Автор: Прилипа Р. А.
[email protected]
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»
[email protected]
«Внедрение элементов дистанционного образования»
Аннотация: данный доклад показывает практическое внедрение элементов дистанционного образования на примере образовательной среды Moodle.
Ключевые слова: дистанционное образование, Moodle, самостоятельное изучение, OpenSource, сайт колледжа.
В течении последних пяти лет лучшей и наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда Moodle, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Moodle – это система управления курсами с открытым исходным кодом, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она стала очень популярной среди преподавателей во всем мире, как средство для создания динамических веб-сайтов для обучающихся независимо от уровня получаемого образования.
Для обеспечения работы она должна быть установлена на веб-сервере, либо на собственный компьютер преподавателя. Среда Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский и используется почти в пятидесяти тысячах организаций из более чем двухсот стран мира.
Среда представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма», и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.
В «Краснодонском промышленно-экономическом колледже» данная система доступна по адресу http://www.do.krapek.lg.ua/. На рисунке 1, показан внешний вид главной страницы.
Рисунок 1 – Внешний вид главной страницы
Система LMS Moodle позволяет преподавателю не только отслеживать результаты тестирования, но и контролировать другие аспекты процесса обучения, в том числе успеваемость, время работы с учебными материалами, полученные оценки, а также оперативно реагировать на возникающие вопросы посредством встроенных форумов формата «Вопрос-ответ».
Мной был разработан модуль, который позволяет сдавать зачет по дисциплине «Программирование в сети Интернет». Для каждого студента были заведены учетные записи, после чего им были высланы данные для входа в систему.
Рисунок 2 – Отправка сообщений пользователям
После чего, на указанную при регистрации почту придёт письмо со следующим содержанием, которое показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Письмо на почту из системы Moodle
Модульный принцип размещения ресурсов и их доступность позволяют на практике реализовать принципы открытости, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, лежащие в основе получения нового качества образования.
Для того, чтобы курс был доступен студентам необходимо их записать на курс. Для этого в настройках выбираем пункт «Пользователи», переходим в раздел «Записанные на курс пользователи» и нажимаем кнопку .
Рисунок 4 – Запись пользователей на курс
После ввода логина и пароля, который пришел на почту, мы переходим непосредственно к прохождению курса. На рисунке 5, показана основная информация по выбранному курсу.
Рисунок 5 – Информация о выбранном курсе
Приступить к прохождению зачета можно после нажатия на кнопку «Начать тестирование».
Рисунок 6 – Прохождение тестирования
Рисунок 7 – Результат тестирования
После окончания теста необходимо нажать на кнопку «Отправить все и завершить тест». Ответы отправятся преподавателю. После чего появится страница с проверенным тестом.
Рисунок 8 – Отчет о пройденном тесте
Также администратор может выгрузить данные на свой компьютер по пройденным тестам в формате .xlsx, и в дальнейшем распечатать.
Вывод
Электронное обучение, основанное на возможностях системы LMS Moodle, не ограничивается только тестированием. Система имеет в своем составе ряд модулей, позволяющих создавать учебные ресурсы самого разного назначения, такие как программируемая подача лекционного материала, оцениваемые задания, рабочие тетради, опросы, анкеты. На данный момент в нашем учебном заведении студенты проходят как тестирование, так и сдают зачет по дисциплине «Программирование в сети Интернет».
Таким образом, использование системы открытого обучения LMS Moodle является весьма действенным механизмом, позволяющим повысить эффективность работы преподавателя, обеспечить регулярный контроль уровня усвоения знаний студентами всех форм обучения, а также решить ряд задач, способствующих повышению качества и доступности профессионального образования.
Список использованной литературы
Андреев А. В., Андреева С. В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Электронный ресурс]. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. Учебное пособие. – Харьков: ХНАГХ, 2009.
Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]: Учебно-методическоепособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. - 108 с.
Гаевская Е. Г. Система дистанционного обучения MOODLE.Методические указания для практических занятий [Электронный ресурс]. Учебноепособие. – СПб.: 2007.