Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гурульбинская cредняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей: _____________ Рук. МО: С.А. Жалсанова «___» августа 2023г. | Согласовано: __________ Зам. директора по ВР: М.В.Цыбикжапова «___»_______ 2023 г. | «Утверждаю» ___________ Директор школы: Б.В. Гармаев Приказ №_____ от «___»________ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Декоративно-прикладное искусство»
(художественно – эстетическое направление)
6 КЛАСС
Срок реализации: 1 год
Разработана Самбуевой Р.С.
учителем изобразительного искусства
2023-2024 уч.год
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………..3
цели и задачи;
формы организации образовательного процесса;
место курса в учебном плане;
общая характеристика курса внеурочной деятельности;
оценка и планируемых результатов освоения программ.
2.Содержание программы……………………………………6
3.Тематическое планирование………………………………8
4.Методическое обеспечение программы…………………..9
5.Список литературы…………………………………………10
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО основного общего образования.
Направленность программы является программой художественно - эстетической направленности. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Цель программы: - Создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно- практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно- прикладного искусства. Задачи: -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством. -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий. - Приобщать школьников к народному искусству; -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Формы организации образовательного процесса
Занятия по программе декоративно-прикладного творчества проводятся в групповой форме с использованием личностно-ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка). Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и практики в течение одного занятия.
Программа предлагает разные формы работы с детьми - это практические занятия, теоретические занятия, культурно-массовые мероприятия (оформление выставок, участия в городских выставках).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Формы занятий:
Занятия предполагают выполнение художественными материалами (пастелью, гуашью, цветными карандашами). Особое внимание уделяется более углубленному изучению бумажной пластики, ДПИ.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Актуальность программы заключается в том, что за счет развития творческого мышления учащиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для украшения интерьера, одежды, быта и т.д.). Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Учебная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми среднего школьного возраста ( 11 - 12 лет). Периодичность занятия 1 раз в неделю.
Режим занятий: пятница 15.00-15.40 ( 6 класс)
Содержание программы дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность учащегося, направленную на преображение окружающего мира.
Обучение детей осуществляется по следующим направлениям: аппликации из различных материалов (из бумаги, ткани, волокнистых материалов, природных материалов); папье-маше;
создание сувениров; краеведение, история, культура разных народов.
На протяжении всего курса обучения дети учатся работать с разными материалами (природный материал, фетр, нити, бумага), овладевают способами их обработки и различными понятиями (симметрия, композиция, контрастность), узнают особенности цвета, формы, узора, орнамента и т.д. Большое значение уделяется на занятиях вопросам краеведения, истории, культуре разных народов, этике, эстетике.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Оценка планируемых результатов освоения программы
- Удовлетворенность учеников, посещающих занятия; - Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
- Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
-Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
-Анкетирование
- Демонстрации
- Выставка творческих работ
- участие в творческих конкурсах разного уровня
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление и индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком
Содержание программы
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении знаний и умений о приемах и техниках работы с материалами и инструментами, знакомство с историей различных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление декоративно – художественных изделий.
1. Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство, правила техники безопасности. Вводный инструктаж по ТБ. Введение в программу внеурочной деятельности. Ознакомление с работой кружка, содержание и порядок работы.. Проведение вводного инструктажа по ТБ. Знать правила поведения на занятиях внеурочной деятельности, технику безопасности. Уметь пользоваться инструментами и материалами для творчества.
2. Что такое ДПИ? Ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятий
3-6. Работа с бумагой. Бумага - замечательный материал. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги.
7- 10. Работа с различными тканями. Азбука по работе с тканями.
11. Ежик и белка. Подвеска из фетра. Форма и цветовое решение. Определение порядка работы. Практическая часть. Создание подвески «Ёжик и белка».
12. Синичка. Знакомство с новой техникой витраж. Виды витража. Витраж из бумаги. Порядок выполнения. Практическая часть. Синичка.
13. Собачка. Анализ образца. Выбор формы. Цветовое решение. Закрепление темы пластилинография. Работа с мехом. Практическая часть. Панно «Собачка».
14. Рождественский венок. Закрепление техники торцевание. Практическая часть. Создание украшения на стену.
15-16. Рождественское окно. Новогоднее украшение из картона с полуобъемными элементами Практическая часть. «Рождественское окно».
17-18. Олень в валенках. Работа с различными видами тканей. Аппликация из тканей. Практическая часть. Выполнение панно по инструкционной карте.
19. Варежки и коньки. Создание новогодних сувениров на основе скрепок и ткани. Практическая часть. Выполнение сувениров.
20. Открытка валентинка. Закрепление техники витраж. Декор блестками. Практическая часть. Выполнение открытки в виде сердца.
21. Открытка для папы Пиджак. Закрепление конструирования из бумаги. Работа с самоклеящейся пленкой. Практическая часть. Выполнение открытки по образцу.
22-23. Кролик. Аппликация из нитей. Порядок выполнения работы. Практическая часть. Сувенир «Кролика».
24. Открытка для мамы. Закрепление темы «Моделирование из картона». Работа с шаблоном. Декорирование дополнительными элементами. Сборка изделия. Практическая часть. Открытка в виде сумочки. Цветок нарцисс.
25. Петушок. Знакомство с обратной аппликацией в пластилинографии. Цветовое решение. Практическая часть. Панно «Петушок».
26. Пасхальный заяц. Сочетание фетра, картона и самоклеящейся пленки. Разметка деталей. Сборка изделия. Практическая часть. Выполнение подставки для яиц.
27. Открытка ко дню Победы. Конструирование из бумаги полуобъемная звезда. Практическая часть. Выполнение открытки.
28-29. Панно в миниатюре. Расширение кругозора учащихся о цветах. Прием нарезания бахромы. Выполнение детали в технике квиллинг. Практическая часть. Выполнение панно.
30. Заяц с балалайкой. Создание динамической игрушки с помощью изобразительных средств. Принцип устройства механизма действия. Практическая часть. Игрушка «Заяц с балалайкой».
31-32. Не спешите выбрасывать! Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Панно из компакт – дисков. Технологические отходы – компьютерные диски. Практическая работа .Выполнение панно из компакт – дисков.
33. Животные из пластиковых бутылок. Практическая работа . Выполнение животных. Последовательность выполнения работы по образцу.
34. Итоговое занятие. Выставка. Подведение итогов. Проведение выставки творческих работ.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение: правила техники безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Что такое ДПИ? | 1 | 0.2 | 0.8 |
3-6 | Работа с бумагой. Бумага - замечательный материал. | 4 | 0.2 | 3.8 |
7-10 | Работа с различными тканями | 3 | 0.5 | 2.5 |
11 | Ежик и белка (подвеска из фетра) | 1 | 0.2 | 0.8 |
12 | Синичка (из фетра) | 1 | 0.2 | 0.8 |
13 | Собачка (пластилинография, и мех) | 1 | 0.5 | 0.5 |
14 | Рождественский венок | 1 | 0.5 | 0.5 |
15-16 | Рождественское окно (декор для окна) | 2 | 0.2 | 1.8 |
17-18 | Олень в валенках (панно из ткани) | 2 | 0.5 | 1.5 |
19 | Варежки и коньки (сувениры на основе скрепок) | 1 | 0.2 | 0.8 |
20 | Открытка валентинка | 1 | 0.2 | 0.8 |
21 | Открытка для папы Пиджак (конструирование из бумаги) | 1 | 0.2 | 0.8 |
22-23 | Кролик (аппликация из нитей) | 2 | 0.5 | 1.5 |
24 | Открытка для мамы (моделирование из картона) | 1 | 0.2 | 0.8 |
25 | Петушок (в технике пластилинография) | 1 | 0.2 | 0.8 |
26 | Пасхальный заяц (подставка для яйца) | 1 | 0.2 | 0.8 |
27 | Открытка ко дню Победы | 1 | 0.2 | 0.8 |
28-29 | Панно в миниатюре (в технике квиллинг) | 2 | 0.5 | 1.5 |
30 | Заяц с балалайкой (динамическая игрушка) | 1 | 0.2 | 0.8 |
31-32 | Не спешите выбрасывать!(панно из компакт – дисков) | 2 | 0.5 | 1.5 |
33 | Животные из пластиковых бутылок | 1 | 0.2 | 0.8 |
34 | Итоговое занятие. Выставка. | 2 | 0.2 | 1.8 |
Итого: | | 34 | 8.2 | 24.8 |
|
Методическое обеспечение программы
Для успешной организации учебного процесса необходимы условием является наличие следующего:
Материально – техническое обеспечение:
Учебно- практическое оборудование: - Столы, стулья, шкафы, стеллажи- для хранения материалов; - Витрины, папки, планшеты- для демонстрации выполненных работ; Модели и натурный фонд Папки с наглядными материалами: репродукции, открытки, композиции. ТСО: - Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением; - Мультимедиа проектор; - Экран
Инструменты и материалы:
- бумага цветная, бархатная, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки для декупажа;
- нитки: катушечные, тесьма, шерстяная пряжа.
- проволока, фольга;
- пластилин;
- лоскуты, мех, синтепон, пенопласт;
- природный материал, «бросовый» материал ( пробки, бутылки пластиковые, CD-диски, коробки, газеты и т. д . )
- клей ПВА, клей-карандаш, «момент»;
- бисер, шнур, цветные ленты и пр.
Техническое обеспечение: - Необходимое освещение согласно СанПин.
Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Список литературы для детей
Основная литература:
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Дополнительная литература:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).