СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Графическое кружево"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ГРАФИЧЕСКОЕ КРУЖЕВО»

подготовка руки дошкольника к письму

(старший дошкольный возраст)

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

                                                                                              Автор проекта:

                                                                                              Заярнюк Т. В.,

                                                                                              воспитатель

 

 

                                                  п. Светлый,

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Тип проекта: исследовательский

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь,2020-апрель,2021)

Возрастная группа: дети 6-7лет

 

 

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность проекта

Новизна проекта«Графическое кружево»  заключается в повышение качества дошкольного, впоследствии школьного образования,  через  систему специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков, развития связной речи в дошкольном учреждении. Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных упражнений. Наравне с приобретением графического навыка, будет и развиваться связная речь дошкольников.

Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению, дошкольники приобретают начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно.

Таким образом, актуальность проекта «Графическое кружево» обусловлена современными условиями подготовки детей к обучению в школе, где под руководством воспитателя дошкольники приобретают самые необходимые знания и начальные умения  по постановке руки и связной речи. Ряд авторов, исследовавших проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства, для успешного развития связной речи и навыка постановки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность проекта состоит в подготовке и создании условий для гармоничного развития детей. Занятия проекта «Графическое кружево» направлены на реализацию задач развития речи детей, расширение их активного словаря, развитие моторики и графических навыков постановки руки к письму. Чтобы работа по проекту не вызывала у дошкольников трудностей,  учитывались возрастные психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия построены так, что они не только соответствуют запросам общества, но и обеспечивают сохранение самоценности, неповторимости дошкольного детства. Упражнения, направленные на развитие моторики необходимо выполнять систематически для более эффективной, ранней коррекции речи ребенка и подготовки его руки к письму. К сожалению, использование специальных тетрадей, в которых опубликованы упражнения направленные на развитие графического навыка, не используются в дошкольных учреждениях, в силу того, что они не предусмотрены программными требованиями. Изучив специальную литературу, исследования ученых и педагогов дошкольных учреждений, а также мнение учителей начальной школы, считаю, что необходимо отдельной строкой выносить упражнения направленные на развитие графического навыка в перспективном и календарном планировании при обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Подготовку руки детей к обучению в школе стоит проводить в нескольких направлениях:

• Гимнастика пальцев и кистей рук;

• Ориентирование на листе бумаги;

• Формирование элементарных графических навыков (с 5-5, 5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • Лепка;
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусин, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами;
  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Развитие моторики тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому чем раньше ребенку будут предложены игры и упражнения направленные на развитие моторики, тем раньше ребенок начнет правильно и четко говорить. Существует множество простых способов развития моторики детей дошкольного возраста. Это могут быть:

упражнения для губ упражнения для языка

-аппликация -театрализованная деятельность

-вырезывание -пластические этюды

-лепка -подвижные игры

-рисование -игры на координацию речи и движений

-штриховка -логоритмика

-обводка - танцевальная деятельность

-дорисовывание предмета

-соединение по точкам

-мозаика

-оригами

-собирание узора из предметов

(бисер, рис, пуговицы и т. д.)

-пальчиковый театр

-пальчиковые игры и т.д.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста практических навыков постановки руки и развития связной речи для успешного обучения в школе.

Задачи:

1. Развивать:

  • внимание, наблюдательность;
  • умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • мелкую моторику рук;
  • связную речь;
  • воображение, эстетику и аккуратность дошкольников при работе с графическими изображениями;
  • способности к графической деятельности  (чувство размера, формы, умение ориентироваться на листе бумаги, строке, клетке);
  • активную речевую деятельность, в т. ч. связную речь, уточнять и активизировать словарь;
  • лексико-грамматические средства языка в ходе анализа продуктов детской деятельности.

2.Воспитывать:

  • аккуратность, трудолюбие старательность, добросовестное отношение к работе;
  • усидчивость, терпение, чувство уверенности.

3.Формировать:

  • интерес к графическим упражнениям;
  • графические навыки, для дальнейшего овладения письмом;
  • доброжелательные отношения между дошкольниками при работе по развитию связной речи;
  • навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.

4.Содействовать вовлечению детей и родителей в совместную образовательную  деятельность, ознакомить детей с правилами посадки за столом (партой) и владением ручкой (карандашом).                                     

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации   проекта

В основу проекта заложены следующие принципы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • единство развития, воспитания и обучения;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества;
  • наглядность, систематичность и последовательность;
  • принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования, логикой, с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации проекта

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте у детей активно развивается речь, она достигает высокого уровня. На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

В 6 - 7 лет начинается собственно формирование навыка письма, а все графические движения и действия, которые ребенок освоил до этого возраста, служат базисом для их развития. Дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Опыты письма 6-летних детей, с которыми специально не занимаются, показывают, что дети пишут многие буквы зеркально, не соблюдая размерность и соотношение штрихов, а попытки писать письменными буквами, часто закрепляют неправильную конфигурацию, неверную траекторию движений. Трудность формирования этого навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • К концу года дети подготовительной группы должны:
  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

К концу года дети подготовительной группы должны:

  • Штриховать в разных направлениях по образцу.
  • Соблюдать правила штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур.
  • Обводить контур, изображенного точками и пунктирными линиями.
  • Дорисовывать и копировать рисунки.
  • Уметь делать несложный массаж кистей рук, пальчиковую гимнастику и знать пальчиковые игры.
  • Раскрашивать картинки.
  •  Соблюдать правила раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.

 

1.6. Формы подведения итогов реализации проекта

Наблюдение за  процессом речевой и продуктивной образовательной деятельности детей, сравнение результатов графических навыков и уровня развития речи в начале и конце года. Показ образовательной деятельности. Изучение и анализ продуктов речевой и графической деятельности дошкольников, выступление на родительском собрании.

Графические упражнения

Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т. д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 6–7 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика).

Графические упражнения и штриховка

Выполняются сначала на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Основные формы работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:

  1. Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  2. Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
  3. Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.
  4. Дорисовывание и копирование рисунков.
  5. Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

1 Детский сад.

2 Осень. Штриховка

3 Осенний листопад. Обведение по контуру

4 Перелётные птицы. Штриховка

ОКТЯБРЬ

1 Фрукты (работа с трафаретом, обведение по точкам)

2 Мой дом. Обведение по контуру

3 Осеннее дерево под дождем (рисование). Штриховка

4 Ягоды (печать по трафарету). Обведение по контуру

НОЯБРЬ

1 Домашние животные (аппликация). Обведение по точкам

2 Сказка «Колобок. Штриховка

3 День матери (портрет моей мамочки-аппликациП)

4.Первый снег (рисование пальцами) Штриховка

ДЕКАБРЬ

1 Зима (рисование с элементами аппликации), обведение по точкам

2 Ветка ели (рисование ватными палочками). Штриховка

3 Изготовление панорамной новогодней открытки (аппликация с элементами конструирования) Обведение по контуру

4 Новый год (рисование по клеточкам).

ЯНВАРЬ

1 Снеговик. Обведение по контуру

2 Узоры на стекле (волшебные рисунки)

3 Деревья в снегу (рисование).

4 Белая береза (обведение по точкам)

ФЕВРАЛЬ

1 Зима(рисование по клеточкам). Обведение по контуру

2 Белый медведь (рисование и аппликация крупой)

3 Одежда (декоративное рисование). Штриховка

4 Мамины помощники (обведение по точкам, рисунок по клеточкам)

МАРТ

1 Праздник 8 Марта (рисуем маму). Штриховка

2 Кот Васька (рисунок по клеточкам и точкам).

3 Цветущая весна (рисование сакуры). Обведение по контуру

4 Весенний цветок (обведение по точкам)

АПРЕЛЬ

 1 День птиц (аппликация, дорисовывание).

2 День космонавтики (раскраска, аппликация, рисунок)

3 Моя голубая планета (картинка – пластилинография).

4 Аквариум (рисуем пластилином)

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Месяц

       Вид взаимодействия

Тема

Сентябрь

  • Родительское собрание
  • Презентация проектаКонсультация

«Графическое кружево»

Октябрь

  • Индивидуальные консультации

«Рисуем правильно»

Ноябрь

  • Индивидуальные консультации
  • Индивидуальные беседы с родителями

«Рисуем вместе»

«Рисуем с удовольствием»

Декабрь

  • Мастер-класс;
  • Консультация(папка-передвижка)

«Первые успехи наших детей»

Январь

  • Индивидуальные консультации

«Такие разные узоры»

Февраль

  • Консультация в уголок;
  • Индивидуальные консультации

Как помочь ребенку поверить в успех

Март

  • Консультация в уголок;
  • Индивидуальные консультации

«Учимся, играя»

«О чем говорит узор»

Апрель

  • Консультация
  • Беседа

«А мы умеем так»

 

2.3. Содержание проекта

Содержание проекта разработано с учетом тематического планирования на основании программы «Цветные ладошки» автор Лыкова И.А.,прописей для будущих первоклассников «Рисуем по клеточкам» О.С.Жуковой. Каждое занятие построено по структуре:

1. Организационно – мотивационный момент.

Пояснение смысла предстоящей работы, использование пословиц, поговорок, «крылатых» фраз, стихотворений непосредственно связанных с темой предстоящего занятия.

2. Краткая беседа по содержанию деятельности.

3.Инструкция по предстоящей деятельности.

Этапы выполнения работы. Беседа с дошкольниками по предстоящей теме работы, обсуждение верных путей выполнения, решение задач. Игры на определение цвета, величины, формы изображаемых объектов. Разучивание небольших стихотворений, загадок по теме занятия. Моделирование итогов работы

4.Самостоятельная деятельность детей.

Выполнение заданий, непосредственно связанных с темой проводимого занятия.

5. Рефлексия.

6.Выставка детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Некоторые странички из прописей по темам проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта

 

РИСУНОК КРУПОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ И ТОЧКМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЮБИМОЙ МАМОЧКИ ПОРТРЕТ

(аппликация)                                                                                                     

(рисунок с элементами аппликации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА В ХОДЕ ПРОЕКТА

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Графическое кружево"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»










ПРОЕКТ

«ГРАФИЧЕСКОЕ КРУЖЕВО»

подготовка руки дошкольника к письму

(старший дошкольный возраст)









Автор проекта:

Заярнюк Т. В.,

воспитатель



п. Светлый,

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Тип проекта: исследовательский

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь,2020-апрель,2021)

Возрастная группа: дети 6-7лет



1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность проекта

Новизна проекта«Графическое кружево» заключается в повышение качества дошкольного, впоследствии школьного образования, через систему специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков, развития связной речи в дошкольном учреждении. Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных упражнений. Наравне с приобретением графического навыка, будет и развиваться связная речь дошкольников.

Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению, дошкольники приобретают начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно.

Таким образом, актуальность проекта «Графическое кружево» обусловлена современными условиями подготовки детей к обучению в школе, где под руководством воспитателя дошкольники приобретают самые необходимые знания и начальные умения по постановке руки и связной речи. Ряд авторов, исследовавших проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства, для успешного развития связной речи и навыка постановки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность проекта состоит в подготовке и создании условий для гармоничного развития детей. Занятия проекта «Графическое кружево» направлены на реализацию задач развития речи детей, расширение их активного словаря, развитие моторики и графических навыков постановки руки к письму. Чтобы работа по проекту не вызывала у дошкольников трудностей, учитывались возрастные психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия построены так, что они не только соответствуют запросам общества, но и обеспечивают сохранение самоценности, неповторимости дошкольного детства. Упражнения, направленные на развитие моторики необходимо выполнять систематически для более эффективной, ранней коррекции речи ребенка и подготовки его руки к письму. К сожалению, использование специальных тетрадей, в которых опубликованы упражнения направленные на развитие графического навыка, не используются в дошкольных учреждениях, в силу того, что они не предусмотрены программными требованиями. Изучив специальную литературу, исследования ученых и педагогов дошкольных учреждений, а также мнение учителей начальной школы, считаю, что необходимо отдельной строкой выносить упражнения направленные на развитие графического навыка в перспективном и календарном планировании при обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Подготовку руки детей к обучению в школе стоит проводить в нескольких направлениях:

• Гимнастика пальцев и кистей рук;

• Ориентирование на листе бумаги;

• Формирование элементарных графических навыков (с 5-5, 5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук;

  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

  • Лепка;

  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусин, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами;

  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Развитие моторики тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому чем раньше ребенку будут предложены игры и упражнения направленные на развитие моторики, тем раньше ребенок начнет правильно и четко говорить. Существует множество простых способов развития моторики детей дошкольного возраста. Это могут быть:

упражнения для губ упражнения для языка

-аппликация -театрализованная деятельность

-вырезывание -пластические этюды

-лепка -подвижные игры

-рисование -игры на координацию речи и движений

-штриховка -логоритмика

-обводка - танцевальная деятельность

-дорисовывание предмета

-соединение по точкам

-мозаика

-оригами

-собирание узора из предметов

(бисер, рис, пуговицы и т. д.)

-пальчиковый театр

-пальчиковые игры и т.д.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста практических навыков постановки руки и развития связной речи для успешного обучения в школе.

Задачи:

1. Развивать:

  • внимание, наблюдательность;

  • умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

  • мелкую моторику рук;

  • связную речь;

  • воображение, эстетику и аккуратность дошкольников при работе с графическими изображениями;

  • способности к графической деятельности (чувство размера, формы, умение ориентироваться на листе бумаги, строке, клетке);

  • активную речевую деятельность, в т. ч. связную речь, уточнять и активизировать словарь;

  • лексико-грамматические средства языка в ходе анализа продуктов детской деятельности.

2.Воспитывать:

  • аккуратность, трудолюбие старательность, добросовестное отношение к работе;

  • усидчивость, терпение, чувство уверенности.

3.Формировать:

  • интерес к графическим упражнениям;

  • графические навыки, для дальнейшего овладения письмом;

  • доброжелательные отношения между дошкольниками при работе по развитию связной речи;

  • навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.

4.Содействовать вовлечению детей и родителей в совместную образовательную деятельность, ознакомить детей с правилами посадки за столом (партой) и владением ручкой (карандашом).

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации проекта

В основу проекта заложены следующие принципы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • единство развития, воспитания и обучения;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества;

  • наглядность, систематичность и последовательность;

  • принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования, логикой, с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации проекта

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте у детей активно развивается речь, она достигает высокого уровня. На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

В 6 - 7 лет начинается собственно формирование навыка письма, а все графические движения и действия, которые ребенок освоил до этого возраста, служат базисом для их развития. Дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Опыты письма 6-летних детей, с которыми специально не занимаются, показывают, что дети пишут многие буквы зеркально, не соблюдая размерность и соотношение штрихов, а попытки писать письменными буквами, часто закрепляют неправильную конфигурацию, неверную траекторию движений. Трудность формирования этого навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • К концу года дети подготовительной группы должны:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

  • Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

К концу года дети подготовительной группы должны:

  • Штриховать в разных направлениях по образцу.

  • Соблюдать правила штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выходя за контур.

  • Обводить контур, изображенного точками и пунктирными линиями.

  • Дорисовывать и копировать рисунки.

  • Уметь делать несложный массаж кистей рук, пальчиковую гимнастику и знать пальчиковые игры.

  • Раскрашивать картинки.

  • Соблюдать правила раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.


1.6. Формы подведения итогов реализации проекта

Наблюдение за процессом речевой и продуктивной образовательной деятельности детей, сравнение результатов графических навыков и уровня развития речи в начале и конце года. Показ образовательной деятельности. Изучение и анализ продуктов речевой и графической деятельности дошкольников, выступление на родительском собрании.

Графические упражнения

Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т. д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 6–7 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика).

Графические упражнения и штриховка

Выполняются сначала на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Основные формы работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:

  1. Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

  2. Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

  3. Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.

  4. Дорисовывание и копирование рисунков.

  5. Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

1 Детский сад.

2 Осень. Штриховка

3 Осенний листопад. Обведение по контуру

4 Перелётные птицы. Штриховка

ОКТЯБРЬ

1 Фрукты (работа с трафаретом, обведение по точкам)

2 Мой дом. Обведение по контуру

3 Осеннее дерево под дождем (рисование). Штриховка

4 Ягоды (печать по трафарету). Обведение по контуру

НОЯБРЬ

1 Домашние животные (аппликация). Обведение по точкам

2 Сказка «Колобок. Штриховка

3 День матери (портрет моей мамочки-аппликациП)

4.Первый снег (рисование пальцами) Штриховка

ДЕКАБРЬ

1 Зима (рисование с элементами аппликации), обведение по точкам

2 Ветка ели (рисование ватными палочками). Штриховка

3 Изготовление панорамной новогодней открытки (аппликация с элементами конструирования) Обведение по контуру

4 Новый год (рисование по клеточкам).

ЯНВАРЬ

1 Снеговик. Обведение по контуру

2 Узоры на стекле (волшебные рисунки)

3 Деревья в снегу (рисование).

4 Белая береза (обведение по точкам)

ФЕВРАЛЬ

1 Зима(рисование по клеточкам). Обведение по контуру

2 Белый медведь (рисование и аппликация крупой)

3 Одежда (декоративное рисование). Штриховка

4 Мамины помощники (обведение по точкам, рисунок по клеточкам)

МАРТ

1 Праздник 8 Марта (рисуем маму). Штриховка

2 Кот Васька (рисунок по клеточкам и точкам).

3 Цветущая весна (рисование сакуры). Обведение по контуру

4 Весенний цветок (обведение по точкам)

АПРЕЛЬ

1 День птиц (аппликация, дорисовывание).

2 День космонавтики (раскраска, аппликация, рисунок)

3 Моя голубая планета (картинка – пластилинография).

4 Аквариум (рисуем пластилином)

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Месяц

Вид взаимодействия

Тема

Сентябрь

  • Родительское собрание

  • Презентация проектаКонсультация

«Графическое кружево»

Октябрь

  • Индивидуальные консультации

«Рисуем правильно»

Ноябрь

  • Индивидуальные консультации

  • Индивидуальные беседы с родителями

«Рисуем вместе»

«Рисуем с удовольствием»

Декабрь

  • Мастер-класс;

  • Консультация(папка-передвижка)

«Первые успехи наших детей»

Январь

  • Индивидуальные консультации

«Такие разные узоры»

Февраль

  • Консультация в уголок;

  • Индивидуальные консультации

Как помочь ребенку поверить в успех

Март

  • Консультация в уголок;

  • Индивидуальные консультации

«Учимся, играя»

«О чем говорит узор»

Апрель

  • Консультация

  • Беседа

«А мы умеем так»


2.3. Содержание проекта

Содержание проекта разработано с учетом тематического планирования на основании программы «Цветные ладошки» автор Лыкова И.А.,прописей для будущих первоклассников «Рисуем по клеточкам» О.С.Жуковой. Каждое занятие построено по структуре:

1. Организационно – мотивационный момент.

Пояснение смысла предстоящей работы, использование пословиц, поговорок, «крылатых» фраз, стихотворений непосредственно связанных с темой предстоящего занятия.

2. Краткая беседа по содержанию деятельности.

3.Инструкция по предстоящей деятельности.

Этапы выполнения работы. Беседа с дошкольниками по предстоящей теме работы, обсуждение верных путей выполнения, решение задач. Игры на определение цвета, величины, формы изображаемых объектов. Разучивание небольших стихотворений, загадок по теме занятия. Моделирование итогов работы

4.Самостоятельная деятельность детей.

Выполнение заданий, непосредственно связанных с темой проводимого занятия.

5. Рефлексия.

6.Выставка детских работ.



























Приложение


Некоторые странички из прописей по темам проекта





































































Реализация проекта



РИСУНОК КРУПОЙ



















РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ И ТОЧКМ









































ЛЮБИМОЙ МАМОЧКИ ПОРТРЕТ

(аппликация)

(рисунок с элементами аппликации)









































ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА В ХОДЕ ПРОЕКТА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!