СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 6 классов в  соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО основного общего  образования.                             

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа»

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гурульбинская cредняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей:

_____________

Рук. МО:

С.А. Жалсанова

«___» августа 2023г.

Согласовано:

__________

Зам. директора по ВР:

М.В.Цыбикжапова



«___»_______ 2023 г.

«Утверждаю»

___________

Директор школы:

Б.В. Гармаев


Приказ №_____ от

«___»________ 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Декоративно-прикладное искусство»

(художественно – эстетическое направление)

 6 КЛАСС

Срок реализации: 1 год





 Разработана Самбуевой Р.С.

учителем изобразительного искусства









2023-2024 уч.год

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………..3

цели и задачи;

формы организации образовательного процесса;

место курса в учебном плане;

общая характеристика курса внеурочной деятельности;

оценка и планируемых результатов освоения программ.

2.Содержание программы……………………………………6

3.Тематическое планирование………………………………8

4.Методическое обеспечение программы…………………..9

5.Список литературы…………………………………………10













































Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО основного общего образования.

Направленность программы является программой художественно - эстетической направленности. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Цель программы: - Создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно- практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно- прикладного искусства. Задачи: -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством. -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий. - Приобщать школьников к народному искусству; -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Формы организации образовательного процесса

Занятия по программе декоративно-прикладного творчества проводятся в групповой форме с использованием личностно-ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка). Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и практики в течение одного занятия.

Программа предлагает разные формы работы с детьми - это практические занятия, теоретические занятия, культурно-массовые мероприятия (оформление выставок, участия в городских выставках).

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Формы занятий:

  • беседы;

  • практические занятия;

  • создание проектов;

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • коллективная работа;

  • экскурсии.

Занятия предполагают выполнение художественными материалами (пастелью, гуашью, цветными карандашами). Особое внимание уделяется более углубленному изучению бумажной пластики, ДПИ.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы заключается в том, что за счет развития творческого мышления учащиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для украшения интерьера, одежды, быта и т.д.). Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Учебная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми среднего школьного возраста ( 11 - 12 лет). Периодичность занятия 1 раз в неделю.

Режим занятий: пятница 15.00-15.40 ( 6 класс)

Содержание программы дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность учащегося, направленную на преображение окружающего мира.

Обучение детей осуществляется по следующим направлениям: аппликации из различных материалов (из бумаги, ткани, волокнистых материалов, природных материалов); папье-маше;

создание сувениров; краеведение, история, культура разных народов.

На протяжении всего курса обучения дети учатся работать с разными материалами (природный материал, фетр, нити, бумага), овладевают способами их обработки и различными понятиями (симметрия, композиция, контрастность), узнают особенности цвета, формы, узора, орнамента и т.д. Большое значение уделяется на занятиях вопросам краеведения, истории, культуре разных народов, этике, эстетике.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.

Оценка планируемых результатов освоения программы

- Удовлетворенность учеников, посещающих занятия; - Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);

- Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

-Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

-Анкетирование

- Демонстрации

- Выставка творческих работ

- участие в творческих конкурсах разного уровня

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление и индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком


Содержание программы

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении знаний и умений о приемах и техниках работы с материалами и инструментами, знакомство с историей различных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление декоративно – художественных изделий.

1. Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство, правила техники безопасности. Вводный инструктаж по ТБ. Введение в программу внеурочной деятельности. Ознакомление с работой кружка, содержание и порядок работы.. Проведение вводного инструктажа по ТБ. Знать правила поведения на занятиях внеурочной деятельности, технику безопасности. Уметь пользоваться инструментами и материалами для творчества.

2. Что такое ДПИ? Ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятий

3-6. Работа с бумагой. Бумага - замечательный материал. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги.

7- 10. Работа с различными тканями. Азбука по работе с тканями.

11. Ежик и белка. Подвеска из фетра. Форма и цветовое решение. Определение порядка работы. Практическая часть. Создание подвески «Ёжик и белка».

12. Синичка. Знакомство с новой техникой витраж. Виды витража. Витраж из бумаги. Порядок выполнения. Практическая часть. Синичка.

13. Собачка. Анализ образца. Выбор формы. Цветовое решение. Закрепление темы пластилинография. Работа с мехом. Практическая часть. Панно «Собачка».

14. Рождественский венок. Закрепление техники торцевание. Практическая часть. Создание украшения на стену.

15-16. Рождественское окно. Новогоднее украшение из картона с полуобъемными элементами Практическая часть. «Рождественское окно».

17-18. Олень в валенках. Работа с различными видами тканей. Аппликация из тканей. Практическая часть. Выполнение панно по инструкционной карте.

19. Варежки и коньки. Создание новогодних сувениров на основе скрепок и ткани. Практическая часть. Выполнение сувениров.

20. Открытка валентинка. Закрепление техники витраж. Декор блестками. Практическая часть. Выполнение открытки в виде сердца.

21. Открытка для папы Пиджак. Закрепление конструирования из бумаги. Работа с самоклеящейся пленкой. Практическая часть. Выполнение открытки по образцу.

22-23. Кролик. Аппликация из нитей. Порядок выполнения работы. Практическая часть. Сувенир «Кролика».

24. Открытка для мамы. Закрепление темы «Моделирование из картона». Работа с шаблоном. Декорирование дополнительными элементами. Сборка изделия. Практическая часть. Открытка в виде сумочки. Цветок нарцисс.

25. Петушок. Знакомство с обратной аппликацией в пластилинографии. Цветовое решение. Практическая часть. Панно «Петушок».

26. Пасхальный заяц. Сочетание фетра, картона и самоклеящейся пленки. Разметка деталей. Сборка изделия. Практическая часть. Выполнение подставки для яиц.

27. Открытка ко дню Победы. Конструирование из бумаги полуобъемная звезда. Практическая часть. Выполнение открытки.

28-29. Панно в миниатюре. Расширение кругозора учащихся о цветах. Прием нарезания бахромы. Выполнение детали в технике квиллинг. Практическая часть. Выполнение панно.

30. Заяц с балалайкой. Создание динамической игрушки с помощью изобразительных средств. Принцип устройства механизма действия. Практическая часть. Игрушка «Заяц с балалайкой».

31-32. Не спешите выбрасывать! Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Панно из компакт – дисков. Технологические отходы – компьютерные диски. Практическая работа .Выполнение панно из компакт – дисков.

33. Животные из пластиковых бутылок. Практическая работа . Выполнение животных. Последовательность выполнения работы по образцу.

34. Итоговое занятие. Выставка. Подведение итогов. Проведение выставки творческих работ.












Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение: правила техники безопасности.

1

1

-

2

Что такое ДПИ?

1

0.2

0.8

3-6

Работа с бумагой. Бумага - замечательный материал.

4

0.2

3.8

7-10

Работа с различными тканями

3

0.5

2.5

11

Ежик и белка (подвеска из фетра)

1

0.2

0.8

12

Синичка (из фетра)

1

0.2

0.8

13

Собачка (пластилинография, и мех)

1

0.5

0.5

14

Рождественский венок

1

0.5

0.5

15-16

Рождественское окно (декор для окна)

2

0.2

1.8

17-18

Олень в валенках (панно из ткани)

2

0.5

1.5

19

Варежки и коньки (сувениры на основе скрепок)

1

0.2

0.8

20

Открытка валентинка

1

0.2

0.8

21

Открытка для папы Пиджак (конструирование из бумаги)

1

0.2

0.8

22-23

Кролик (аппликация из нитей)

2

0.5

1.5

24

Открытка для мамы (моделирование из картона)

1

0.2

0.8

25

Петушок (в технике пластилинография)

1

0.2

0.8

26

Пасхальный заяц (подставка для яйца)

1

0.2

0.8

27

Открытка ко дню Победы

1

0.2

0.8

28-29

Панно в миниатюре (в технике квиллинг)

2

0.5

1.5

30

Заяц с балалайкой (динамическая игрушка)

1

0.2

0.8

31-32

Не спешите выбрасывать!(панно из компакт – дисков)

2

0.5

1.5

33

Животные из пластиковых бутылок

1

0.2

0.8

34

Итоговое занятие. Выставка.

2

0.2

1.8

Итого:


34

8.2

24.8























Методическое обеспечение программы

Для успешной организации учебного процесса необходимы условием является наличие следующего:

Материально – техническое обеспечение:

Учебно- практическое оборудование: - Столы, стулья, шкафы, стеллажи- для хранения материалов; - Витрины, папки, планшеты- для демонстрации выполненных работ; Модели и натурный фонд Папки с наглядными материалами: репродукции, открытки, композиции. ТСО: - Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением; - Мультимедиа проектор; - Экран

Инструменты и материалы:
- бумага цветная, бархатная, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки для декупажа;
- нитки: катушечные, тесьма, шерстяная пряжа.
- проволока, фольга;
- пластилин;
- лоскуты, мех, синтепон, пенопласт;
- природный материал, «бросовый» материал ( пробки, бутылки пластиковые, CD-диски, коробки, газеты и т. д . )
- клей ПВА, клей-карандаш, «момент»;
- бисер, шнур, цветные ленты и пр.
Техническое обеспечение: - Необходимое освещение согласно СанПин.





























Список литературы

Основная литература:

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

Список литературы для детей

  • Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

  • Дополнительная литература:

  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

  • Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!