СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданина России на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описываются педагогические технологии по воспитанию гражданина России в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданина России на уроках в начальной школе»

   Современный национальный воспитательный идеал — это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны, укоренённый в духовных и культурных традициях

многонационального народа Российской Федерации.

 Один из своих рассказов замечательный русский писатель А.Лиханов начинает так: «У всякого человека есть в жизни история, которая как зарубка на дереве: потемнеет от времени, сравняется, смолой ее затянет, но приглядишься посильней – вот она, тут, осталась». Особенно глубоки зарубки, полученные в детстве. Хорошо, если добро этому причина. А если нет? Обидное слово, ранящий взгляд, грубость и непонимание, ранив душу, обязательно откликнутся потом. Все в нас: и хорошее, и плохое – из детства. Поэтому у каждого человека должно быть счастливое детство, время любви и защищенности. И особая роль принадлежит в этом учителю, которому семья доверила самое ценное и хрупкое – душу ребенка. Главная задача педагога – сделать все, чтобы ребенок, не растеряв своей неповторимости, уникальности, нашел место в этом непростом, быстро меняющемся мире, стал настоящим Человеком. Огромные возможности для реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России в учебной деятельности дает детская литература, русская классическая литература, которая, освещая вопросы бытия, проблемы жизни, учит пониманию и состраданию, любви и честности. Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Так, изучая устное народное творчество, мы воспитываем у учащихся любовь к Родине, к своему народу, стремление заботиться об окружающих («Родина-мать, умей за неё постоять» «Петушок и бобовое зёрнышко» «Гуси-лебеди»). Произведения русских классиков, изучаемые в разделах «Люблю природу русскую» имеют наибольшую ценность в развитии умений наблюдать за природой, как традиционным источником нравственности; воспитании любви к родному краю, умений восхищаться красотой окружающего мира; формировании экологического сознания. Сказки А.С.Пушкина позволяют формировать у учащихся представления о социальной солидарности – личной свободе, доверии к людям, милосердии, чести, достоинстве, справедливости. В ходе обсуждения басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» у учащихся воспитываются уважение к труду, целеустремленность и настойчивость. Рассказы Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», «Как мужик убрал камень» позволяют характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, воспитывают уважение и сострадание к старым людям, к родителям, к простым крестьянам. После изучения раздела «О братьях наших меньших» все учащиеся выполнили творческие работы (проекты) о своих четвероногих друзьях, где они рассказывали о том, как заботятся, как любят своих животных. Произведения из раздела «Я и мои друзья» позволяют воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности (Стихи о дружбе, рассказы В.Осеевой: «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?») Таким образом, в процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути. Чем больше будет нравственных людей, тем благополучнее, счастливее станет общество.   Воспитание нравственных убеждений требует не просто запоминания правил, но и их осмысления в процессе общественно и личностно значимой творческой деятельности. В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность, которая характеризуется интересом и интеллектуальными умениями. На примерах из литературных произведений учащихся нужно убедить, что не вся деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества. Вот почему так важно организовать чтение произведения, чтобы анализ был не только обучающим, но и этически впечатляющим, формирующим высокие духовные запросы и художественный вкус, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с литературой.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России реализуется и на уроках окружающего мира. Так, изучая тему «Родная страна», обучающиеся узнают имя своей страны, учатся уважительному отношению к государственным символам России, размышляют над тем, почему все народы России называются братскими, учатся толерантному общению. На уроках, посвященных природе, учащиеся учатся правильно относиться к окружающему миру, получают представление о планете Земля, о заповедной природе, получают экологическое сознание, учатся любить родную природу. Всем понравилось работать над проектом «Красная книга». Получить представление о прогрессе человечества позволяют такие темы уроков: «Что такое экономика», «Из чего что сделано», «Какой бывает транспорт», «Культура и образование». При изучении темы «Наша дружная семья» обучающиеся рассказывали о своей семье, о семейных традициях, оценивали характер взаимоотношений людей в семье, учились правильно вести себя с близкими людьми, приносили фотографии, рисовали и вместе с родителями выполнили проект «Моя родословная». На уроках русского языка воспитывается интерес к изучению языка, воспитывается чувство гордости за родной язык. Вот – пример: в теме «Имя прилагательное даётся такое упражнение: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой Идет беседа: «Какой, по мнению автора, русский язык? С чем сравнивает писатель русский язык?» На уроках ИЗО обучающиеся получают понятие о красоте, гармонии, духовном мире человека, нравственном выборе, смысле жизни, эстетическом и этическом развитии. На уроках технологии в разделе «Человек и земля» второклассники знакомятся с темой «Земледелие» (чем занимались наши предки, чем питались), с профессиями людей (садовод, овощевод, гончар, пекарь) Тема «Народные промыслы» представляет большие возможности для развития творчества, воображения, трудолюбия, воспитания чувства гордости за талант русского народа (Хохлома, Городец, Дымково, Матрёшка-символ России) В теме «Строительство» знакомимся с устройством русской избы (Причелина, Наличник, Венец, конь - охлупень). Выполняли проект «Убранство русской избы» - из пластилина лепили русскую печь, коврик, посуду, ухват, кочергу. По теме «Народный костюм» выполняли поделку из картона и ткани «Костюмы для Ани и Вани» (цвета – красный, синий, белый).

 Итак, специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью. Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца.  «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!