Возможности применения ИКТ при изучении дисциплины БИОЛОГИИ
Актуальность использования ИКТ в биологии
- • качественно новый тип урока (динамика, информативность);
- • быстрота получения нужной информации;
- • большой спектр наглядных пособий;
- • интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью тренажеров;
- • развитие познавательной активности школьников;
- • развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
- • ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
Преимущества использования ИКТ
- Построение открытой системы образования
- Индивидуализация учебного процесса
- Использование средств компьютерной графики и моделирования
- Рациональная организация познавательной деятельности школьников
- Формирование системного мышления учащихся
- Наглядное представление материала
- Представление в удобном масштабе биологических процессов
- Эффективная проверка знаний
- Многообразие организационных форм
Применение ИКТ на уроках даёт возможность:
- активизировать познавательный интерес у школьников;
- развивать их творческие способности;
- стимулировать умственную деятельность;
- сделать урок более ярким и увлекательным;
- повысить познавательную активность.
Направления использования ИКТ на уроках биологии
Направление 1.
Работа с программными продуктами
К современным ИКТ относятся:
- учебные электронные пособия;
- получение дополнительной информации посредством сети Интернет;
- учебные презентации;
- мультимедийные пособия
Направление 2.
Работа с наглядными пособиями
Наглядность - необходимое и закономерное средство образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в школе.
Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
ИКТ как наглядное пособие (на разных этапах урока)
Использование:
- презентаций, проектных работ
- фотографий
- анимаций различных процессов жизнедеятельности (что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс)
- коллекций видеозаписей, видеофрагментов
Использование компьютера при проверке знаний. ( При изучении темы : «общий план строения клетки. строение клеток прокариот и эукариот» )
1. Определите, какие открытия сделали ученные, изображенные на рисунке(задание на соответствие)
В) Теодор Шванн
Б) Рудольф Вирхов
(1810-1882)
(1821-1902)
Г) Роберт Броун
(1773-1858)
А) Роберт Гук
(1635-1703)
- Открыл клеточное строение растительных тканей и предложил сам термин «клетка» ;
- Сформулировал основные положения клеточной теории;
- Клетки возникают только из клеток путем размножения «клетка из клетки»;
- Английский ботаник , в 1828 году впервые наблюдал ядро в растительной клетке. Впоследствии предложил термин «ядро».
2. Терминологическая разминка
- Цитология
- Метаболизм
- Гомеостаз
- Популяция
- Адаптация
- Клетка
- Раздражимость
3. «Пятый лишний»
- Моделирование
- Мониторинг
- Экспериментальный
- Статистический
- Организменный
4. Тесты
1. Впервые увидел и описал клетки растений…
А) Р. Вирхов В) К. Бэр
Б) Р. Гук Г) А. Левенгук
- Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел
одноклеточные организмы…
А) М.Шлейден В) Р. Вирхов
Б) А. Левенгук Г) Р. Гук
3. Создателями клеточной теории являются:
А) Ч.Дарвин и А.Уоллес В) Г.Мендель и Т. Морган
Б) Т.Шванн и М.Шлейден Г) Р.Гук и Н.Грю
4. Клеточная теория не приемлема для..
А) грибов и бактерий В) животных и растений
Б) вирусов и бактерий Г) бактерий и растений
5. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о…
А) единстве хим. состава В) единстве происхождения всего живого
Б) многообразии живых Г) единстве живой и неживой природы
организмов
ответы
1.
3.Указаны методы биологических исследований. Лишний термин «организменный».
4.
А
Б
1
3
В
Г
2
4
1
Б
2
3
Б
4
Б
5
Б
В
Организмы ( по наличию ядра в клетке делятся )
прокариоты
эукариоты
археи
бактерии
грибы
растения
животные
Эукариоты
Животная клетка
Растительная клетка
Прокариоты
Использование компьютера при закреплении нового материала
1.Определите тип клетки и подпишите органоиды каждой из них.
1вариант
2 вариант
……………………… клетка
……………………… клетка
1
1
10
10
9
9
8
2
1
7
2
3
6
4
5
5
8
3
6
7
4
Сравните клетки прокариот и эукариот
и укажите пять отличий
Признаки
Прокариоты
Ядро
Эукариоты
Нет. ДНК находится в цитоплазме.
Генетический материал
Кольцевая молекула ДНК.
Клеточная стенка
Есть.
Линейные молекулы ДНК, организованные в хромосомы.
Есть. Образована муреином.
Мезосомы
Есть.
У животных – нет, у растений образована целлюлозой.
Мембранные органоиды
Нет.
Обычно нет.
Рибосомы
Есть мелкие.
Есть.
Есть.
Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
С и спользованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий:
- позволяет расширить кругозор учащихся по предмету;
- активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности.