ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа курса «Игровая деятельность. Подвижные игры.» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
• Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, класс
Особенности набора детей – учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи направлены на:
• формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
• расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Личностными результатами курса «Игровая деятельность. Подвижные игры» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– умение выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами курса «Игровая деятельность. Подвижные игры .» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий во время занятия;
– учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих детей начальной школы наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии.
Курс «Игровая деятельность. Подвижные игры !» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину, через изучение традиций и обычаев того или иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на уроках физической культуры является народная игра. Главная задача педагога — научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Результаты освоения программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
К концу 4 класса учащиеся должны:
понимать:
знать:
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
выражать в движении характер музыки и ее настроение;
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть
возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Материально – техническое обеспечение:
Малые и большие мячи, скакалки.
Порядок работы с играми: - Название игры - Знакомство с содержанием игры - Объяснение правил игры - Разучивание игры - Проведение игры.
Содержание программы
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводное теоретическое занятие | 1 |
2 | «Игры-догонялки» | 6 |
3 | «Игры – поиски» | 4 |
4 | «Игры с быстрым нахождением своего места» | 3 |
5 | «Зимние игры на снеговой площадке» | 4 |
6 | «Настольные игры» | 4 |
7 | «Игры с сопротивлением и борьбой» | 3 |
8 | «Интеллектуальные игры» | 4 |
9 | «Игры на свежем воздухе» | 6 |
Календарно-тематическое планирование
«Игровая деятельность. Подвижные игры»
4 класс
№ п/п | Место проведения | Название игры | Содержание 1 четверть 8 часов | Характеристика деятельности | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | кабинет | Вводное теоретическое занятие | Просмотр учебного фильма «Что мы знаем об игре» | Познакомиться с техникой безопасности на занятиях; с правилом поведения на кружке; просмотреть видеофильм об игре. | 1 ч |
03.09 | |
«Игры-догонялки» | |
2 | спорт. площ. | «Салки - приседалки» | Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. | Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | 1 ч | 10.09 | |
3 | с/п | «Уголки» | 1 ч | 17.09 | |
4 | с/п | «Вызов номеров» | 1 ч | 24.09 | |
5 | с/п | «Третий лишний» | 1 ч | 01.10 | |
6 | спорт. зал | «День и ночь» | 1 ч | 9.10 | |
«Игры – поиски» |
7 | с/з | «Отгадай, кто подходил?»
| Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и учителем | 1ч | 16.10 | |
8 | с/з | «Слепой и зрячий» | 1 ч | 23.10 | |
| | 2 четверть 8 часов | | | |
9 | с/з | «Холодно-горячо»
| 1 ч | 6.11 | |
10 | кабинет | Викторина «В мире спорта» | Просмотр роликов по видам спорта. | Познакомить с некоторыми видами спорта. Уметь определять и называть правила увиденного вида. | 1 ч | 13.11 | |
«Игры с быстрым нахождением своего места» |
11 | с/з | «Море волнуется!» | В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. | Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий | 1 ч | 20.11 | |
12 | с/з | «Птицы, на гнезда!» | 1 ч | 27.11 | |
13 | с/з | «Гусек» | 1 ч | 4.12 | |
«Зимние игры на снеговой площадке» |
14 | с/п | «Два мороза» | В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. | 1 ч | 11.12 | |
15 | с/п | Игра в снежки, лепка снежных фигур. | В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. | 1 ч | 18.12 | |
16 | с/п | Игра в снежки, лепка снежных фигур. | В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. | 1 ч | 25.12 | |
| | | 3 четверть 11 часов | | | | |
17 | с/п | Игра в снежки, лепка снежных фигур. | В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. | 1 ч | 15.01 | |
«Настольные игры» |
18 | каб. | Лото, шахматы, детское домино, шашки. | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этим играм. | 1ч | 22.01 | |
19 | каб. | Лото, шахматы, детское домино, шашки. | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этим играм. | 2 ч | 29.01 | |
20 | каб. | Лото, шахматы, детское домино, шашки. | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этим играм. | 1 ч | 5.02 | |
21 | каб. | Лото, шахматы, детское домино, шашки. | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этим играм. | 1 ч | 12.02 | |
«Игры с сопротивлением и борьбой» |
22 | каб. | «Пустое место»
| Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. | Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах игры с одноклассниками Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | 1 ч | 19.02 | |
23 | с/з | «Спортивный час» эстафета
| 1 ч | 26.02 | |
24 | с/з | «Поймай последнего» | 1 ч | 4.03 | |
«Интеллектуальные игры» |
25 | каб. | «Собери пословицу» | Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. | Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели Слушать и понимать речь других людей. | 1ч | 11.03 | |
26 | каб. | Викторина «Спорт вокруг нас» | 1 ч | 18.03 | |
27 | С.з | «Караси и щуки» | Участников игр следует побуждать к активным, решительным действиям. Совершенствовать навыки работы с мячом, внимательность. | Совершенствование навыков в беге с изменением направления | 1 ч | 25.03 | |
| | | 4 четверть 7 часов | | | | |
28 | С. з | «Весёлые старты» | В этом разделе подобраны игры на развитие сообразительности, быстроты реакции, ориентировки | Развивать ловкость, чувство коллективизма. | 1 ч | 8.04 | |
«Игры на свежем воздухе» |
29 | с/п | «Арам шим шим» | Познакомить детей с новой игрой. Игра помогает всестороннему развитию подрастающего поколения, способствует развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, коллективизм и др. | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | 1 ч | 15.04 | |
30 | с/п | «Салки с защитником» | Познакомить детей с новой игрой. Игра помогает всестороннему развитию подрастающего поколения, способствует развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, коллективизм и др. | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | 1 ч | 22.04 | |
31 | с/п | «Лапта» | Познакомить детей с новой игрой. Игра помогает всестороннему развитию подрастающего поколения, способствует развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, коллективизм и др. | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | 1ч | 29.04 | |
32 | с/п | «А какой твой цвет?» | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | 1 ч |
6.05 | |
33 | с/п | Итоговые занятия | Дети вспоминают все игры, с которыми они познакомились в течение года. Играют в понравившиеся игры. | Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками | 1 ч | 13.05 | |
34 | с/п | Итоговые занятия | Дети вспоминают все игры, с которыми они познакомились в течение года. Играют в понравившиеся игры. | Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками | 1ч | 20.05 | |
Итого: 34 часа |
4