СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности (по ФГОС) духовно-нравственного направления «Я- гражданин России»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности (по ФГОС)

духовно-нравственного направления

«Я- гражданин России»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            В Концепции образования сформулирована высшая цель – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

           В соответствии с учебным планом лицея на кружок «Я – гражданин России»  отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). По факту будет проведено 58  часов , т.к. 10 уроков выпадает на праздничные  дни: 2 урока – 03.11,  2 урока – 23.02, 2 урока – 09.03, 2 урока – 04.05, 2 урока – 11.05

1 четверть – 16 часов,

2 четверть – 14 часов,

3 четверть – 16 часов,

4 четверть – 12 часов.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. 

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендуется привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в школьный и краеведческий музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

                 Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

   Теоретические занятия :

  • беседы

Практические занятия(урочная, внеурочная, внешкольная):

  • предметные уроки (музыка, ИЗО)
  • сообщения, доклады
  • встречи с интересными людьми
  • просмотр и обсуждение видеоматериала 
  • экскурсии
  • поездки, походы по историческим и памятным местам
  • наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • заочные путешествия
  • акции благотворительности, милосердия
  • творческие проекты, презентации
  • сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности (по ФГОС) духовно-нравственного направления «Я- гражданин России»»

Программа внеурочной деятельности (по ФГОС)

духовно-нравственного направления

«Я- гражданин России»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции образования сформулирована высшая цель – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

В соответствии с учебным планом лицея на кружок «Я – гражданин России» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). По факту будет проведено 58 часов , т.к. 10 уроков выпадает на праздничные дни: 2 урока – 03.11, 2 урока – 23.02, 2 урока – 09.03, 2 урока – 04.05, 2 урока – 11.05

1 четверть – 16 часов,

2 четверть – 14 часов,

3 четверть – 16 часов,

4 четверть – 12 часов.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендуется привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в школьный и краеведческий музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия :

  • беседы

Практические занятия(урочная, внеурочная, внешкольная):

  • предметные уроки (музыка, ИЗО)

  • сообщения, доклады

  • встречи с интересными людьми

  • просмотр и обсуждение видеоматериала

  • экскурсии

  • поездки, походы по историческим и памятным местам

  • наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • заочные путешествия

  • акции благотворительности, милосердия

  • творческие проекты, презентации

  • сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.


1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав лицея.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Система контроля и оценки достижения

планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности, который проводится 2 раза в 3-4 классах (декабрь, май) .

Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  • Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  • Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

  • Изучение самооценки личности младшего школьника;

  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

  • Проектная методика «Автопортрет»;

  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

  • Социометрия;

  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.


Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика

в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 3-4 классах рассчитана на 2 часа в неделю:

3 класс «Россия – Родина моя»;

4 класс «Я – гражданин России».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «Я-ГРАЖДАНИН РОССИИ»

«Россия – Родина моя»

п/п

Кол-во часов



Дата проведения



Название темы/раздела курса



Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты)

Раздел 1. Я живу в России. (14 часов )

1-2

2

01.09

01.09

От Москвы и до окраин

Экскурсия по родному городу

3-4

2

08.09

08.09

Москва – столица России

Учебный фильм «Москва – столица России» Проект «Стихи о Москве»

5-6

2

15.09

15.09

Россия – многонациональное государство

ЭОР

7-8

2

22.09

22.09

Народы России. Из истории народов России

Экскурсия в школьный краеведческий музей. Русская и тувинская народная сказка

9-10

2

29.09

29.09

Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях народов России

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

11-12

2

06.10

06.10

Праздники России

Проект «Стихи и песни о праздниках»

В.Инбер «Как я была маленькая»

13-14

2

13.10

13.10

Гражданин России

Проект «Правила поведения»

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего. (16 часов )

15-16

2

20.10

20.10

Самое необычное на Земле

ЭОР

17-18

2

10.11

10.11

Как настоящее связано с прошлым

Экскурсия в городскую библиотеку

19-22

4

17.11

17.11

24.11

24.11

Наука о происхождении и становлении человека

Интерактивная экскурсия в антропологический музей

23-26

4

01.12

01.12

08.12

08.12

Религиозно-мифологические представления о происхождении мира и человека

Древнерусские и древнегреческие боги

27-30

4

15.12

15.12

22.12

22.12

Библейские представления о происхождении мира и человека

Библия. Всемирный потоп

Раздел 3. Как далёкая Россия становится близкой. (14 часов )

31-32

2

12.01

12.01

Как воскресить прошлое. Археология

Интерактивная экскурсия на археологические раскопки

33-36

4

19.01

19.01

26.01

26.01

Как воскресить прошлое. Этнография

«Как Илья из Мурома богатырём стал»

37-40

4

02.02

02.02

09.02

09.02

Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии

Экскурсия в городской краеведческий музей. Проект «Родословная»

41-42

2

16.02

16.02

Письменность

Как было написано первое письмо

43-44

2

02.03

02.03

Время и пространство в истории

Проект «Календарь»

Раздел 4. Россия и мир. (24 часов )

45-46

2

16.03

16.03

Все мы разные

Экскурсия по родному городу

47-48

2

30.03

30.03

Чудеса света

ЭОР

49-54

6

06.04

06.04

13.04

13.04

20.04

20.04

Сохранить прекрасное, вечное. Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир

Интерактивная экскурсия по музеям мира

55-56

2

27.04

27.04

Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа

Интерактивная экскурсия по местам боёв ВОВ

57-58

2

18.05

18.05

Россия – моя Родина

Экскурсия – субботник «Чистый город»




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании методического сове Заместитель директора по УВР

МОУ лицея «Политэк» Н.М.Шевченко

Протокол от 26.08.2014 № 1

Председатель МС Н.М.Шевченко

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!