СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Подвижные игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность "Подвижные игры" рассчитана на учащихся, которые любят двигаться, бегать, играть.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Подвижные игры"»



МБОУ Пржевальская СШ Демидовского района Смоленской области












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

для учащихся 3 класса





учитель: Хоренженкова О.В.













П. Пржевальское

2019














Пояснительная записка

к программе курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»

Программа «Подвижные игры» имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.


Актуальность данной программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.

Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия народов Поволжья (русских, казахов, чувашей, мордвы, татар, немцев).

Практическая значимость программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Связь с другими программами.

Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».

Вид программы.

Модифицированная

Цель программы сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.

Задачи программы

Образовательные:

  • Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

  • Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

  • Формирование интереса к народному творчеству народов Поволжья.

  • Расширение кругозора младших школьников.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса к народным играм, включение их в познавательную деятельность;

  • Развитие активности, самостоятельности, ответственности;

  • Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

  • Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма;

  • Формирование установки на здоровый образ жизни;

  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Отличительными особенностями программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 3 класса (10 лет).

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 68 занятий: два занятия в неделю.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий: 45 минут.

Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.


Формы занятий:

Ведущей формой организации обучения является групповая. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;

  • смена личностных интересов и запросов учащихся.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Ожидаемые результаты.

  • Укрепление здоровья;

  • Повышение физической подготовленности двигательного опыта.

  • Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.

  • Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.

  • Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития;

  • Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память, воображение;

  • Проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей, сохранение зачётной системы оценивания знаний, проведение конкурсов, соревнований).

Личностные результаты

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • умение выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).


Формы подведения итогов реализации программы.

Способы проверки знаний и умений:

  • проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;

  • участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города;

  • открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:

  • весёлые старты;

  • спортивные эстафеты;

  • фестиваль игр;

  • «День здоровья».



Учебно – тематический план

дополнительной образовательной программы «Подвижные игры»


Тема

Количество часов

Общее кол - во часов

Теория

Практика

1.

Игры с бегом (общеразвивающие игры).

10 ч.

1 ч.

9 ч.

2.

Игры с мячом.

10 ч.

1 ч.

9 ч.

3.

Игра с прыжками (скакалки).

10 ч.

1 ч.

9 ч.

4.

Игры малой подвижности (игры на развитие внимания; для подготовки к строю; с лазанием и перелазанием; для правильной осанки).

10 ч.

1 ч.

9 ч.

5.

Зимние забавы.

8 ч.

1 ч.

7 ч.

6.

Эстафеты.

10 ч.

1 ч.

9 ч.

7.

Народные игры

10 ч.

1 ч.

9 ч.

Итого:

68 ч.

7 ч.

59 ч.















Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы «Подвижные игры»


№ п/п

дата

Тема занятия

Кол-во

часов

план

факт

1.

4.09


Правила безопасного поведения при проведении

игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега

1

2.

5.09


Техника бега с ускорением, техника равномерного бега. Игра «Догонялки».

1

3-4

11.09

12.09


Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра «Челнок».

2

5-6

18.09

19.09


Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки»

2

7-8

25.09

26.09


Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»

2

9-10

2.10

3.10


Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Третий лишний»

2

11

9.10



Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание считалок.

1

12

10.10


Игра «Я знаю пять названий…». Игра «Собачка»

1

13-14

16.10

17.09


Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи ставить»

2

15-16

23.10

24.10


Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча»

Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».

2

17-18

6.11

7.11


Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай город».

2

19-20

13.11

14.11


Комплекс ОРУ с мячами. Игры «Гонка мячей», «Попади в цель».

2

21

20.11


Правила техники безопасности при игре с прыжками. Для чего человеку важно уметь прыгать. Виды прыжков. Разучивание считалок.

1

22

21.11


Игры «Тише едешь – дальше будешь», «Охотники».

1

23-24

26.11

27.11


Комплекс ОРУ. Игры «Воробушки и кот», «Дедушка – рожок».

2

25-26

4.12

5.12


Комплекс ОРУ. Игры «Переселение лягушек», «Лошадки».

2

27-28

11.12

12.12


Комплекс ОРУ. Игры « Петушиный бой», «Борьба за прыжки».

2

29-30

18.12

19.12


Комплекс ОРУ. Игры «Солка на одной ноге», «Кто первый?».

2

31

25.12


Правила техники безопасности. Знакомство с играми на внимательность.

1

32

26.12


Игры «Запретное движение», «Катя, Катенька, Катюша», «Съедобное – несъедобное»

1

33-34

15.01

16.01


Игры на внимательность. Игры «Летит - не летит», «Запретное движение», «Перемена мест».

2

35-36

22.01

23.01


Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.

Игры «Колечко», «Море волнуется», «Кривой петух»

2

37-38

29.01

30.01


Комплекс ОРУ. Игры «Молчанка», «Колечко», «Краски»

2

39-40

5.02

6.02


Комплекс ОРУ. Игры «Краски», «Перемена мест», «Ремешок», «Колечко»

2

41

12.02



Правила техники безопасности во время игр в зимнее время. Знакомство с зимними играми.

1

42

13.02


Игра «Снежная фигура»

1

43-44

19.02

20.02


Игра «Строим крепость».

2

45

26.02

27.02


Игра «Взятие снежного городка». Игра «Меткий стрелок».

2

46-47

4.03

5.03


Игра «Лепим снеговика».

2

48

11.03


Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на группы.

1

49

12.03


Круговая эстафета.

1

50-51

18.03

19.03


Эстафеты « Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты», «Скакалка под ногами», «Тачка».

2

52-53

1.04

2.04


Эстафета «Вызов номеров», «Дорожки», «Шарик в ложке».

2

54-55

8.04

9.04


Эстафета «Весёлые старты».

2

56-57

15.04

16.04


Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».

2

58

22.04


Материальная и духовная игровая культура. Организация и проведение игр на праздниках.

1

59-60-61

23.04

29.04

30.04


Разучивание народных игр. Игра «Лапта»

3

62-63

6.05

7.05


Разучивание народных игр. Игра "Горелки".

2

64-65

13.05

14.05


Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы»

2

66-67

20.05

21.05


Разучивание народных игр. Игра "Мишени".

2

68

27.05


Спортивный праздник

1






Содержание программы. 3 класс (68 часов)

Игры с бегом (10 часов)

Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и животных. Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра «Челнок».

  • Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки»

  • Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»

  • Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит двоих»

Игры с мячом (10 часов)

Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание считалок.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи ставить»

  • Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча»

Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».

  • Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай город».

  • Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель». Игра «Русская лапта»

Игры с прыжками (10 часов)

Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками.

Для чего человеку важно уметь прыгать.

Виды прыжков. Разучивание считалок.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ. Игра « Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок».

  • Комплекс ОРУ. Игра « Переселение лягушек». Игра «Лошадки».

  • Комплекс ОРУ. Игра « Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки».

  • Комплекс ОРУ. Игра « Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?».

Игры малой подвижности (10 часов)

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на внимательность.

Практические занятия

  • Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное движение». Игра «Перемена мест».

  • Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.

Игры «Колечко». Игра « Море волнуется». Игра «Кривой петух»

  • Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».

  • Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест»

Зимние забавы (8 часов)

Теория. Правила техники безопасности зимой. Осторожно лед.

Загадки и пословицы о зиме. Беседа о закаливании.

Практические занятия:

  • Игра «Строим крепость».

  • Игра «Взятие снежного городка».

  • Игра «Лепим снеговика».

  • Игра «Меткой стрелок».

Эстафеты (10 часов)

Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на группы.

Практические занятия:

  • Эстафеты «Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты», «Скакалка под ногами», «Тачка».

  • Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров», «Дорожки», «Шарик в ложке».

  • Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».

Народные игры (10 часов)

Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и проведение игр на праздниках.

Практические занятия:

  • Разучивание народных игр. Игра "Горелки".

  • Разучивание народных игр. Игра «Лапта»

  • Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы»

  • Разучивание народных игр. Игра "Мишени".





Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты.

Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы, ребусы.

Приёмы и методы

При реализации программы используются различные методы обучения:

  • словесные: рассказ, объяснение нового материала;

  • наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;

  • практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: игровой и учебной.

Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.

Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр.

Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.



Список литературы:

  1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.

  2. Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.

  3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.

  4. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г

  5. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г

  6. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г

  7. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г

  8. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!