СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственной культуры детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  •  низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ, которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
  • ростом количества детей с ОВЗ .
  • недостаточной  методической  и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

 

Нельзя недооценивать роль нравственного  воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственной культуры детей с ОВЗ»

Введение:

Школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.

В школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в школьном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Неотъемлемой частью воспитания нравственной культуры школьника, является формирование духовных ценностей, этической культуры ,гражданского сознания.

В последние годы отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.


Тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ, которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

  • ростом количества детей с ОВЗ .

  • недостаточной методической и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.


Нельзя недооценивать роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.


Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.


При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.


Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимы разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ через систему воспитательных мероприятий.

Т.е., предлагаемые нами формы, методики позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.


Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни.

Данная система воспитательных мероприятий разработана для детей разного возраста(1-9 кл).


Методическое обеспечение программы будет пополняться по мере её реализации в течение 4 лет.


Пояснительная записка.


Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) у ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

      1. семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Мы осуществляем воспитательный процесс с учетом того, что воспитательная система в классах должна оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем включения в воспитательную работу занятий нравственной направленности.

Данная программа разработана с учетом требований образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственного, гражданского сознания, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Цель программы: создать условия для нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа .


Задачи.

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;

- формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

В области формирования социальной культуры:

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну ;

- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:

- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога.

- принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Содержание, формы и методы нравственного воспитания школьников с ОВЗ.

Система воспитательных часов — это не только цикл «уроков», а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному духовно-нравственному развитию личности ребёнка с ОВЗ.

Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению в ходе воспитательного процесса.

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: мастер-классы, проектная деятельность, драматизация, тренинговые упражнения социальных навыков, виртуальные экскурсии, выездные экскурсии, встреча с гостями, рисование и т.д.

Средством нравственного воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, знакомство с храмами Крыма, историческими зданиями через электронные презентации, встречи с гостями.


Содержание программы:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма:

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России ;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.


3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;


  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов;

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам .

6. Воспитание православной культуры

  • знакомство с храмами Крыма

  • обогащение знания о храме и его внешнем и внутреннем устройстве, значении храма в жизни человека

  • знакомство с православными народными традициями, православным календарём.

Ожидаемые результаты:

Результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных нравственных ценностей: правил или идей, которые может проявляться в устной форме, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции или на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько педагогу удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.


Совместная деятельность педагога с семьёй.

Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса. Педагогам, в свою очередь, нужно содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно привлекать родителей к подготовке и проведению общешкольных мероприятий: сообща с детьми и родителями готовить мероприятия ,осуществлять выездные экскурсии, публичные выступления детей и родителей, привлекать родителей к поисковой деятельности детей, изготовлению костюмов и поделок, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл данной системы воспитательных часов на протяжении всего периода обучения в школе.


Осуществление внешних связей.

Нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в школе для детей с ОВЗ осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.


При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования;

- посещение музеев Крыма;

- приглашение гостей из благотворительных организаций ,храмов и т.д.;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении.



Тематика воспитательных мероприятий для школьников с ОВЗ .

Дата проведения

2018-2019г.

2019-2020г.

2020-2021г.

2021-2022г.

Сентябрь

Тренинг социальных навыков «Все мы разные и что ж?...»


Уроки доброты «Протяни руку дружбы»

Беседа «Как сохранить дружбу?»



Час литературы «Язык-душа народа»


Дискуссия «Добрые дела и плохие поступки»



Воспитательный час «Этика-это…»

Беседа «Христианские добродетели: смирение, послушание, милосердие».



Анкетирование воспитанников «Как вы относитесь к труду»

Октябрь

«Красота этикета»



Тестирование «Мои ценности»

«Золотое правило этики»


Час общения «Моё поведение и отношение ко мне окружающих»

«Чтобы быть коллективом»



Воспитательный час «Сквернословие, как от него избавиться»

Беседа-перезентация «Традиции и семья»



Просмотр фильма «Народная культура и традиции русского народа»

Ноябрь

Добрая сказка

«Культура поведения в Храме»

Детские притчи(Час чтения)

Час общения

«Толерантность –это..»

Философские сказки Козлова.


Воспитательный час «Мораль и закон»

«Мы - одна семья» Воспитательный час


« Легенды о любви» Воспитательный час

Декабрь

Мастер-класс «Рождественские украшения на ёлку. Ангел»

Мастер-класс «Рождественские гирлянды»

День Святителя Николая Чудотворца «В гостях у Николая»

Мастер-класс

«Рождественские кувадки»


Воспитательный час «Мораль и закон»

Матер-класс «Рождественские подарки»



Виртуальная экскурсия «Что такое храм?»

Январь

Былинные богатыри-защитники России.


Мастер-класс

«Народные промыслы.»

Диспут «Человек среди людей»


Рисунки «Моя любимая семья»

«История в лицах».

Видео просмотр фильмов о ВОВ.



Беседа «О дружбе и товариществе»

Устный журнал «Мой небесный покровитель». История имени.




Беседа-диалог «Поговорим о вежливости»

Февраль

Час мужества «День Героев Отечества»


Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы


Поисковая работа по темам: «Мой родственник-участник ВОВ»,




«Герои рядом»

мини-проект


Мастер-класс «Писанки». Народные промыслы.

Выставка поделок «Наша армия сильна»


Диспут «Ответьте своей совести»

Март

Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь.

Виртуальная экскурсия «Храмы Крыма»

Виртуальная экскурсия «Крым вчера и сегодня».


КТД «Международный женский день –8 Марта»:

- выставка детских творческих работ «Подарок для мамы своими руками»

-концертная программа «Восьмой день весны»

-поздравление ветеранов педагогического труда

Апрель




Ежегодно (церковный календарь)

-22 апреля Международный День Земли .Изготовление агитлистовок.

-Выпуск стенгазеты «Основы нравственности»


Светлое Христово воскресение:

1.Час православия «Пасхальные обычаи»

2. Выставка поделок «Пасхальный стол»

Май

Защита проекта «Моя семья»

Защита проекта «Чему учит сказка?»

Защита проекта «Погружение в старину. Внутреннее убранство избы. Семейные традиции.

Защита социального проекта «Город для всех».




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!