СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОЛШЕБНАЯ ГИМНАСТИКА для начальной школы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс оздоровительной гимнастики,направленной на развитие у учащихся начальной школы- внимания, координации,гибкости и укрепление суставов и мышц всего туловища.

Просмотр содержимого документа
«ВОЛШЕБНАЯ ГИМНАСТИКА для начальной школы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1

г. Лыткарино Московской области















АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физической культуре

«Через спорт — к здоровью!»

для учащихся 1 — 4 классов







Разработала : м.с., учитель по физической культуре

Гимназии №1 г. Лыткарино МО

Девянина Лариса Юрьевна

высшая категория


Рецензия на Программу получена в Московской Государственной Академии физической культуры г. Малаховка у специалиста по физической культуре, старшего преподавателя кафедры спортивная медицина А.И. Бабушкиной




2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к авторской программе по физической культуре

«Через спорт- к здоровью!» для учащихся 1-4 классов


«С гимнастикой дружи, Всегда весёлым будь,

И проживёшь 100 лет, а может быть и боле.

Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь,

Природою лечись – в саду и в чистом поле.»

Авиценна


Данная программа – итог моей 10 летней работы с детьми разных возрастных категорий в гимназии старой планировки с единственным спортивным залом. Она соответствует времени и Закону Российской Федерации «Об образовании», где здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Программа неразрывно связана с ФГОС и Федеральным Базисным Учебным Планом для образовательных учреждений, а также перекликается с экспериментальной программой «Здоровье школьника», которая использует новые, соответствующие времени организационно- педагогические технологии. Она созвучна с передовой в наше время «Школой здоровья» (научный руководитель – профессор М.Д.Рипа), которая ещё по объективным причинам не получила достаточного распространения как новая форма работы с детьми школьного возраста.

Цель её – приобщение, с любовью и только на позитиве, детей начальной школы к спорту и здоровому образу жизни!

Программа «Через спорт – к здоровью!»» даёт возможность приобщить детей младших классов к активному образу жизни, помогает им полюбить спорт, в любом его проявлении, понять значимость физической культуры и спорта в жизни человека и преимущество здорового образа жизни в том числе!

Образовательный процесс построен на основе сотрудничества, личностно ориентированного обучения и базируется на знании:

- психологических и физиологических особенностей учащихся;

- дифференцированном и индивидуальном подходе к обучению и развитию школьников;

- опирается на знания ЛФК и нетрадиционные методики оздоровления, которые дают возможность работать с детьми разных групп здоровья.

Огромное внимание уделяется играм, общей физической подготовке и позитивному настрою на урок.

Основная задача состоит в том, что бы действие, движение, превалировало над бездействием!

Она предусматривает систематическое и последовательное обучение, с постепенным повышением и усложнением нагрузки. Только систематичность и регулярность –приносит положительный результат! Частично используются нетрадиционные методики и методики наших учёных психологов из «Центра развития человека».

Преимущество заключается в том, что учитель, придерживаясь содержания Федеральной программы, может творчески подходить к проведению занятий, включая элементы методик, ведёт детей к здоровью и спорту. Это зависит от уровня общего и творческого развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Данная программа предназначена для детей с 1 по 4 классы и рассчитана на – 102 часа в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 мин и включают в себя обязательные теоретические знания по:

- значению физической культуры в жизни человека; здоровью и развитию человека; - гигиене и закаливанию; - профилактике заболеваний и способам оздоровления; - технике безопасности при проведении самостоятельных занятий и на уроке; - мировому Олимпийскому движению; Ведётся информационно-просвятительная работа по работе спортивных кружков и секций, а так же помощь в их выборе.

А также- включают в себя материал Федерального Базисного учебного плана; развивающую и укрепляющую дозированную нагрузку, подобранную как индивидуально, так и с учётом психо-эмоционального настроя всего класса.

Установка даётся на всестороннее физическое развитие ребёнка, с помощью современных методик и забытых, но неоднократно испытанных и проверенных уникальных методик, таких как



«Око возрождения»((Тибет); Парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н., Норбекова М, Сытина Г.Н., академика Бутейко К.Н., эндогенное дыхание - Фролова В.В.,… аутотренингу, арт-терапии и комплекса «Волшебной» гимнастики, составленного на основе личного 20-летнего опыта. Результат- 100%!!!

Это комплексное воздействие даёт возможность детям, всех возрастных категорий, не только полюбить любой вид активной деятельности, но и возродить веру в собственные силы, учит самостоятельно применять физические упражнения для самосовершенствования.

Для детей первого класса основной акцент отводится:

- подвижным играм;

- строевым упражнениям;

- оздоровительной гимнастике с элементами ЛФК;

- ОФП, включающей себя упражнения на все группы мышц, упражнения со скакалками, акробатику.

Со второго класса, после 2-ой четверти, к перечисленному добавляются лёгкоатлетические упражнения и кроссовая подготовка.

Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся, что стимулирует детей для дальнейшего физического развития.

Благодаря разработанным комплексам, занятия вполне реально проводить в ограниченном пространстве. Это актуально для многих школ , так как не всегда есть возможность воспользоваться, чаще всего, единственным спортивным залом.

Программный материал делится на 4 составляющих: «Основы знаний о физической культуре и здоровье человека»; « Оздоровительная гимнастика с элементами ЛФК», «Игровая деятельность», «Спортивная деятельность».

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Образовательная :

Умение оценивать свои возможности; знать, понимать и применять в жизни такие понятия, как гигиена, закаливание и здоровый образ жизни, роль слуха и зрения в жизни человека( специальная гимнастика с закрытыми глазами)- применяется с 1 класса, повторяется и закрепляется в последующих; носовое и ротовое дыхание, умение управлять им;



Развивающая :

приобщение детей к любому виду активной деятельности, методом игр, комплексами лечебной и оздоровительной гимнастики; «трюковыми» упражнениями, аэробикой, калланетикой, умение напрягать и расслаблять мышцы, управлять своими эмоциями. Развитие внимания, координации и чувства контроля над организмом, посредством , гимнастики и элементов ЛФК

Воспитательная :

Понятие – добра и зла, воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье, выносливость и благородство; взаимовыручка и взаимоподдержка.

Особенностью уроков программы, в свете её коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся. Дети должны испытывать радость! от предоставленной им возможности показать свои способности и выразить себя на уроке.

Методы и методические приемы обучения

В ходе занятий применяются традиционные методы обучения: показа и рассказа, наглядного восприятия. Огромное внимание уделяется добрым словам, подхваливаниям и подбадриваниям.( Категорически запрещено «выливать» свои эмоции на детей!!! Очень важно поддерживать личную спортивную форму и на своём примере увлекать детей. Безотказно действует приём, когда произносится слово «трюк» и детям удаётся выполнить сложное упражнение- это повышает их самооценку! и стимулирует к дальнейшему развитию)

• рассказ,

• беседа,

• обсуждение,

• объяснение,

• словесное или музыкальное сопровождение движений …



Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, составление постеров с фотографиями детей с позитивными словами такими как: «Мы- за здоровый образ жизни!», «Спорт – это жизнь!», «Никогда не сдавайся!»,…прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения. Всё это способствует формированию двигательного навыка, развивает координацию, внимание, закрепляет привычку красиво двигаться , а так же влияет на развитие моторики и кинестетической активности.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода в аэробике, подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Нельзя недооценивать значение музыки, которая способна изменить психо-эмоциональный фон и отвлечь от нагрузок!

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и комплексов. Практически каждое упражнение, как в ритмике, можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение качества движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.



Игровой метод – один из основных!

Используется - в начале и конце каждого урока. Он дисциплинирует, даёт возможность организовать и привлечь внимание даже самых «слабых» учеников к движению! А это и есть цель нашей работы в начальных классах! При хорошем «фундаменте» - дом долго будет стоять!!! Так же этот метод развивает коллективизм и сплачивает класс, он превращается в единое целое. Этот метод даёт возможность создать положительную эмоциональность обучения. Благодаря ему, современные дети, взращенные на компьютерных играх увлекаются в реальное движение и превращаются в «мягкий пластилин», готовый для большого спорта! 5.





Соревновательный метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Он так же необходим для физического и психо-эмоционального развития ребёнка. «Весёлые старты», состязания парами, командами- неотъемлемая часть программы. Научить детей побеждать «адреналин» - достижение, подготовка к жизни.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены личными разнообразными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

На каждом уроке осуществляется работа по комплексным разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре ( 1- 4 классы)


№№ п/п



Вид программного материала


Количество часов

класс

I

II

III

IV

1.

Основы знаний о ф.к. и здоровье

В процессе урока

2.

Оздоровительная гимн. С эл. ЛФК

19

22

22

22

2.1

«Волшебная гимнастика»

В начале урока, после разм.

2.2

Гимнастика «Стрельниковой» и др.виды д.г.

14

16

14

12

2.3

Калланетика

5

6

5

5

2.4

«Тибет». Гимнастика на ковриках

-

-

3

5

3.

Игровая деятельность

40

38

34

32

4.

Спортивная деятельность

40

42

46

48

4.1

Легкоатлетические упражнения

17

18

20

22

4.2

Аэробика

6

6

6

6

4.3

Гимнастика с элементами акробатики

7

8

9

9

4.4

Строевые упражнения

В начале каждого урока

4.5

Разновидности бега, кроссовая подготовка

10

10

11

11


99

102

102

102

  1. Основы знаний о физической культуре и здоровье

1 и 2 классы. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни, значении физической культуры в жизни человека. Закаливающие процедуры, личная гигиена и режим дня. Минимальные знания по анатомии человека. Значение и работа органов дыхания, сердечной и пищеварительной системы. Роль слуха, зрения. Физические качества и их значение. Здоровьесберегающие знания( воздушные, солнечные ванны, масса тела, пульс…)

1 и 4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц. Знание о ритме, скорости, координации движений. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Дыхательная гимнастика и её значение. Эмоции и способы управления ими. Способы восстановление организма. Контроль и самоконтроль. Тестирование физических качеств.

2. Оздоровительная гимнастика с элементами ЛФК

1 - 4 классы. Ознакомление и изучение комплекса «Волшебной гимнастики» ( в приложении) на развитие внимание, координации, моторики, укрепление основных мышц тела. Разные виды дыхательной гимнастики ( носовое «Стрельниковское», ротовое «собачка», с выдохом с сопротивлением…); лечебная гимнастика на ковриках; акробатика; обязательны упражнения со скакалками; «трюки»(в приложении)…

3- 4 классы. К программе добавляются упражнения из калланетики, «степ» и восстанавливающая энергетику «Тибет»( «Око возрождения»- всего 5 упражнений!)

3. Игровая деятельность

1-4 классы. В этот отдел входят игры на внимание, развитие спортивных качеств и все доступные игры, которые могут применяться детьми на прогулках и в лагере. Их правила, вариации и безопасность.



4. Спортивная деятельность

1- 4 классы. Включает в себя понятия дистанций бега, скорости, выносливости и оздоровительного вида бега; старты – низкий и высокий; финиш; прыжки в длину и высоту; метания из разных положений; упражнения на развитие реакции; техника безопасности. Сюда входят комплексы по аэробике под музыку и без неё. Ходьба и её виды. Знания об осанке и самоконтроле.

С 3 и 4 класса подключаются кувырки, стойки. Понятия эстафеты. Элементарные сведения о правилах лёгкоатлетических соревнований. Техника безопасности на уроках.

Тестирование проводится каждую четверть по разделам. Также, после изучения, повторения и закрепления выявляются ученики, которые выполняют нормы на «10» баллов, им даётся возможность показывать упражнения.

Тестирование по определению физических возможностей, проводится по таблице:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег – 30 м с высокого старта, с

6.5

7.0

Силовые

Качества

Прыжки в/дл с места, см

130

125

Сгибание рук в висе лёжа, кол-во раз

10

10

Выносливость

Бег – на выносливость

1 км

1 км

координация

Челночный бег 3х10м; с

11,0

11,0

Мышцы туловища

«волна»; кол-во раз за 20 с

18

15

Мышцы ног

«выпрыгивание стрелой» кол-во р.

18

15

Координация и выносливость

Скакалки, кол-во раз за 20 с

25

30

На все гр.м-ц

Упор пр.- упор лёжа- встать, за 20с

18

15



Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу не мешая друг другу;

- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- выполнять упражнения на внимание и на координацию ;

Учащиеся должны знать :

- виды дыхательной гимнастики;

- комплекс «Волшебной гимнастики»

-усвоить правила дыхания, исходного положения, постановки корпуса;

-знать термины: темп, синхронность, ориентация, координация, название упражнений;

- знать и уметь исполнять танцевальные движения: переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, освоить технику исполненных упражнений в медленном и быстром темпе;

-знать правила исполнения гимнастических упражнений;

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни, уметь научить тех, у кого плохо получается выполнение того или иного задания.



Приложение

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; отведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки. Полностью владеть скакалками( на 1 ноге, попеременно, на 2хногах, в приседе,…)

Упражнения на координацию движений. Вращение руками- одна вперёд- другая назад. «Ласточка»- руки вперёд с поворотами головы вправо-влево. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги.

Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки, махи руками в разные стороны. (прил.1) Акробатические упражнения. Строевые упражнения в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.

Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в колонны по три. Построение в колонну, шеренгу, диагональ. Перестроение из одного круга в два. Выполнение статических упражнений и упражнений по заданию с закрытыми глазами.



«Волшебная» гимнастика – комплекс упражнений, который постепенно и целенаправленно усложняется по мере освоения, состоящий из чётко подобранных упражнений: - на внимание; - координацию; - равновесие; - укрепление мышц спины, ног и на осанку; - заканчивается всегда дыхательными упражнениями.



Проводится только в игровой форме, с радостью и шутками!!!

Феноменально, но её влияние 100% помогает нашим детям!!! ДАЖЕ БОЛЬШИМ!!!

«Трюки» включают в себя :

-упражнения с закрытыми глазами на координацию, такие как – стоя на носочках- ноги на ширине плечь- менять положение рук ( снизу-вверх) и 3 сек простоять с закрытыми глазами руки прямые вверх! Устоять! Не «танцевать»;…

-приседания разными положениями рук ( на поясе, за головой, «стрелой») не отрывая пятки от пола- колени врозь , затем- колени вместе,…

-«лягушка» прыжки с согнутыми ногами с разными положениями рук,…упражнения: «ласточка» руки вперёд –голова вправо-влево; «пистолетик»,…


Все эти упражнения для современных детей являются сложными и чтобы отработать их, приходится проявить терпение и приложить не малые усилия, но – это того стоит!!! И худенькие, и полненькие, и слабенькие, после освоения этих «трюков» чувствуют себя Супер-спортсменами, что на самом деле, при дальнейшем грамотном их физвоспитании способствует рождению ЧЕМПИОНОВ, что подтверждено на практике!!! Важно не внушать детям, что они «слабаки», а постепенно и целенаправленно вести их вверх к достижениям и развитию, прививая им веру в себя!!!




ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. № 329-ФЗ(ред.от 21.04.2011 г.);

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751;

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312(ред. От 30.08.2010 г.);

- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;

- Стратегия развития физической культуры и спорта на период дл 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;

- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06- 499;

- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р;

- «Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М.Д.Рипа, И.В. Кулькова.- М.: КНОРУС,2011;

- «Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры. Методическое пособие./Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Мишин Б.И./-М.:УЦ «Перспектива», 2012;

- Рабочие программы «Физкультура 1-11классы» Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А. Зданевича/авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И.Курьерова.- Изд.2-е-Волгоград: Учитель, 2013;

- Дмитриев А.А. «Физическая культура в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2002;

- «Общая физическая полготовка.Знать и уметь: учебное пособие/Ю.И.Гришина- Изд.3-е – Ростов н/Д:Феникс,2012;

- А также собственные многолетние наработки- м.с. Девянина Л.Ю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!