СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.

Просмотр содержимого документа
«Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.»

Урок №33.

Предмет: Химия

8 класс

Учитель: Воронько Ю.В.

Тема: Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.

Цель урока: рассмотреть воду как универсальный растворитель, дать понятие растворы, растворимость.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формирование УУД

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится: раскрывать смысл понятий «раствор», «растворение», приводить примеры растворимых, малорастворимых, нерастворимых и веществ подвергающихся гидролизу; называть факторы влияющие на растворимость, применять полученные знания на практике.

Ученик приобретет навык химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности.

Ученик научится работать с источниками химической информации, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, делать выводы.

Формирование ответственного отношения к обучению, интереса к науке химии, формирование интеллектуальных умений, рефлексии собственной деятельности.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения.

Развитие сотрудничества при работе в парах и группах.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами);

  • практические (составление схем, таблиц, поиск информации);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование: учебник, доска.

Оборудование на демонстрационном столе: кристаллизатор, вода в колбе, соль, сахар.

Ход урока.

  1. Организационный этап 

II. Проверка Д/З.

Опыт 1.

В пробирку с водой добавить кусочек натрия.

Наблюдение признаков реакции.

Добавить несколько капель раствора индикатора.

Наблюдение изменения окраски раствора.

- Записать уравнение реакции на доске и уравнять.

- Определить тип реакции, дать определение.

- Объяснить изменение окраски индикатора.

III. Подготовка к изучению нового материала.

  1. Актуализация опорных знаний

« Вода, у тебя нет ни вкуса,

ни цвета, ни запаха,

тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты – сама жизнь…»


Сделайте выводы, по этому высказыванию и выскажите своё мнение. (Ответы учащихся)

2. Мотивация

Мы с вами приступаем к изучению нового раздела химии. Чтобы догадаться, о чем сегодняшний урок, отгадайте загадку:


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.(вода)

3. Сообщение темы и целей урока

Прослушайте стихотворение:

Как-то утром я проспал.
в школу быстро собирался: 
Чай холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.

Кто может назвать тему сегодняшнего урока (ответы учащихся):  

ТЕМА: «Растворение. Растворимость веществ в воде»

Цели урока:

  1. Дать определение понятию «раствор»

  2. Практическим путем изучить явление растворимости веществ в воде.

  3. Узнать, из каких частей может состоять раствор.


4. Изучение нового материала.

– Как часто мы встречаемся с растворами в жизни? Какие растворы мы знаем? (Моря, реки, океаны; растворы в быту: раствор соли, раствор сахара, раствор стирального порошка и др.; медицинские растворы и т.п.)
– Что является основой большинства известных нам растворов? (Вода)
– Давайте подумаем, как образуется раствор? (карточки у учащихся на партах)

Вода

что добавили

+ растительное масло

+ речной песок

+ поваренная соль (NaCl)

+ оксид калия (K2O)

Растворение

нет

нет

да

да

Химическая реакция

нет

нет

нет

да
K2O + Н2О –– 2КОН

Что образовалось

неоднородная система (эмульсия)

неоднородная система (суспензия)

однородная система (раствор)

однородная система (раствор)

– Где произошло растворение? (В случае с поваренной солью и оксидом калия)
– Где произошла химическая реакция? (В случае с оксидом калия, образовалось новое вещество)
– В чем сходство между образованием смеси (суспензии и эмульсии) с образованием раствора?
– В чем отличие процесса растворения от химической реакцией? (Не образуется новых веществ)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.

В организме человека находятся физиологически важные растворы. Какие?

Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.

В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.

В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.

Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно.

Что такое раствор и процесс растворения?

Существует несколько теорий растворов.

Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.

Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций как выделение или поглощение тепла при растворении.

Демонстрация

Насыпем небольшое количество медного купороса в пробирку. Отметьте цвет вещества. Нагреем.

Что наблюдаете?

В чем причина изменения цвета?

Растворим в стаканчике с водой небольшое количество сухого сульфата меди (II). Что наблюдаете?

Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является еще одним доказательством химической теории растворов.

В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория Растворение – физико-химический процесс.

Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

От чего зависит растворимость веществ в воде?

5. Физминутка

Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.

Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.

Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.

6. Закрепление материала.

Факторы, от которых зависит растворимость веществ

Работа с учебником с. 112 От чего зависит растворимость веществ?

- с повышением температуры растворимость твердых веществ возрастает;

- с повышением температуры растворимость газов уменьшается, а с повышением возрастает;

- растворимость газов увеличивается с повышением давления;

- от природы веществ.

Посмотрите в таблицу растворимости и приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ.

Из чего состоит раствор?

По содержанию растворенного вещества выделяют три типа растворов.

Типы растворов

Если растворить в данном объеме воды, например, соль при комнатной температуре, то раствориться может только определенное количество, сколько бы мы не перемешивали раствор с остатком нерастворившейся соли, больше соли не раствориться.

В этом случае говорят, что раствор насыщен этой солью при данной температуре.

Какой образуется раствор, если же при этой температуре в данном объеме воды растворить немного меньшее количество соли?

При осторожном и медленном охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворенного вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.


Концентрация растворов

На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать указания в них растворенного вещества. Например, уксусная кислота 70%, настойка йода 5%. Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей.

Как обозначают массовую долю вещества в растворе?

Данная формула необходима для практического использования при приготовлении и работе с растворами.


Ответ ученика

7. Закрепле-ние изученно-го материала

7.1. Работа в парах

Задачи решаются в парах – 15 мин.

Задача 1. Для того, чтобы обработать цветы, Винни-Пуху нужно приготовить 2 кг.2%-ного раствора нитрата натрия. Помогите ему вычислить массу воды и массу соли, которые ему нужно взять?

Задача 2. Героям этого мультфильма нужно обработать музыкальные инструменты некоторым 20%-ным секретным раствором. У них есть 700 г. этого раствора с концентрацией 45%. Сколько воды им нужно долить, чтобы получить то, что нужно?

Задача 3. Выполните задание тетушки Совы. Вычислите массовую долю раствора, который получится, если 120 г. соли растворить в 1,4 кг. воды.



Задача 1

Дано: Решение:

m р-ра = 2кг = 2000 г.

w% = 2%

___________ m р-ля = m р-ра – m в-ва = 2000г – 40 г.= 1960 г

m в-ва – ?

m р-ля – ? Ответ: m в-ва = 40 г., m р-ля = 1960 г.


Задача 2.


Дано: Решение:

m р-ра1 = 700 г.

w% = 45%

w% р-ра2 = 20%

_____________

m (H2O) – ? m (H2O) = m р-ра2 – m р-ра1 ; m (H2O) = 1575г – 700г = 875 г

Ответ: m (H2O) = 875 г


Задача 3.

Дано: Решение:

m в-ва = 120 г.

m р-ля = 1,4 кг = m р-ра = m в-ва + m р-ля

= 1400 г m р-ра = 120 г. + 1400 г. = 1520г.

____________

w% – ? Ответ: w% = 8%




7.2. Ответьте на вопросы (для смены видов деятельности)

Что такое раствор?

Что такое растворение?

7.3. Работа у доски и индивидуально.

Решите задачу:

Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2 л воды взяли 200 г соли, а для консервирования томатов приготовили рассол из 200 г соли и 3 л воды. Какой рассол получится более концентрированным?

Ответы учащихся

(Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Растворение – физико-химический процесс.

1.40 г

2.20 г)

Решают задачу:

Дано:

V(H2O)2 = 2 л

m (соли1) = 100 г

V(H2O)2 = 3 л

m (соли2) = 100 г

ω1 - ?

ω- ?

Решение:

1. Найдем массу первого раствора

m (р-ра1) = m (соли1) + m(H2O)= 200 г + 2000 г = 2200 г

2. Определим массовую долю растворенного вещества в первом растворе.

3. Найдем массу второго раствора

m (р-ра2) = m (соли2) + m(H2O)= 200 г + 3000 г = 3200 г

4. Определим массовую долю растворенного вещества во втором растворе.

5. ω1 ˃ ω2, первый раствор более концентрированный.

Ответ: рассол для консервирования огурцов более концентрированный.

8. Домашнее задание

33, упр. 1-5, тесты с.113

9. Рефлексия

Предлагаю вспомнить тему и задачи урока и оценить успехи класса в целом и меру своего личного продвижения к цели.

Поднимите сигнальные карточки, если вы ставите за урок:

5 - Зеленую.

4 - Зеленую и красную одновременно.

3- Красную.

2 - Не поднимать карточки.

10. Итоги урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!