Урок по химии в 8 классе
“Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества в растворах”
Цели урока:
образовательная – совершенствовать знания учащихся о составе оксидов, кислот и солей, о химических свойствах воды как растворителя, сформировать представление о значении и условиях осуществления процесса растворения, учащиеся должны знать, что такое массовая доля растворенного вещества в растворе, понятия «растворенное вещество», «растворитель», «растворимость», а также зависимость растворимости от температуры и давления, уметь решать расчетные задачи по теме;
развивающая – развивать умение анализировать и запоминать информацию, правильно производить расчеты, внимательность при математических вычислениях; развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах;
воспитательная – вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся, воспитание культуры умственного труда, создавать благоприятный эмоциональный фон на уроке, воспитание потребности в ЗОЖ как необходимого условия сохранения здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядно-практические (демонстрация), проблемно-поисковые, текущий самоконтроль.
Оборудование: ПК, проектор, электронный ресурс «Химия 8-11классы», таблица растворимости, электронные весы, химическая посуда, пищевая сода (NaHCO3), стакан с водой.
Основные новые понятия: раствор, растворимость, растворитель, массовая доля вещества в растворе.
Планируемые результаты обучения: готовность решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе».
Девиз урока: То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
Ход урока:
Организационный момент!
Актуализация опорных знаний
Вводная беседа с учащимися
– Сегодня наш урок мы начнем со слов великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
– Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.
– У кого есть другое мнение? Поднимите две руки.
– Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и даже ученый не могут заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
– Так, что же мы с вами уже знаем?
– Покажем свои знания и начнем с химической разминки.
Химическая разминка.
Обратим внимание на этот тренажер:
| I | II | III |
1 | Al2O3 | Zn(OH)2 | BaO |
2 | CuCI2 | HCI | CaO |
3 | CO2 | Ba(OH)2 | SO2 |
Задания: 1. Чтение химических формул, название веществ.
Игра «Третий лишний».
III. Запись темы, постановка целей урока.
– Что такое растворы?
– Встречаемся ли мы в повседневной жизни с растворами?
– Приведите примеры растворителя и растворенного вещества?
– Больше всего нам знакомы жидкие растворы. Например, газированная вода – это раствор углекислого газа – газообразного оксида углерода в воде, или сладкий чай – водный раствор сахара в воде, когда варят картофель, в воду добавляют поваренную соль – и получается ещё один раствор, раствор хлорида натрия в воде. На полочке в ванной комнате стоит флакон с лосьоном – это раствор жидких веществ: глицерина и спирта в воде.
– Можно ли ускорить растворение?
– Что быстрее растворяется: сахар-рафинад или сахар-песок?
Способность воды растворять разные вещества – это одно из самых важных её свойств.
Растворимость – это способность вещества растворяться в том или ином растворителе.
Растворимость – это отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя.
Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
Растворы: 1) насыщенные;
2) ненасыщенные;
3) пересыщенные.
– Работа с электронным ресурсом – прослушивание классификации растворов.
Вещества
хорошо растворимые малорастворимые нерастворимые
Работа с таблицей растворимости (форзац учебника)
Ускорение растворимости:
1) нагревание;
2) перемешивание;
3) измельчение;
! Проблемный вопрос:
На столе стоит бутылочка с уксусом. Обратите внимание на этикетку. На ней указано процентное содержание уксусной кислоты (растворенного вещества) в растворе. Что это означает?
Ответ: в 100 г раствора содержится 9 г уксусной кислоты – 91 г H2O.
А если взять 500 г раствора?
Учащиеся предлагают способ определения массы уксусной кислоты и воды.
Обозначения:
р-р – раствор
р-ль – растворитель
р.в. – растворенное вещество.
Музыкальная физминутка!!!
Когда работают с растворами, то необходимо знать, сколько вещества содержится в данном растворе. Например, 10% р-р – это в 100г р-ра содержится 10г раств. вещества (воды – 90г).
Массовая доля р.в. –
это величина, которая:
ω (р.в) = * 100%
Учащиеся вместе с учителем, применяя данные формулы, решают задачу:
В 800 г раствора содержится 40 г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?
На практике очень часто, имея вещество и растворитель, необходимо приготовить раствор. Что значит приготовить раствор? Ответ: необходимо найти массу раствора и массу растворителя.
Пример задачи:
Дано: Решение.
mр-ра = 800 г ω (NaCl) = 40/800 = 0,05 (5%)
m(NaCl)=40 г Ответ: ω (NaCl) = 5 %
Найти ω (NaCl)
Для полоскания горла используют 4% раствор соды (NaHCO3). Приготовить 50 г 4%-го раствора питьевой соды.
– Решение задачи.
– Показ демонстрационного опыта «Приготовление растворов с заданной массовой долей»
IV. Закрепление: самостоятельное решение задач с последующим самоконтролем
1.В 600г раствора содержится 30г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?
2.Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 300г 10%-ного раствора?
V. Итог урока:
– Что запомнили?
– Что поняли?
– Чему научились?
Вывод: способность воды растворять разные вещества – одно из самых важных её свойств. Сама жизнь на Земле не могла бы возникнуть без растворов. Так что скажем «спасибо» воде за её способность образовывать растворы!
– Обратимся к девизу урока:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
– Кто согласен с этой мыслью?
– У кого есть другое мнение?
Урок мне хотелось бы закончить так:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется
арабская пословица
На память о сегодняшнем уроке и на пользу организму получите аскорбиновую кислоту (витамин С).
VI. Домашняя работа.
Вариант 1
В 300 г раствора содержится 30 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.
Какую массу соли надо растворить в 250 г воды, чтобы получить 10%-ный раствор?
Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 100 г 5%-ного раствора.
Вариант 2
В 370 г раствора содержится 37 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.
Какую массу соли надо растворить в 300 г воды, чтобы получить 20%-ный раствор?
Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 200г 15%-ного раствора.