

Администрация Северодвинска

муниципальный конкурс

«Экология глазами детей: Растительный мир северного края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Бочарова Анна Сергеевна

Ученица 7А класса

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

 школа №5»

 

 

 

Руководитель:

Беласик Людмила Николаевна

учитель изобразительного искусства

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

Северодвинск

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….………...3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...………………………………………………………………………......4

1.История и современность северных росписей……..……………….………………………..4

1.1 Пермогорская роспись. История возникновения …………….……...................................5

1.2.Борецкая  роспись. История возникновения…………………………………………….....6

1.3. Сходство и различие растительных мотивов росписей ..………………………………...7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………......8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….....9

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..10-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прикладное искусство севера хорошо известно среди наших родителей, бабушек и дедушек. Для нашей исследовательской работы мы выбрали эту тему, так как она развивает фантазию, творческое мышление, помогает больше узнать о традициях северного искусства и народа. Такая область как искусство для нас очень интересна, дает нам развитие наших творческих способностей и воспитывает вкус молодого поколения. Тема, выбранная нами, предоставляет большой интерес подрастающему поколению, так как она является частью нашей древней русской культуры, несет духовные корни и имеет свои интересные традиции.

Актуальностью нашей работы является исследование растительных мотивов пермогорской и борецкой росписей. Мы выбрали эту тему, потому что современная молодежь, подростки 12-16 лет мало знают о традициях русского северного прикладного искусства. Глубокое изучение этой темы, дает возможность воспитать уважение к своим традициям, увидеть красоту и богатство различных техник, связанных с красотой природы.

На уроках изобразительного искусства в 6 и 7 классах мы познакомились с пермогорской и борецкой росписями. В процессе знакомства и выполнении работ мне показалось, что росписи очень похожи между собой, особенно растительным орнаментом, т.к. на уроках времени было недостаточно разобраться в этом вопросе, я решила сделать это самостоятельно. Это поможет мне лучше разбираться в изделиях мастеров, научиться любить и понимать культуру своей малой родины, того уголка необъятной России, где ты родился, того края, где ты живёшь!

Цель: узнать есть ли сходство и различие у растительных орнаментов борецкой и пермогорской росписей.

Задачи:

- изучение литературы по данной теме;

- собрать и обработать необходимый материал;

- сравнить растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей;

- сделать выводы.

Методы:

- сравнение;

- анализ;

- описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. История и современность северодвинских росписей

 

Истоки зарождения художественного образования на Архангельском Севере зарождаются издревле, с появлением народных ремесел и обучения чтению и письму. Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда - на дому. От отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и успешно создавать необходимые вещи с декоративным украшением, обладающие семейными художественными традициями. В монастырях и церквях, а иногда при крестьянских дворах, учение проходило не более 1 года, без плана и учебной программы, учителя - грамотеи обучали тому, что знали сами - читать, писать, считать.

 В XVII веке, с появлением нескольких разрядов школ и училищ, стали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью: школы при церковных приходах, школы грамоты на селе, частные школы в городах. Рисования как предмета еще не существовало, детям предлагалось копирование образцов букв и рисунков из церковных книг. Записав и запомнив буквы, слова, дети перерисовывали с образца или по памяти предметы быта или крестьянской утвари и подписывали их. В конце XVII века появляются Малые народные училища в Архангельской губернии, в Онеге и Холмогорах. Училища были двухклассные, обучение проходило два года, чуть позже открываются и трехклассные, четыре года обучения. Занятия проводились в трех отделениях одновременно: 1 отделение - младшие школьники, 2 отделение - средние школьники, 3 отделение - старшие школьники. Рисование использовалось для умения писать, читать и иметь представление о строении предметов, используемых в быту и труде. К началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: школы грамоты, церковно-приходские школы, приходские училища, народные училища, городские училища, гимназии, мужская и женская, торгово-мореходное училище, механико-техническое училище. В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, где на факультетах начального и трудового обучения преподаётся изобразительное искусство.

Все виды северодвинских росписей уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Ведущая тема северодвинских росписей - это жизнь народа и родной природы. Основу их составляют растительные мотивы.

В настоящее время в г. Архангельске и области при центрах народных промыслов существуют мастерские с учебными классами подготовки юных мастеров. В г. Архангельске работает ряд кружков и студий по народным промыслам. В 1990 году открыта "Школа народных ремесел", основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера и преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий, кружков.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Пермогорская роспись

 

История возникновения

 

            Возникла Пермогорская роспись в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего века, а с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры». Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В четырех километрах от нее раскинулась деревня Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепаново. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и является центром Пермогорской росписи.

Пермогорская роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков. История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков.

Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контурам, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный - к темно - вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски. Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

Основу Пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

 Кроме основных элементов росписи были еще приписки. Название «приписки» говорит само за себя. Это мелкие, незначительные элементы, которые помогают заполнить пространство. Состоят приписки из листочков, ягодок, «огуречников». Это самые мелкие элементы орнамента. Маленькие «огурчики» и ягодки придавали рисунку нарядность и изысканность, по ним легко было узнать руку мастера.

Цветы. Главный, характерный цветок Пермогорской росписи - тюльпан. Его «мясистый» цветок, как и круглая розетка, легко держится на тонкой ножке. Такое художественное решение придает росписи легкость и изящество.

Трилистник. Это основной растительный мотив Пермогорской росписи. В нем - то образ цветка, маленького тюльпана, то образ проклюнувшегося зерна, то пышных листьев. Трилистник может быть симметричным и несимметричным. И не обязательно состоять из трех листков.

Дерево. Пермогорское дерево «растет» на «горе», как и положено Мировому Древу. Символически гора изображается маленьким бугорком. Ветки с трилистниками раскидываются в разные стороны, заполняя пространство в нужном направлении. Дополняются они разнообразными мелкими элементами.

Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд [1,с.81].

 

1.2 Борецкая роспись

 

История возникновения

 

Борецкая роспись - одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими как Пермогорская или Мезенская.

Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении Борецкой росписи.

Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.

Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в семи километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.

Корни Борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы, композиционное решение сюжетов верховой езды, где всадник напоминает Георгия Победоносца, а также всегда горячий колорит росписи. Композицию росписи Борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Содержание народной росписи Борка самобытно.

Все прялки Борка, как и прялки Пучуги и Нижней Тоймы, отличаются особым изяществом и единообразием. Роспись самой Борецкой прялки всегда сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора, а сусальное золото придавало ей праздничность и нарядность.

Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица или цветок. Большое значение имеет и сама конфигурация ножек. Они выпиливались в форме четырех или пяти кругов, соединенных между собой плавными фигурными переходами. [2,с.51].

Круг сюжетов Борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся веточки с ягодами, с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки, трилистники, древо жизни, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты. Главный символ росписи – Древо Жизни, изображенное в виде роскошного цветка, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Со временем появляются новые персонажи и новые композиции, хотя прослеживаются и древние темы.

 

1.3 Сходство и различие растительных мотивов росписей

 

Рассматривая изделия борецких и пермогорских мастеров, мы пришли к выводу, что трудно отделить растительный орнамент росписей от общей композиции. И все-таки постарались это сделать.

 Сходство росписей растительного орнамента состоит в том, что в обеих росписях имеется:

- Древо Жизни;

-трилистники;

- цветы;

-«приписки», мелкие растительные элементы помогающие заполнить пространство - листочки, ягодки, «огурчики»

Различие, которые мы рассмотрели в росписях - это техника исполнение мастерами растительных орнаментов

 Древо Жизни ПРИЛОЖЕНИЕ №1 

Пермогорское Древо Жизни «растет» на «горе», как и положено Мировому Древу, ветки трилистники раскидываются в разные стороны, дополняется Древо Жизни мелкими «приписками»

Борецкое Древо Жизни, изображается  в виде тюльпана или подсолнуха, с почти прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены, изящные листья, цветы, ягоды, является главным символом росписи.

Трилистники ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Для пермогорской росписи является основным растительным мотивом, он может быть как симметричным, так и несимметричным и не обязательно состоять из трех листов. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.

В борецкой росписи трилистник всегда симметричен и дополняется веточками я ягодками.

Цветы ПРИЛОЖЕНИЕ №3

. Главный цветок пермогорской росписи - тюльпан, у борецкой росписи огромный цветок, как уже выше было сказано изображался на Древе Жизни.

«Приписки», мелкие растительные элементы помогающие заполнить пространство - листочки, ягодки, «огурчики», также отличались исполнением. ПРИЛОЖЕНИЕ №4

            Нельзя не отметить  какие цвета использовали мастера  в своих работах.

 Для мастеров пермогорской росписи основными цветами являлись красный основной, жёлтый, зелёный, чёрный и очень редко синий.

Для мастеров борецкой росписи сусальное золото, красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый, чёрный. Фон же оставался белый для изделий этих мастеров

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы, что истоки северного декоративно- прикладного искусства и его образования взаимосвязаны и уходят глубоко корнями в языческую, а затем в православную культуру России, в результате которых, сформировалась глубокая и содержательная культура Русского Севера, сохранившая лучшие традиции прошлого. Сохранение и преемственность семейных традиций, ремёсел; глубокое верование и почитание народной мудрости, как жить, как дело творить и счастливым быть; неразделимая связь с природой, как источником благополучия, вдохновения и созерцания. Всё вышесказанное далеко не исчерпывает всех богатств и разнообразий народной культуры Русского Севера, много актуальных открытий предстоит ещё сделать историкам, педагогам, искусствоведам, художникам. Север всегда был и остаётся неисчерпаемым источником.

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все, же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.

В ходе проведённого исследования было выявлено, что изученные и рассмотренные растительные орнаменты росписей  имеют сходство и различия. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующее:

- каждое исполнение растительного орнамента имеет свой почерк, и если изучить традиции исполнения растительного орнамента и не только, то ошибиться будет невозможно. Кроме сходств и различий растительных орнаментов росписей рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить в целом их сходство и различия, учитывая бытовые сценки, композиции и т.д.

Своей работой я хотела бы привлечь внимание одноклассников к  данной проблеме, а также использование работы, во время изучения тем по изобразительному искусству.

В процессе работы над исследованием я бесценный приобрела опыт. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок.

Больше всего сложностей вызвало у меня анализ, обработка изученной литературы. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Величко Н. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. Москва АСТ-ПРЕСС 1999.-81

2. Изместьева Л.А. Борецкая роспись. М.:  Просвещение,  1994.- 51 с.

3. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов [Текст] / М.С. Соколова. - М., 2005.

4. http://dvinovaje.ru/blog/vozrozhdenie_boreckoj_rospisi/2012-11-12-17 (13.03.2017)

5.https://sites.google.com/site/venekunst/(15.04.2017)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Древо Жизни

 

Пермогорское Древо Жизни

 

 

 

Борецкое Древо Жизни

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Трилистники

Пермогорские трилистники

 

 

Борецкие трилистники

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Цветы

Пермогорские тюльпаны

 

 

Борецкие тюльпаны

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«Приписки»

«Приписки» пермогорские

 

 

«Приписки» борецкие

 

 

Просмотр содержимого документа
««Растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей»»

15



Управление образования

Администрация Северодвинска

муниципальный конкурс

«Экология глазами детей: Растительный мир северного края»













«Растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей»






Работу выполнила:

Бочарова Анна Сергеевна

Ученица 7А класса

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа №5»







Руководитель:

Беласик Людмила Николаевна

учитель изобразительного искусства

высшая квалификационная категория








Северодвинск

2017



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….………...3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...………………………………………………………………………......4

1.История и современность северных росписей……..……………….………………………..4

1.1 Пермогорская роспись. История возникновения …………….……...................................5

1.2.Борецкая роспись. История возникновения…………………………………………….....6

1.3. Сходство и различие растительных мотивов росписей ..………………………………...7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………......8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….....9

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..10-13






































ВВЕДЕНИЕ

Прикладное искусство севера хорошо известно среди наших родителей, бабушек и дедушек. Для нашей исследовательской работы мы выбрали эту тему, так как она развивает фантазию, творческое мышление, помогает больше узнать о традициях северного искусства и народа. Такая область как искусство для нас очень интересна, дает нам развитие наших творческих способностей и воспитывает вкус молодого поколения. Тема, выбранная нами, предоставляет большой интерес подрастающему поколению, так как она является частью нашей древней русской культуры, несет духовные корни и имеет свои интересные традиции.

Актуальностью нашей работы является исследование растительных мотивов пермогорской и борецкой росписей. Мы выбрали эту тему, потому что современная молодежь, подростки 12-16 лет мало знают о традициях русского северного прикладного искусства. Глубокое изучение этой темы, дает возможность воспитать уважение к своим традициям, увидеть красоту и богатство различных техник, связанных с красотой природы.

На уроках изобразительного искусства в 6 и 7 классах мы познакомились с пермогорской и борецкой росписями. В процессе знакомства и выполнении работ мне показалось, что росписи очень похожи между собой, особенно растительным орнаментом, т.к. на уроках времени было недостаточно разобраться в этом вопросе, я решила сделать это самостоятельно. Это поможет мне лучше разбираться в изделиях мастеров, научиться любить и понимать культуру своей малой родины, того уголка необъятной России, где ты родился, того края, где ты живёшь!

Цель: узнать есть ли сходство и различие у растительных орнаментов борецкой и пермогорской росписей.

Задачи:

- изучение литературы по данной теме;

- собрать и обработать необходимый материал;

- сравнить растительные мотивы пермогорской и борецкой росписей;

- сделать выводы.

Методы:

- сравнение;

- анализ;

- описание















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. История и современность северодвинских росписей


Истоки зарождения художественного образования на Архангельском Севере зарождаются издревле, с появлением народных ремесел и обучения чтению и письму. Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда - на дому. От отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и успешно создавать необходимые вещи с декоративным украшением, обладающие семейными художественными традициями. В монастырях и церквях, а иногда при крестьянских дворах, учение проходило не более 1 года, без плана и учебной программы, учителя - грамотеи обучали тому, что знали сами - читать, писать, считать.

В XVII веке, с появлением нескольких разрядов школ и училищ, стали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью: школы при церковных приходах, школы грамоты на селе, частные школы в городах. Рисования как предмета еще не существовало, детям предлагалось копирование образцов букв и рисунков из церковных книг. Записав и запомнив буквы, слова, дети перерисовывали с образца или по памяти предметы быта или крестьянской утвари и подписывали их. В конце XVII века появляются Малые народные училища в Архангельской губернии, в Онеге и Холмогорах. Училища были двухклассные, обучение проходило два года, чуть позже открываются и трехклассные, четыре года обучения. Занятия проводились в трех отделениях одновременно: 1 отделение - младшие школьники, 2 отделение - средние школьники, 3 отделение - старшие школьники. Рисование использовалось для умения писать, читать и иметь представление о строении предметов, используемых в быту и труде. К началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: школы грамоты, церковно-приходские школы, приходские училища, народные училища, городские училища, гимназии, мужская и женская, торгово-мореходное училище, механико-техническое училище. В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, где на факультетах начального и трудового обучения преподаётся изобразительное искусство.

Все виды северодвинских росписей уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Ведущая тема северодвинских росписей - это жизнь народа и родной природы. Основу их составляют растительные мотивы.

В настоящее время в г. Архангельске и области при центрах народных промыслов существуют мастерские с учебными классами подготовки юных мастеров. В г. Архангельске работает ряд кружков и студий по народным промыслам. В 1990 году открыта "Школа народных ремесел", основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера и преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий, кружков.












1.1 Пермогорская роспись


История возникновения


Возникла Пермогорская роспись в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего века, а с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры». Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В четырех километрах от нее раскинулась деревня Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепаново. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и является центром Пермогорской росписи.

Пермогорская роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков. История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков.

Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контурам, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный - к темно - вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски. Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

Основу Пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

Кроме основных элементов росписи были еще приписки. Название «приписки» говорит само за себя. Это мелкие, незначительные элементы, которые помогают заполнить пространство. Состоят приписки из листочков, ягодок, «огуречников». Это самые мелкие элементы орнамента. Маленькие «огурчики» и ягодки придавали рисунку нарядность и изысканность, по ним легко было узнать руку мастера.

Цветы. Главный, характерный цветок Пермогорской росписи - тюльпан. Его «мясистый» цветок, как и круглая розетка, легко держится на тонкой ножке. Такое художественное решение придает росписи легкость и изящество.

Трилистник. Это основной растительный мотив Пермогорской росписи. В нем - то образ цветка, маленького тюльпана, то образ проклюнувшегося зерна, то пышных листьев. Трилистник может быть симметричным и несимметричным. И не обязательно состоять из трех листков.

Дерево. Пермогорское дерево «растет» на «горе», как и положено Мировому Древу. Символически гора изображается маленьким бугорком. Ветки с трилистниками раскидываются в разные стороны, заполняя пространство в нужном направлении. Дополняются они разнообразными мелкими элементами.

Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд [1,с.81].



1.2 Борецкая роспись



История возникновения


Борецкая роспись - одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими как Пермогорская или Мезенская.

Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении Борецкой росписи.

Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.

Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в семи километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.

Корни Борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы, композиционное решение сюжетов верховой езды, где всадник напоминает Георгия Победоносца, а также всегда горячий колорит росписи. Композицию росписи Борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Содержание народной росписи Борка самобытно.

Все прялки Борка, как и прялки Пучуги и Нижней Тоймы, отличаются особым изяществом и единообразием. Роспись самой Борецкой прялки всегда сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора, а сусальное золото придавало ей праздничность и нарядность.

Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица или цветок. Большое значение имеет и сама конфигурация ножек. Они выпиливались в форме четырех или пяти кругов, соединенных между собой плавными фигурными переходами. [2,с.51].

Круг сюжетов Борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся веточки с ягодами, с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки, трилистники, древо жизни, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты. Главный символ росписи – Древо Жизни, изображенное в виде роскошного цветка, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Со временем появляются новые персонажи и новые композиции, хотя прослеживаются и древние темы.


1.3 Сходство и различие растительных мотивов росписей


Рассматривая изделия борецких и пермогорских мастеров, мы пришли к выводу, что трудно отделить растительный орнамент росписей от общей композиции. И все-таки постарались это сделать.

Сходство росписей растительного орнамента состоит в том, что в обеих росписях имеется:

- Древо Жизни;

-трилистники;

- цветы;

-«приписки», мелкие растительные элементы помогающие заполнить пространство - листочки, ягодки, «огурчики»

Различие, которые мы рассмотрели в росписях - это техника исполнение мастерами растительных орнаментов

Древо Жизни ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пермогорское Древо Жизни «растет» на «горе», как и положено Мировому Древу, ветки трилистники раскидываются в разные стороны, дополняется Древо Жизни мелкими «приписками»

Борецкое Древо Жизни, изображается в виде тюльпана или подсолнуха, с почти прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены, изящные листья, цветы, ягоды, является главным символом росписи.

Трилистники ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Для пермогорской росписи является основным растительным мотивом, он может быть как симметричным, так и несимметричным и не обязательно состоять из трех листов. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.

В борецкой росписи трилистник всегда симметричен и дополняется веточками я ягодками.

Цветы ПРИЛОЖЕНИЕ №3

. Главный цветок пермогорской росписи - тюльпан, у борецкой росписи огромный цветок, как уже выше было сказано изображался на Древе Жизни.

«Приписки», мелкие растительные элементы помогающие заполнить пространство - листочки, ягодки, «огурчики», также отличались исполнением. ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Нельзя не отметить какие цвета использовали мастера в своих работах.

Для мастеров пермогорской росписи основными цветами являлись красный основной, жёлтый, зелёный, чёрный и очень редко синий.

Для мастеров борецкой росписи сусальное золото, красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый, чёрный. Фон же оставался белый для изделий этих мастеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы, что истоки северного декоративно- прикладного искусства и его образования взаимосвязаны и уходят глубоко корнями в языческую, а затем в православную культуру России, в результате которых, сформировалась глубокая и содержательная культура Русского Севера, сохранившая лучшие традиции прошлого. Сохранение и преемственность семейных традиций, ремёсел; глубокое верование и почитание народной мудрости, как жить, как дело творить и счастливым быть; неразделимая связь с природой, как источником благополучия, вдохновения и созерцания. Всё вышесказанное далеко не исчерпывает всех богатств и разнообразий народной культуры Русского Севера, много актуальных открытий предстоит ещё сделать историкам, педагогам, искусствоведам, художникам. Север всегда был и остаётся неисчерпаемым источником.

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все, же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.

В ходе проведённого исследования было выявлено, что изученные и рассмотренные растительные орнаменты росписей имеют сходство и различия. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующее:

- каждое исполнение растительного орнамента имеет свой почерк, и если изучить традиции исполнения растительного орнамента и не только, то ошибиться будет невозможно. Кроме сходств и различий растительных орнаментов росписей рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить в целом их сходство и различия, учитывая бытовые сценки, композиции и т.д.

Своей работой я хотела бы привлечь внимание одноклассников к данной проблеме, а также использование работы, во время изучения тем по изобразительному искусству.

В процессе работы над исследованием я бесценный приобрела опыт. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок.

Больше всего сложностей вызвало у меня анализ, обработка изученной литературы.
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Величко Н. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. Москва АСТ-ПРЕСС 1999.-81

2. Изместьева Л.А. Борецкая роспись. М.: Просвещение, 1994.- 51 с.

3. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов [Текст] / М.С. Соколова. - М., 2005.

4. http://dvinovaje.ru/blog/vozrozhdenie_boreckoj_rospisi/2012-11-12-17 (13.03.2017)

5.https://sites.google.com/site/venekunst/(15.04.2017)







































ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Древо Жизни


Пермогорское Древо Жизни




Борецкое Древо Жизни








ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Трилистники

Пермогорские трилистники



Борецкие трилистники





ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Цветы

Пермогорские тюльпаны



Борецкие тюльпаны





ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«Приписки»

«Приписки» пермогорские



«Приписки» борецкие






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!