Пояснительная записка к лабораторной работе по химии
В системе профессиональной подготовки кадров важная роль принадлежит практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и вооружает студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего общего образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений и навыков.
1.2 В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий учащиеся выполняют одну лабораторную работу или одну практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3 Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных, аналитических, проектировочных, конструктивных умений и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
1.4 При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников может делиться на подгруппы численностью не менее 4 человек.
1.5. Практические и лабораторные работы оформляются обучающимися в письменном виде и проверяются преподавателем.
Лабораторное задание разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «ЕН.03. Химия».
Раздел «Аналитическая химия. Химические методы анализа в производстве продовольственных продуктов. Л. о. Распознавание веществ с помощью качественных реакций».
Данное лабораторное занятие также можно использовать в рамках внеучебной деятельности при проведении предметной недели.
Цель проведения лабораторной работы (внеучебная деятельность): формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы общепрофессионального курса химии.
Цель проведения лабораторной работы (в составе бинарного учебного занятия): использование (или применение) ЗУН по химии в практической деятельности технолога.
Задачи проведения лабораторной работы:
Формируемые результаты | Требования ФГОС | Базовые компетенции |
1.Владение навыками учебно-практической деятельности | Метапредметные результаты | Аналитические |
2.Понимание химической сущности наблюдаемых явлений. | Предметные результаты | Аналитические |
3.Владение основополагающими химическими понятиями, закономерностями, законами. | Предметные результаты | Регулятивные |
4.Уверенное пользование химической терминологией и символикой | Предметные результаты | Регулятивные |
5.Владение основными методами научного познания, используемыми в химии: измерение, эксперимент | Предметные результаты | Аналитические |
6.Умение обрабатывать результаты измерений. | Предметные результаты | Социальные |
7.Умение обнаруживать зависимость между химическими величинами. | Предметные результаты | Аналитические |
8.Умение объяснять полученные результаты и делать выводы. | Предметные результаты | Самосовершенствование |
Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:
Номер работы;
Цель работы;
Перечень используемого оборудования;
Последовательность выполняемых действий;
Рисунок или схему;
Таблицы и/или схемы для записи значений;
Расчётные формулы.
Критерии оценивания (при проведении в качестве внеучебной деятельности необязательно):
Демонстрация умений | Оценка |
Выполнение последова тельных действий | Фиксация результатов | Соблюдение техники безопасности | Запись хода выполнения работы | Заполнение таблицы, построение графиков | Вывод по работе |
+ | + | + | + | + | + | «5» |
+ | + | + | + | + | | «4» |
+ | | + | | + | | «3» |
Литература:
Аналитическая химия, Ю.М.Глубоков, под редакцией А.А. Ищенко, учебник, Издательский дом «Академия», Москва, 2017
Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие / М.А. Иванова. - М.: ИЦ РИОР, 2017. - 289 c.
Аналитическая химия, Н.В.Лакиза, С.А.Штин, Учебно-методическое пособие, Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2019
Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Практикум/ (Копылова) В.Д. Валова. - М.: Дашков и К, 2016. - 200 c.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
3