ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 4-А КЛАССЕ «Мой любимый город»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского-М.: Просвещение, 2011
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 4классов, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Количество часов - 1 час в неделю.
В программе кружка «Мой любимый город» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
– Изучение родословной;
– Изучение истории города Феодосии;
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.
Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.
Задачи:
1.Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2.Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение
3.Воспитательные:
а) воспитывать утраченную любовь к родной земле.
б) возродить духовные ценности великого русского народа,
Предполагаемые результаты:
приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Феодосии и Феодосийского района.
овладение школьниками навыками изучения истории родного края
использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).
овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
организация учебного процесса и свое рабочего места
выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)
составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.
Содержание программы
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы, учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею иради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в краеведческом уголке, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию феодосийской земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности
Направления работы:
Познавательное
Краеведческое
Познавательная часть программы (формы работы)
беседы, написание рефератов, презентации;
практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);
познавательные историко-краеведческие игры;
викторины;
конкурсы рисунков, плакатов.
Краеведческая часть программы (формы работы)
изучение краеведческой литературы;
сбор краеведческого материала;
встречи с жителями города.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов | Форма проведения | Деятельность учащихся | Дата проведения |
1 | Введение. Символика моего города. | 1 | Беседа | Знакомство с курсом «Мой любимый город» Историко-географический очерк. | |
2 | Исторический очерк: Феодосия, Каффа, Кефе | 1 | Круглый стол | Работа с краеведческой литературой | |
3 | Феодосия в составе Российской империи. Феодосия: первые десятилетия под Российской короной | 1 | Круглый стол | Работа с краеведческой литературой | |
4 | Феодосия: многонациональный состав населения | 1 | Круглый стол | Работа с краеведческой литературой | |
5 | Феодосия: во время Крымской войны | 1 | Беседа | Работа с краеведческой литературой | |
6 | Экскурсия в Феодосийский музей Древностей (посещение 2 -4 залов) | 1 | Экскурсия | Отчёт по экскурсии | |
7 | Улицы города рассказывают | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
8 | Исторические места города | 1 | Экскурсия | Поисковая работа | |
9 | Великая Отечественная. Подготовка Феодосии к обороне | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
10 | «Новый порядок» в Феодосии | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
11 | Керченско-Феодосийская десантная операция | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
12 | Партизанская борьба феодосийцев | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
13 | Освобождение Феодосии | 1 | Беседа | Встреча с участниками | |
14 | Экскурсия в Феодосийский музей древностей (посещение 5 зала ВОВ) | 1 | Экскурсия | Отчёт по экскурсии | |
15 | Знаменитые люди нашего города | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
16 | Писатели и поэты, жившие в Феодосии | 1 | Устный журнал | Поисковая работа | |
17 | Художники, жившие в Феодосии: И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслер, М. П. Латри. | 1 | Устный журнал | Поисковая работа | |
18 | Посещение Литературно-мемориального музея Александра Грина | 1 | Экскурсия | Поисковая работа | |
19 | Посещение национальной картинной галереи И.К. Айвазовского | 1 | Экскурсия | Поисковая работа | |
20 | Табачный фабрикант Вениамин Стамболи | 1 | Экскурсия | Поисковая работа | |
21 | Музей подводной археологии. | 1 | Экскурсия | Отчёт по экскурсии | |
22 | Дом-музей Максимилиана Волошина | 1 | Беседа | Поисковая работа | |
23 | Памятники архитектуры средневековья | 1 | Беседа | Альбом | |
24 | Памятники архитектуры средневековья | 1 | Экскурсия | Поисковая работа | |
25 | Памятники архитектуры 18-20 вв. | 1 | Беседа | Альбом | |
26 | Памятники архитектуры 18-20 вв. | 1 | Экскурсия | Поисковая работа | |
27 | Особенности растительного мира | 1 | Устный журнал | Газета «Растения моего края» | |
28 | Зелёная аптека | 1 | Проект | Альбом «Лекарственные растения» | |
29 | Животный мир | 1 | Беседа | Опись животных родного края | |
30 | Экология города | 1 | Экскурсия | Сочинение «Жалоба природы» | |
31 | Любимый уголок моей семьи | 1 | Творческая мастерская | Сочинение | |
32 | Что даёт мой город стране | 1 | Творческая мастерская | Рисунок «Мой город – стране» | |
33 | Храмы и мечети моего города | 1 | Круглый стол | Работа с краеведческой литературой | |
34 | Талантливые люди | 1 | Музыкальный конкурс | Представление своих талантов | |