СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 8 классе по теме “Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества в растворах”

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе по теме “Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества в растворах”. Тип урока- комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе по теме “Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества в растворах”»

Урок по химии в 8 классе

Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества в растворах”


Цели урока:

  1. образовательная – совершенствовать знания учащихся о составе оксидов, кислот и солей, о химических свойствах воды как растворителя, сформировать представление о значении и условиях осуществления процесса растворения, учащиеся должны знать, что такое массовая доля растворенного вещества в растворе,  понятия «растворенное вещество», «растворитель», «растворимость», а также зависимость растворимости от температуры и давления, уметь решать расчетные задачи по теме;

  2. развивающая – развивать умение анализировать и запоминать информацию, правильно производить расчеты, внимательность при математических вычислениях; развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах;

  3. воспитательная – вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся, воспитание культуры умственного труда, создавать благоприятный эмоциональный фон на уроке, воспитание потребности в ЗОЖ как необходимого условия сохранения здоровья.


Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядно-практические (демонстрация), проблемно-поисковые, текущий самоконтроль.

Оборудование:  ПК, проектор, электронный ресурс «Химия 8-11классы», таблица растворимости, электронные весы, химическая посуда, пищевая сода (NaHCO3), стакан с водой.

Основные новые понятия: раствор, растворимость, растворитель, массовая доля вещества в растворе.

Планируемые результаты обучения: готовность решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе».

Девиз урока: То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно.

Ход урока:

  1. Организационный момент!

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Вводная беседа с учащимися

– Сегодня наш урок  мы начнем  со слов великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно.

– Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.

– У кого есть другое мнение? Поднимите две руки.

– Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и даже ученый не могут заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.

– Так, что же мы с вами уже знаем?

– Покажем свои знания и начнем с химической разминки.

  1. Химическая разминка.

Обратим  внимание на этот тренажер:

 

I

II

III

1

Al2O3

Zn(OH)2

BaO

2

CuCI2

HCI

CaO

3

CO2

Ba(OH)2

SO2

 

Задания: 1. Чтение химических формул, название веществ.

  1. Игра «Третий лишний».


III. Запись темы, постановка целей урока.

– Что такое растворы?

– Встречаемся ли мы в повседневной жизни с растворами?

– Приведите примеры растворителя и растворенного вещества?

– Больше всего нам знакомы жидкие растворы. Например, газированная вода – это раствор углекислого газа – газообразного оксида углерода в воде, или сладкий чай – водный раствор сахара в воде, когда варят картофель, в воду добавляют поваренную соль – и получается ещё один раствор, раствор хлорида натрия в воде. На полочке в ванной комнате стоит флакон с лосьоном – это раствор жидких веществ: глицерина и спирта в воде.

– Можно ли ускорить растворение?

– Что быстрее растворяется: сахар-рафинад или сахар-песок?

Способность воды растворять разные вещества – это одно из самых важных её свойств.

Растворимость – это способность вещества растворяться в том или ином растворителе.

Растворимость – это отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя.

Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Растворы: 1) насыщенные;

2) ненасыщенные;

3) пересыщенные.

– Работа с электронным ресурсом – прослушивание классификации растворов.

Вещества

хорошо растворимые          малорастворимые             нерастворимые

Работа с таблицей растворимости (форзац учебника)

Ускорение растворимости:

1) нагревание;

2) перемешивание;

3) измельчение;

! Проблемный вопрос:

На столе стоит бутылочка с уксусом. Обратите внимание на этикетку. На ней указано процентное содержание уксусной кислоты (растворенного вещества) в растворе. Что это означает?

Ответ: в 100 г раствора содержится 9 г уксусной кислоты – 91 г H2O.

А если взять 500 г раствора?

Учащиеся предлагают способ определения массы уксусной кислоты и воды.

Обозначения:

р-р – раствор

р-ль – растворитель

р.в. – растворенное вещество.

Музыкальная физминутка!!!

Когда работают с растворами, то необходимо знать, сколько вещества содержится в данном растворе. Например, 10% р-р – это в 100г р-ра содержится  10г раств. вещества (воды – 90г).

Массовая доля р.в. –

это величина, которая:

ω (р.в) =     * 100%

 

Учащиеся вместе с учителем, применяя данные формулы, решают задачу:

  1. В 800 г раствора содержится 40 г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?

На практике очень часто, имея вещество и растворитель, необходимо приготовить раствор. Что значит приготовить раствор?           Ответ: необходимо найти массу раствора и массу растворителя.

Пример задачи:

Дано:                                           Решение.

mр-ра = 800 г                             ω (NaCl) =  40/800     = 0,05  (5%)

m(NaCl)=40 г                               Ответ: ω (NaCl) = 5 %

Найти  ω (NaCl)


  1. Для полоскания горла используют 4% раствор соды (NaHCO3). Приготовить 50 г 4%-го раствора питьевой соды.

– Решение задачи.

– Показ демонстрационного опыта «Приготовление растворов с заданной массовой долей»

IV. Закрепление: самостоятельное решение задач с последующим самоконтролем

1.В 600г раствора содержится 30г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?

2.Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 300г 10%-ного раствора?


V. Итог урока:

– Что запомнили?

– Что поняли?

– Чему научились?

Вывод: способность воды растворять разные вещества – одно из самых важных её свойств. Сама жизнь на Земле не могла бы возникнуть без растворов. Так что скажем «спасибо» воде за её способность образовывать растворы!

– Обратимся к девизу урока:

То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно.

– Кто согласен с этой мыслью?

– У кого есть другое мнение?

Урок мне хотелось бы закончить так:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

                            кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется 

                                                                                                         арабская пословица

На память о сегодняшнем уроке и на пользу организму получите  аскорбиновую кислоту (витамин С).

VI. Домашняя работа.

Вариант 1

  1. В 300 г раствора содержится 30 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.

 

  1. Какую массу соли надо растворить в 250 г воды, чтобы получить 10%-ный раствор?

 

  1. Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 100 г 5%-ного раствора.

 

Вариант 2

  1. В 370 г раствора содержится 37 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.

 

  1. Какую массу соли надо растворить в 300 г воды, чтобы получить 20%-ный раствор?

 

  1. Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 200г 15%-ного раствора.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!