Гафаров Рустам Мазитович,
мастер производственного обучения
ФКПОУ №142 г.Салават
Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовойобщине была "вплетена" в способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и
навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членовобщины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков,старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной
обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающегопоколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания.Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение,приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать".
пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов
пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов.Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко
рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как
человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность
за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо,
появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и
что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение
знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней
Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы,
дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались
государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много
путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи
разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается,
что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами
просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей
общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в
городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие
специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с
обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной
свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим
детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить,
уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не
забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то
забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к
личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников,
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.
Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.
Профессия педагога - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.
Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".
В современной концепции педагогического образования, исходя из представлений, что учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа - учителя, ориентированного на Человека. Ориентация на Человека в образовании выступает как процесс постепенного отказа образовательной системы от жёсткой ориентации на обслуживание государства в ущерб интересам главного субъекта образовательного процесса - человека развивающегося.
Ведущая тенденция современного образования - переход к новой личностной парадигме. Знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Смена парадигм в данном случае выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь необходимо должны войти не только знаниевый, деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-планирующих и др. функций. При этом речь идет не о "вреде" знаний, о недооценке других составляющих образовательного процесса, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же как таковое - безусловно - универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только может быть с несколько иными свойствами и иной предметной сферой.
"Зачем нам знания? - вопрошает известный педагог Ш. Амонашвили, - без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям?.." [1].
В условиях перехода к личностно-ориентированной парадигме образования изменяется позиция учителя и педагогические требования к его деятельности, разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа “Человек-Человек”. Данный тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.
При этом, если учесть, что профессия “Человек-Человек” характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей, то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века?
Так, модель японских ученых включает существенные признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценности воспитания, свобода и ответственность.
Предлагается еще одна «идеальная» модель учителя, которую необходимо дополнить или сократить в соответствии со своими представлениями: гуманность, дипломатичность, доброта, интеллигентность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства, гибкость ума, разумная требовательность, чуткость, внимательность, ответственность за свое дело, аккуратность, самокритичность, эрудированность, коммуникабельность, выдержка, тактичность, любовь и уважение к детям, чувство долга, принципиальность, творческое мышление, целеустремленность, душевная щедрость, уравновешенность, работоспособность, прозорливость, интеллектуальность, физическое здоровье, профессиональный ёкураж, способность к риску, креативность, объективность в отношениях и оценках, компетентность, высокий профессионализм, ораторские способности, эстетический вкус, чувство юмора, артистичность, четкая дикция, решительность, идейность, терпение, скромность.
Учителю, несущему здоровое начало в своей работе, присущи такие нравственные черты характера как: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество .
Современной школе нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе, критически мыслить, не пасовать перед трудностями, показывать своим воспитанникам пример единства слов, убеждений и дела. Одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка, родителей и умение стимулировать саморазвитие школьника.
За последние 10 лет наблюдается снижение престижа учительской профессии. В конечном итоге это отрицательно сказывается на качестве обучения и воспитания учащихся. Система подготовки учительских кадров в этих условиях нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Библиографический список
1.Сластенин В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов
Педагогика
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.
Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н.
Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик
OCR: Ихтик (г. Уфа)
Учебное издание
Сластенин Виталий Александрович
Исаев Илья Федорович
Шиянов Евгений Николаевич
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы
педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационнодеятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается
характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и
осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются
вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии
Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
-URL- http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%92.%D0%90.%20%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD,%20%D0%98.%D0%A4.%20%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2,%20%D0%90.%D0%98.%20%D0%9C%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,%20%D0%95.%D0%9D.%20%D0%A8%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2.pdf